КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление проектом. Управление проектом является сложной задачей
Управление проектом является сложной задачей. Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, решаемых существующими функциональными подразделениями. В практике менеджмента применяется много методик управления рабочей группой проекта. Среди них: планирование (особенно планирование бюджета и контроля за затратами; управление информационными потоками и т.п.). Однако эти методики не являются специальными для рабочей группы, они применяются для управления любыми процессами. Универсальной является процедура организации совещаний по проекту, принятия решений и т.п. Специфическими инструментами управления проектом являются: 1. Определение проекта и постановка задачи. 2. Установление промежуточных этапов (разделение проекта на отдельные фазы Всё разделение проекта на этапы должно быть тщательно продумано. Одной из причин неудач в реализации проекта является нечеткая организация сотрудничества и согласованности внутри рабочей группы, а также между рабочей группой и организацией. Управление работами на стадиях жизненного цикла нововведения Мы уже знаем, что жизненный цикл инновации состоит из ряда стадий: идея - исследование – конструирование – испытание – производство – реализация. Первая стадия представляет немаловажный объект для инновационного менеджера. От выбора цели исследования во многом зависит результативность исследовательской организации. В соответствии с ДСТУ 3973 - 2000 (пункт 5.1.3) предусмотрено в качестве основных заданий, определяющих содержание и характер НИР, создание научных и научно-технических обоснований, на базе эффективных исследований, которые необходимы для принятия решений о включении темы в план. С этой целью ДСТУ 3575-97 «Патентные исследования. Основные положения и порядок проведения» предписывает порядок проведения предварительных патентных исследований для анализа свойств объекта исследований, соответствующих требованиям правовой охраны объектов интеллектуальной собственности (пункт 5.3.4.), проведение научного прогнозирования и изучение перспектив дальнейшего развития соответствующего направления, анализа научно-технической документации и информационных материалов о новых достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, а также опыта предварительной разработки и эксплуатации аналогичной продукции (пункт 6.1.3). Однако, в вышеназванных нормативных документах отсутствует раздел описывающий порядок проведения маркетинговых исследований, которые в в условиях рыночной экономики должны предшествовать предполагаемым НИР. Маркетинговые исследования должны быть направлены на получение информации о спросе как на ожидаемый инновационный продукт, так и на проведение самой научно-исследовательской работы, т.к. потребители у них могут быть разными. Должна быть собрана и изучена информация об уровне планируемых исследований, их патентной чистоте, научной новизне, перспективности, возможности реализации, ожидаемой экономической эффективности. Маркетинговые исследования призваны выявить потребности, склонности и предпочтения покупателей научно-технической продукции, состояние и перспективы рынка и соответствующих его сегментов, изучение структуры этого рынка; анализ возможных потребителей инновационного конечного продукта, моделирование их поведения; прогнозирование тенденций развития предполагаемого производства. Вторая стадия - порядок проведения НИР определяется ДСТУ 3973 – 2000, которым установлены общие требования к порядку выполнения НИР, в том числе предусматривается разработка технического задания на НИР, определены его составные части, функции основных участников НИР, этапы НИР. Техническое задание (ТЗ) – это обязательный документ для начала НИР. Он обязательно согласовывается с заказчиком, а иногда и утверждается им. Разработана обязательная структура ТЗ – аннотация, технико-экономическое обоснование, данные о патентном поиске, информационно-литературный обзор, карта технического уровня, календарный план работ с указанием их стоимости по этапам. Процесс организации управления НИР предусматривает оптимизацию времени выполнения НИР, стоимости, качества выполнения, определение технико-экономических и эксплуатационных показателей и т.п. и в общем плане состоит из следующих типовых этапов управления любой системой: - формирование целей организационной системы (производственные, научно-технические, организационно-экономические); - определение состава организационной системы (организаций-исполнителей, подразделений); - разработка структуры системы управления – определяются руководитель работ, ответственные исполнители, служба управления, иерархия программных органов управления в сложной системе: руководитель программы и его заместители, руководители работ в организациях-соисполнителях, ответственные исполнители, центр управления программой, структура службы управления и т.п.; - разработка технологии управления, т.