Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление проектом. Управление проектом является сложной задачей

Управление проектом является сложной задачей. Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, решаемых существующими функциональными подразделениями.

В практике менеджмента применяется много методик управления рабочей группой проекта. Среди них: планирование (особенно планирование бюджета и контроля за затратами; управление информационными потоками и т.п.). Однако эти методики не являются специальными для рабочей группы, они применяются для управления любыми процессами. Универсальной является процедура организации совещаний по проекту, принятия решений и т.п.

Специфическими инструментами управления проектом являются:

1. Определение проекта и постановка задачи.

2. Установление промежуточных этапов (разделение проекта на отдельные фазы

Всё разделение проекта на этапы должно быть тщательно продумано. Одной из причин неудач в реализации проекта является нечеткая организация сотрудничества и согласованности внутри рабочей группы, а также между рабочей группой и организацией.

Управление работами на стадиях жизненного цикла нововведения

Мы уже знаем, что жизненный цикл инновации состоит из ряда стадий: идея - исследование – конструирование – испытание – производство – реализация.

Первая стадия представляет немаловажный объект для инновационного менеджера. От выбора цели исследования во многом зависит результативность исследовательской организации. В соответствии с ДСТУ 3973 - 2000 (пункт 5.1.3) предусмотрено в качестве основных заданий, определяющих содержание и характер НИР, создание научных и научно-технических обоснований, на базе эффективных исследований, которые необходимы для принятия решений о включении темы в план.

С этой целью ДСТУ 3575-97 «Патентные исследования. Основные положения и порядок проведения» предписывает порядок проведения предварительных патентных исследований для анализа свойств объекта исследований, соответствующих требованиям правовой охраны объектов интеллектуальной собственности (пункт 5.3.4.), проведение научного прогнозирования и изучение перспектив дальнейшего развития соответствующего направления, анализа научно-технической документации и информационных материалов о новых достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, а также опыта предварительной разработки и эксплуатации аналогичной продукции (пункт 6.1.3).

Однако, в вышеназванных нормативных документах отсутствует раздел описывающий порядок проведения маркетинговых исследований, которые в в условиях рыночной экономики должны предшествовать предполагаемым НИР.

Маркетинговые исследования должны быть направлены на получение информации о спросе как на ожидаемый инновационный продукт, так и на проведение самой научно-исследовательской работы, т.к. потребители у них могут быть разными. Должна быть собрана и изучена информация об уровне планируемых исследований, их патентной чистоте, научной новизне, перспективности, возможности реализации, ожидаемой экономической эффективности. Маркетинговые исследования призваны выявить потребности, склонности и предпочтения покупателей научно-технической продукции, состояние и перспективы рынка и соответствующих его сегментов, изучение структуры этого рынка; анализ возможных потребителей инновационного конечного продукта, моделирование их поведения; прогнозирование тенденций развития предполагаемого производства.

Вторая стадия - порядок проведения НИР определяется ДСТУ 3973 – 2000, которым установлены общие требования к порядку выполнения НИР, в том числе предусматривается разработка технического задания на НИР, определены его составные части, функции основных участников НИР, этапы НИР. Техническое задание (ТЗ) – это обязательный документ для начала НИР. Он обязательно согласовывается с заказчиком, а иногда и утверждается им. Разработана обязательная структура ТЗ – аннотация, технико-экономическое обоснование, данные о патентном поиске, информационно-литературный обзор, карта технического уровня, календарный план работ с указанием их стоимости по этапам.

Процесс организации управления НИР предусматривает оптимизацию времени выполнения НИР, стоимости, качества выполнения, определение технико-экономических и эксплуатационных показателей и т.п. и в общем плане состоит из следующих типовых этапов управления любой системой:

- формирование целей организационной системы (производственные, научно-технические, организационно-экономические);

- определение состава организационной системы (организаций-исполнителей, подразделений);

- разработка структуры системы управления – определяются руководитель работ, ответственные исполнители, служба управления, иерархия программных органов управления в сложной системе: руководитель программы и его заместители, руководители работ в организациях-соисполнителях, ответственные исполнители, центр управления программой, структура службы управления и т.п.;

- разработка технологии управления, т.е. способы, приёмы и порядок выполнения управленческих функций, экономические методы управления – распределение и перераспределение финансовых и материальных ресурсов, материальное стимулирование, ценообразование, методы оценки эффективности, организации хозрасчётных связей и др., распределение задач, прав и обязанностей между органами управления;

- определение связей, объёмов и путей прохождения информации, порядка документооборота – определяются количество и состав плановых и учётных документов, порядок предоставления отчётности;

- выбор и организация использования технических средств;

- подбор и обучение руководителей и управленческого персонала.

