Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационная стратегия

В стратегии экономического и социального развития Украины на 2000-2004 гг. на основе науки запрограммированы стратегические приоритеты этого периода, политика экономического роста, повышение конкурентоспособности национальной экономики, задачи и направления социальной политики, экономическая и экологическая безопасность.

Для успешного выстраивания цепочки «идея-разработка-производство-сбыт» в процессе инновационной деятельности важно:

- обеспечить восприимчивость субъектов к инновациям и инвестициям в них:

- вывести потенциальных инвесторов на действительно конкурентоспособный инвестиционный проект.

Развитие науки в Украине, её структуры, институций весьма динамично. Превратившись в самостоятельную большую современную отрасль общественного производства с миллионами работников, наука как определённая система научно-общественных отношений состоит из двух подсистем. Первая – подсистема научно-организационных отношений и вторая – подсистема научно-социальных (хозяйственных) отношений.

Стратегия предприятия представляет собой взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи предприятия (фирмы). Это детальный всесторонний комплексный план достижения целей. С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности. Стратегическое планирование преследует две основные цели: эффективное распределение и использование ресурсов (внутренняя стратегия) и адаптация к внешней среде.

Постановка цели имеет важнейшую роль в разработке стратегии.

А.Ю.Юданов рассматривает 4 типа стратегий в зависимости от их целей: виоленты, коммутанты, патиенты, эксплеренты.

Виолентная (силовая) стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства. Фундаментальный источник сил – массовое производство продукции хорошего (среднего) качества по низким ценам. За счёт этого фирма обеспечивает большой запас конкурентоспособности. Девиз фирм: «Дёшево, но прилично»

Патиентная (нишевая) стратегия типична для фирм, ставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция.

Их девиз: «Дорого, зато хорошо». Они стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями. Эти фирмы называют «хитрыми лисами» экономики.

Коммутантная (соединяющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила местного неспециализированного предприятия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объёму (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребительской ценности не за счёт сверхвысокого качества (как у патиента), а за счёт индивидуализации услуги. «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно ваши проблемы», - лозунг коммутантов. Они получили название «серых мышей». Повышенная гибкость позволяет им выдержать в конкурентной борьбе.

Эксплерентная (пионерская) стратегия – это первопроходцы в поиске и реализации революционных решений преимущественно 1-го хода. Сила эксплерентов обусловлена внедрением принципиальных нововведений, они извлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке. Они в 85 случаях из 100 терпят крах, но за счёт 15 случаев получают огромный технический, финансовый и моральный успех. Они являются двигателями научно-технического прогресса. Девиз их: «Лучше и дешевле, если получится». Этим фирмам приходится труднее всего, т.к. чтобы удержаться на данном сегменте рынка, им необходимо одновременно повышать качество и снижать себестоимость. (4).

В сфере крупного стандартного бизнеса действуют фирмы-виоленты – это фирмы с «силовой» стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии, занимаются крупносерийным выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих «средние» запросы к качеству и удовлетворяющихся средним уровнем цен. Прибыльность – непременное условие деятельности этих фирм.

Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка, называются эксплерентами. Они занимаются продвижением новшеств на рынок. Они получили название «пионерских».Они работают в «окрестностях» этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции. (К ним относится малый бизнес, технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные фирмы).

Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объёмам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи или покупки лицензии и т.п. Эти фирмы прибыльны. В то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису. В таких фирмах целесообразна должность постоянного инновационного менеджера, призванного обезопасить их деятельность.

Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно-национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты. Они действуют на этапе падения цикла выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной постановке продукции на производство, о степени технологической особенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразности изменений в них согласно требованиям специфических потребителей.

Рынок новшеств (новации)

Одним из условий успешного инновационного развития является создание необходимой инфраструктуры, позволяющей сформировать потребности в нововведениях и обеспечивающей формирование соответствующего ранга предложений. Объективно рынок инновационных предложений всегда более насыщен, чем рынок спроса. Известно, что совсем малое число идей успешно реализуется через инновации. В лучшем случае только одна идея из сорока приводит к коммерческому успеху, но именно эти воплощённые идеи оказываются двигателями прогресса.

Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

От новшества как результата научной и научно-технической деятельности до нововведения как общественного признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т. п. осуществляется процесс с затратами времени и ресурсов.

Рынок капитала (инвестиций)

При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новшества в нововведения.

В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. В специальной литературе можно встретить различные варианты классификации инвестиций. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции - это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов. В данном случае приток капитала в бизнес происходит через инвестирование средств в ценные бумаги.

Трудно найти организацию, которая не хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необходимо приобрести и (или) обновить мебель, видеотехнику, автомобиль и т. п. Предприятию желательно приобрести новые технологии, конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках продукции (услуги). Государству требуются новые виды вооружений, экологически чистые виды энергии, ресурсосберегающие технологии и т. п. Мировое сообщество осматривает проекты дальнейшего освоения околоземного пространства и полета на Марс, использования ресурсов Мирового океана и др. Современное развитие науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня. Однако в качестве основного ограничения удовлетворения потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.).

В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3-5 лет и более. В условиях глубокого экономического кризиса в Российской Федерации государственные источники финансирования резко сокращаются. Существуют следующие основные нормы инвестиционной политики в инновационной сфере:

- на безвозвратной основе из федерального бюджета - обычно могут финансироваться фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;

- на возвратной и конкурсной основе могут осуществляться остальные виды централизованных инвестиций;

- преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.

Классификация инноваций

Инновации могут классифицироваться по самым различным признакам. Например, существует деление инноваций по технологическим параметрам на инновации процессов и инновации продукции. Такое деление часто неправомерно, т.к. в ходе определённого процесса может производиться продукция и наоборот – для производства новой продукции необходим новый процесс.

Научные инно­вации — процесс формирования нового научного направления или использования достижений одной науки в какой-либо иной области. В качестве примера научных инноваций можно привести такие, новые в свое время, научные направления, как медицинская и экономическая кибернетика, радиофизика и радиоастрономия, космическая биология и космическая химия и др., возникшие как результат интеграции различных научных дисциплин.

Научно-технические инновации — комплексный процесс реализации научно-технических новшеств в течение инновационного цикла.

Организационно-управленческие инновации — процесс принятия в данной организации новой процедуры или метода управления, фор­мы организации труда; оргструктуры, системы принятия решений, радикально отличающиеся от ранее функциони­ровавших. Пример организационно-управленческих инноваций — автоматизированные системы управления, системы планирования, методы оценки и подготовки кадров, ранее не применявшиеся. Организационно-управленческие инновации, как правило, сопутствуют научно-техническим.

Социальные инновации — процесс реализации меро­приятий, направленных на изменение взаимоотношений в различных социальных группах, улучшение условий труда, изменение экономических, экологических, культурных и политических аспектов.

Выделяют инновации типа «технологического толчка». Здесь имеется в виду традиционный инновационный процесс от начала исследований до выполнения разработок, опытно-конструкторских работ и т.д. В этом случае при поступлении новой продукции на рынок может потребоваться её доработка в соответствии с изменившимися требованиями рынка.

В так называемых инновациях «общего котла» исследования проводятся одновременно с маркетинговой и проектно-конструкторской деятельностью.

Называют инновации «горизонтального распространения» – когда технологии, используемые в одной отрасли, начинают применяться и в других.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инновационная политика. Инновационная политика в широком смысле объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление | Инфратехнологические инновации – достижение цели решается не внедрением одной или нескольких технологий, а оптимизацией совокупности основных технологий в отрасли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.