е. способы, приёмы и порядок выполнения управленческих функций, экономические методы управления – распределение и перераспределение финансовых и материальных ресурсов, материальное стимулирование, ценообразование, методы оценки эффективности, организации хозрасчётных связей и др., распределение задач, прав и обязанностей между органами управления; - определение связей, объёмов и путей прохождения информации, порядка документооборота – определяются количество и состав плановых и учётных документов, порядок предоставления отчётности; - выбор и организация использования технических средств; - подбор и обучение руководителей и управленческого персонала. На третьем этапе – разрабатывается конструкторская документация с соблюдением целого ряда стандартов, предусматривающих разработку технического предложения, эскизного проекта, технического проекта, рабочую конструкторскую документацию, рабочие чертежи, изготовление опытного образца, изготовление которого завершается испытаниями производственными, а затем приёмочными с оформлением соответствующих актов. На четвёртом этапе может осуществляться опытно-промышленное производство и затем массовое освоение выпуска продукции. Здесь осуществляются маркетинговые мероприятия по продвижению инновации на предприятия-изготовители, передача научной продукции заказчику. Финансирование проектов Для систем финансирования инновационных процессов в странах дальнего зарубежья характерна множественность источников авансирования средств. Главными из них являются средства промышленных фирм, федерального правительства, университетов и ряда других бесприбыльных организаций. Значительное место в финансировании науки принадлежит различным инновационным фондам. При этом, помимо государственных фондов, к которым в первую очередь относится Национальный научный фонд - единственное в федеральном правительстве агентство, функционирование которого полностью посвящено развитию науки и техники, и который несет ответственность за функционирование всего научно-технического комплекса, финансируя главным образом программы фундаментальных исследований, а также таких государственных фондов как НАСА, НАТО, различных министерств, большое участие в инвестировании науки принимают и неправительственные фонды. Европейский банк реконструкции и развития - специально созданный для развития рыночно ориентированной экономики в странах Центральной и Восточной Европы и в странах бывшего СССР. В Украине банк действует с 1994 г. Одно из приоритетных его направлений - кредитование проектов агропромышленного сектора. Однако кредиты даются под довольно высокие проценты и при предоставлении существенных гарантий, что в научно-исследовательской практике весьма затруднительно. В Украине вопросы инвестирования науки и инновационных проектов в частности решаются через следующие организационные структуры: Министерство науки и образования Украины. Это всегда наиболее желаемый заказчик для научных организаций, поскольку участие в государственной тематике исследований, которую курирует Миннауки, считалось престижным и, что главное, обеспечивалось приоритетным, стабильным и долговременным финансированием. Это позволяло выполнять фундаментальные исследования и поисковые работы, обеспечивавшие хороший научный задел для дальнейших прикладных исследований. Миннауки в последние годы перешло на выдачу заказов на НИР по грантам на конкурсной основе. Недостаточная отработанность процедуры конкурсного отбора, начиная с организации заявочной кампании и кончая экспертным отбором при фактическом отсутствии института независимой экспертизы, не создают благоприятных и объективных условий для вхождения в государственную тематику. Кроме того, финансовые трудности привели к банкротству и эту государственную организацию, которая оказалась неплатежеспособной. Другие бюджетные фонды. Для стабилизации и роста конкурентоспособного производства необходима его структурная перестройка, диверсификация, повышение технического, организационного и экономического уровней развития, что требует крупных инвестиций. Государственный фонд фундаментальных исследований, формирующийся за счет, главным образом, денег из государственного бюджета, а также других поступлений. Целью этого фонда является финансирование на конкурсных началах фундаментальных и поисковых исследований в области гуманитарных, природоведческих и технических наук, выполняющихся научными организациями, высшими учебными заведениями, исследовательскими коллективами и отдельными учеными - независимо от их ведомственной подчинённости. Фонд осуществляет целевое финансирование фундаментальных и поисковых исследований, разработок и методов, прошедших отбор на конкурсной основе, а также отдельных ученых, исследования которых признаны перспективными независимой экспертизой; организовывает межгосударственное и международное сотрудничество в области фундаментальных исследований; способствует созданию научных центров, центров общего пользования научно-техническим оборудованием; осуществляет поддержку центров научной и научно-технической информации, научных библиотек и т.д.; принимает участие в финансировании мероприятий, способствующих творчеству молодых ученых, в частности - путем целевого выделения ассигнований на исследования; организовывает научные совещания, конференции, съезды по проблемам развития фундаментальных исследований. Государственный инновационный фонд Украины финансирует научные проекты на основе кредита, выдаваемого на беспроцентной основе на определенный срок, т.е. выданные средства должны быть возвращены. На сегодняшний день научные организации в Украине не готовы к такой форме инвестирования, т.к. практически все исследования выполняют на инвестиционной безвозвратной основе. Лишь конечный этап инновационного процесса, на стадии внедрения и освоения разработки может выполняться на условиях кредитования Госиннофондом Украины. И этот путь вполне может оказаться приемлемым, т.