На третьем этапе – разрабатывается конструкторская документация с соблюдением целого ряда стандартов, предусматривающих разработку технического предложения, эскизного проекта, технического проекта, рабочую конструкторскую документацию, рабочие чертежи, изготовление опытного образца, изготовление которого завершается испытаниями производственными, а затем приёмочными с оформлением соответствующих актов.

На четвёртом этапе может осуществляться опытно-промышленное производство и затем массовое освоение выпуска продукции. Здесь осуществляются маркетинговые мероприятия по продвижению инновации на предприятия-изготовители, передача научной продукции заказчику.

Финансирование проектов

Для систем финансирования инновационных процессов в странах дальнего зарубежья характерна множественность источников аванси­рования средств. Главными из них являются средства промышленных фирм, федерального правительства, университетов и ряда других бесприбыльных организаций.

Значительное место в финансировании науки принадлежит раз­личным инновационным фондам. При этом, помимо государственных фондов, к которым в первую очередь относится Национальный научный фонд - единственное в федеральном правительстве агентство, функ­ционирование которого полностью посвящено развитию науки и техни­ки, и который несет ответственность за функционирование всего на­учно-технического комплекса, финансируя главным образом программы фундаментальных исследований, а также таких государственных фон­дов как НАСА, НАТО, различных министерств, большое участие в ин­вестировании науки принимают и неправительственные фонды.

Европейский банк реконструкции и развития - специально соз­данный для развития рыночно ориентированной экономики в странах Центральной и Восточной Европы и в странах бывшего СССР. В Украи­не банк действует с 1994 г. Одно из приоритетных его направлений - кредитование проектов агропромышленного сектора. Однако кредиты даются под довольно высокие проценты и при предоставлении сущест­венных гарантий, что в научно-исследовательской практике весьма затруднительно.

В Украине вопросы инвестирования науки и инновационных проектов в частности решаются через следующие организационные структуры:

Министерство науки и образования Украины. Это всегда наиболее желаемый заказчик для научных орга­низаций, поскольку участие в государственной тематике исследова­ний, которую курирует Миннауки, считалось престижным и, что глав­ное, обеспечивалось приоритетным, стабильным и долговременным фи­нансированием. Это позволяло выполнять фундаментальные исследова­ния и поисковые работы, обеспечивавшие хороший научный задел для дальнейших прикладных исследований.

Миннауки в последние годы перешло на выдачу зака­зов на НИР по грантам на конкурсной основе. Недостаточная отрабо­танность процедуры конкурсного отбора, начиная с организации зая­вочной кампании и кончая экспертным отбором при фактическом отсутствии института независимой экспертизы, не создают благоприят­ных и объективных условий для вхождения в государственную темати­ку. Кроме того, финансовые трудности привели к банкротству и эту государственную организацию, которая оказалась неплатежеспособной.

Другие бюджетные фонды. Для стабилизации и роста кон­курентоспособного производства необходима его структурная перест­ройка, диверсификация, повышение технического, организационного и экономического уровней развития, что требует крупных инвестиций.

Государственный фонд фундаментальных исследований, формирую­щийся за счет, главным образом, денег из государственного бюдже­та, а также других поступлений. Целью этого фонда является фи­нансирование на конкурсных началах фундаментальных и поисковых исследований в области гуманитарных, природоведческих и техни­ческих наук, выполняющихся научными организациями, высшими учеб­ными заведениями, исследовательскими коллективами и отдельными учеными - независимо от их ведомственной подчинённости.

Фонд осуществляет целевое финансирование фундаментальных и поисковых исследований, разработок и методов, прошедших отбор на конкурсной основе, а также отдельных ученых, исследования которых признаны перспективными независимой экспертизой; организовывает межгосударственное и международное сотрудничество в области фун­даментальных исследований; способствует созданию научных центров, центров общего пользования научно-техническим оборудованием; осу­ществляет поддержку центров научной и научно-технической информа­ции, научных библиотек и т.д.; принимает участие в финансировании мероприятий, способствующих творчеству молодых ученых, в част­ности - путем целевого выделения ассигнований на исследования; организовывает научные совещания, конференции, съезды по пробле­мам развития фундаментальных исследований.

Государственный инновационный фонд Украины финансирует на­учные проекты на основе кредита, выдаваемого на беспроцентной основе на определенный срок, т.е. выданные средства должны быть возвращены. На сегодняшний день научные организации в Украине не готовы к такой форме инвестирования, т.к. практически все иссле­дования выполняют на инвестиционной безвозвратной основе. Лишь конечный этап инновационного процесса, на стадии внедрения и освоения разработки может выполняться на условиях кредитования Госиннофондом Украины. И этот путь вполне может оказаться прием­лемым, т.к. кредит выдается без процентов.

Национальная программа "критические технологии" предусматри­вает обеспечение бюджетным финансированием наиболее важные техно­логические проекты двойного использования и технологии жизнео­беспечения населения Украины, которые имеют существенное значе­ние для развития технологической базы государства; которые обеспечивают конкурентоспособность их на мировом рынке и обеспе­чение национальной безопасности.

Технология должна обеспечивать совокупность трех базовых составных частей: разработку новой продукции, развитие произ­водственных процессов, применение существующей продукции и техно­логии в смежных сферах.

Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня утверждается Правительственной комиссией по научно-технической политике.

Финансирование работ, выполняемых программ направлено на развитие исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, космоса, Мирового океана, генетики. Можно также выделить программы создания технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий; разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того, государственные научно-технические программы предусматривают создание новых лекарственных средств; развитие медицины и здравоохранения; решение социальных проблем.

Аналогичный интерес могут представлять и другие национальные программы, такие как "Дети Чернобыля", Программа по развитию аг­рокомплекса в регионах причерноморского бассейна и др.

Акционирование. Возможен и следующий типовой механизм финансирования инновационных проектов прикладной направленности. Если возникает новая техническая идея, получающая положительную оценку финансовой компании, то последняя разрабатывает уставные документы и эмиссионный проспект предприятия (фирмы), где эта идея будет материализованной и реализованной через выпуск соот­ветствующей новой продукции для рынка. На сумму средств, необхо­димых для разворачивания деятельности такого предприятия, иннова­ционная компания выпускает акции и распространяет их среди различных инвесторов - банков, фирм, физических лиц Украины. Этим самым компания берет на себя ответственность перед инвесторами за будущую прибыльность инновационного проекта. Такая ответствен­ность может быть солидарной, например, со страховым учреждением, которое страхует предпринимательский риск инвесторов.

Однако возможность формирования отечественных частных фондов в настоящее время является весьма проблематичной из-за существую­щих экономических условий. Например, в США, жертвуя на науку, можно освободить от налогообложения до 50 % дохода. В Укра­ине такого положения нет.

Предприятия и хозяйства в роли заказчиков научной продукции. С переходом восточноевропейских стран к рыночным отно­шениям происходят существенные структурные изменения в соотноше­нии различных форм собственности. При этом значительно сокраща­ются возможности участия государства в хозяйственно-экономической деятельности как отдельных предприятий, так и целых отраслей. В связи с резким сокращением государственного бюджета в значитель­ной мере уменьшаются и вложения государства в науку. Однако, если в производственной сфере отсутствие государственных инвестиций возмещается в той или иной мере коммерциализацией, переходом предприятий на самофинансирование, то такие возможности для науч­ных организаций крайне ограничены. В связи с этим возникает край­няя необходимость активного привлечения частных коммерческих структур к финансированию науки.

Возникает проблема поиска инвестора, для которого инвестирование в виде долгосрочных займов, приобретения акций и т.п. должно стать привлекательным, т.е. предприятие должно быть инвестиционно привлекательным. При этом под инвестиционной привлекательностью понимается гарантиро­ванное, надежное и своевременное достижение целей инвестора на базе экономических результатов деятельности данного инвестируемо­го производства [110].

В западной практике инвестиционная привлекательность часто оценивается по результатам производственно-хозяйственной деятель­ности предприятия за 3-5 лет, излагаемым в регулярно публикуемых отчетах. Из них можно выяснить насколько стабильно налажено про­изводство, какими средствами оно обладает, какой имеет доход и пр.

Однако для отечественного рынка характерна в настоящее время нестабильность; отсутствие тесной зависимости между экономич­ностью использования производственных ресурсов предприятия и его финансовыми показателями (в частности прибылью), которые улучшаются прежде всего за счет роста (завышения) цен в условиях моно­полизма, слабой конкуренции, нормативно-правовой "сумбурности" переходного периода; отсутствие достоверной, своевременной и сравнимой информации о финансовом положении предприятий из-за частых изменений условий хозяйствования, методологии учета и от­четности; практически полное отсутствие в доступной официальной статистической информации среднеотраслевых показателей (произ­водственных и финансовых), необходимых для сравнительной оценки предприятий; отсутствие производственного учета и практики форми­рования внутрихозяйственной информации для нужд менеджеров; частое отсутствие систематизированных и достоверных сведений о конъюнктуре рынка, о тенденциях ее изменения и т.п.

Тем не менее, избежать помощи тех или иных инвесторов, осо­бенно для инновационных предприятий, практически невозможно и по­иску их должно быть уделено самое главное внимание.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оформление инновационных проектов | Персонал научных организаций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.