к. кредит выдается без процентов. Национальная программа "критические технологии" предусматривает обеспечение бюджетным финансированием наиболее важные технологические проекты двойного использования и технологии жизнеобеспечения населения Украины, которые имеют существенное значение для развития технологической базы государства; которые обеспечивают конкурентоспособность их на мировом рынке и обеспечение национальной безопасности. Технология должна обеспечивать совокупность трех базовых составных частей: разработку новой продукции, развитие производственных процессов, применение существующей продукции и технологии в смежных сферах. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня утверждается Правительственной комиссией по научно-технической политике. Финансирование работ, выполняемых программ направлено на развитие исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, космоса, Мирового океана, генетики. Можно также выделить программы создания технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий; разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того, государственные научно-технические программы предусматривают создание новых лекарственных средств; развитие медицины и здравоохранения; решение социальных проблем. Аналогичный интерес могут представлять и другие национальные программы, такие как "Дети Чернобыля", Программа по развитию агрокомплекса в регионах причерноморского бассейна и др. Акционирование. Возможен и следующий типовой механизм финансирования инновационных проектов прикладной направленности. Если возникает новая техническая идея, получающая положительную оценку финансовой компании, то последняя разрабатывает уставные документы и эмиссионный проспект предприятия (фирмы), где эта идея будет материализованной и реализованной через выпуск соответствующей новой продукции для рынка. На сумму средств, необходимых для разворачивания деятельности такого предприятия, инновационная компания выпускает акции и распространяет их среди различных инвесторов - банков, фирм, физических лиц Украины. Этим самым компания берет на себя ответственность перед инвесторами за будущую прибыльность инновационного проекта. Такая ответственность может быть солидарной, например, со страховым учреждением, которое страхует предпринимательский риск инвесторов. Однако возможность формирования отечественных частных фондов в настоящее время является весьма проблематичной из-за существующих экономических условий. Например, в США, жертвуя на науку, можно освободить от налогообложения до 50 % дохода. В Украине такого положения нет. Предприятия и хозяйства в роли заказчиков научной продукции. С переходом восточноевропейских стран к рыночным отношениям происходят существенные структурные изменения в соотношении различных форм собственности. При этом значительно сокращаются возможности участия государства в хозяйственно-экономической деятельности как отдельных предприятий, так и целых отраслей. В связи с резким сокращением государственного бюджета в значительной мере уменьшаются и вложения государства в науку. Однако, если в производственной сфере отсутствие государственных инвестиций возмещается в той или иной мере коммерциализацией, переходом предприятий на самофинансирование, то такие возможности для научных организаций крайне ограничены. В связи с этим возникает крайняя необходимость активного привлечения частных коммерческих структур к финансированию науки. Возникает проблема поиска инвестора, для которого инвестирование в виде долгосрочных займов, приобретения акций и т.п. должно стать привлекательным, т.е. предприятие должно быть инвестиционно привлекательным. При этом под инвестиционной привлекательностью понимается гарантированное, надежное и своевременное достижение целей инвестора на базе экономических результатов деятельности данного инвестируемого производства [110]. В западной практике инвестиционная привлекательность часто оценивается по результатам производственно-хозяйственной деятельности предприятия за 3-5 лет, излагаемым в регулярно публикуемых отчетах. Из них можно выяснить насколько стабильно налажено производство, какими средствами оно обладает, какой имеет доход и пр. Однако для отечественного рынка характерна в настоящее время нестабильность; отсутствие тесной зависимости между экономичностью использования производственных ресурсов предприятия и его финансовыми показателями (в частности прибылью), которые улучшаются прежде всего за счет роста (завышения) цен в условиях монополизма, слабой конкуренции, нормативно-правовой "сумбурности" переходного периода; отсутствие достоверной, своевременной и сравнимой информации о финансовом положении предприятий из-за частых изменений условий хозяйствования, методологии учета и отчетности; практически полное отсутствие в доступной официальной статистической информации среднеотраслевых показателей (производственных и финансовых), необходимых для сравнительной оценки предприятий; отсутствие производственного учета и практики формирования внутрихозяйственной информации для нужд менеджеров; частое отсутствие систематизированных и достоверных сведений о конъюнктуре рынка, о тенденциях ее изменения и т.п. Тем не менее, избежать помощи тех или иных инвесторов, особенно для инновационных предприятий, практически невозможно и поиску их должно быть уделено самое главное внимание.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |