КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интегрированные информационные системы управления предприятием
По характеру решаемых задач По сложности По принципу работы · Классификационные · Синтезирующие · Смешанные · Простые · Сложные · Интерпретирующие · Планирующие · Прогнозирующие · Диагностирующие · Управляющие · Проектирующие · Обучающие Бурный прогресс современных информационных технологий, повсеместное проникновение Internet, широкое использование Web-решений начинают серьезно затрагивать промышленную сферу, имея в виду все уровни производственного цикла в целом, включая и системы управления производством. Глобальное наступление Internet-технологий начинает врываться и в область промышленной автоматизации. Настало время объединения достижений современных информационных технологий с возможностями традиционных программно-технических решений АСУТП и повышения на этой основе эффективности управления промышленными предприятиями в целом. Ведущие производители средств промышленной автоматизации, принимавшие участие в реализации проектов комплексной автоматизации крупных предприятий и корпораций, отреагировали на это, и осознав необходимость тесной интеграции систем верхнего (бизнес-приложений) и нижнего (технологического) уровней, заявили о выпуске новых видов программно-технических средств для АСУТП, основанных на использовании современных информационных технологий. Активное внедрение вышеупомянутых стандартов в АСУТП не является просто данью моде или стремлением таким образом дифференцироваться от конкурентов. Эти технологии явились инструментом для построения новой стратегии глобальной инфраструктуры предприятия и фактом повышения роли информационных технологий в области промышленной автоматизации. Дело в том, что до последнего времени основные подсистемы автоматизации промышленных предприятий: АСУП, включающая систему автоматизации управленческой, финансово-хозяйственной деятельности и планирования ресурсов предприятия и АСУТП (система автоматизации технологических и производственных процессов) развивались обособленно и независимо друг от друга. Поэтому исторически сложилось так, что каналы обмена информацией, особенно оперативной, между подсистемами оказались достаточно слабыми. Возможно, так и продолжалось бы дальше, но необходимость передачи технологических данных на уровень бизнес-приложений, в том числе и оперативных, стала очевидной. До сих пор, в большей части, управленческие решения на предприятиях строятся на интуиции и опыте. Однако заметное присутствие субъективного фактора на процесс принятия решения не гарантирует всегда взвешенного, проверенного решения. Можно назвать целый ряд объективных показателей процесса производства, требующих все более тесную интеграцию систем, представляющих различные уровни управления предприятием. Среди них можно выделить следующие:
новое поколение бизнес-приложений требует повышения объема и оперативности поступления информации с уровня.
· интеграция система АСУП и АСУТП позволяет проводить текущее и оперативное планирование затрат и себестоимости. Обеспечивать их учет в темпе с процессом производства, мгновенное реагирование на отклонения от требуемого уровня. На основе текущей информации из АСУТП возможно осуществление целевого управления производством по следующим показателям: · качеству продукции; · энергосбережению и экономии ресурсов; · заданной производительности; · по воспроизводимости требуемых потребительских свойств продукции и др Таким образом, формируется реальная экономическая основа интеграции - появление требований не просто обмена информацией между подсистемами, а требование оперативного(!) сбора информации. Не в конце года, месяца или рабочего дня, а непосредственно в момент возникновения. В единой, взаимосвязанной системе управления наряду с информацией о стоимости сырья и рабочей силы, надо знать - сколько воды, пара, электричества, горючего ушло на изготовление каждой отдельной детали. Это в первую очередь, важно в тех технологических процессах, где высока вероятность отклонения от нормы. Например, сколько стоит расплавление одного и того же сырья от того или иного поставщика руды. Только по реальному расходу энергии можно понять это. Не только предприятие в целом, но и различные внутренние службы управления заинтересованы в получении объективных технологических данных. Объем и степень доступа к технологической информации зависят и от типа программного обеспечения, используемого в управленческих структурах предприятия, и от категории сотрудников-потребителей данной информации. Какие проблемы обычно решаются "управленцами"? Одной из основных проблем создания интегрированных систем управления в рамках предприятия является проблема сопряжения и совместного функционирования программного обеспечения, традиционно используемого в системах разного уровня. Поэтому вопросы интеграции рассматриваются сейчас разработчиками ПО как уровня АСУП, так и уровня АСУТП. Рассматриваемые в лекции пути создания и развития интегрированных систем управления предприятием позволяют отметить следующие тенденции:
Простой и легкий доступ к получению данных в масштабах всего предприятия, от датчиков/исполнительных механизмов и до уровня планирования и управления предприятием, наиболее оптимальным способом реализуется при наличии интегрированной сети. Такой сетью становится корпоративная сеть предприятия Intranet, построенная по принципу клиент/сервер и обеспечивающая единое информационное пространство.
Традиционные АСУП-системы имеют тенденцию превращаться из систем управления сетевыми и системными ресурсами в интеллектуальную платформу управления предприятием в целом. И в этих условиях объективная информация, поступающая с технологического уровня, позволит принимать более качественные управленческие решения. Создание и внедрение интегрированных систем позволяет предприятию получить ряд серьезных преимуществ, отметим только некоторые из них:
в ряде случаев использование отмеченных выше технологий может заменить установку дорогостоящих SCADA систем, обеспечивающих визуализацию и просмотр данных. Транснациональные корпорации определяются как корпорации, являющиеся национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности, которая осуществляется за границей соответственно с местными законами и особенностями. Информационная система, как составляющая часть системы управления, содержит данные, необходимые для планирования, контроля, оценки и координации своей производственной деятельности, включая операции за границей. Главным заданием системы является обеспечение компании экономического процветания на международном уровне. Решить это задание гораздо сложнее, чем сформулировать. В разных странах к его решению подходят по разному. В Японии управленческий персонал разрабатывает стратегию обеспечения прибыльности на долгосрочном уровне. Немцы чаще строят свою стратегию, исходя из фактических затрат, швейцарцы ориентируются на коньюктуру рынка – возможны любые затраты, лишь бы они окупились в будущем, а итальянцы разрабатывают свои планы путем долгих переговоров со своими агентами из других стран, путем уступок и договоров. Таким образом потребность в отчетной информации существенно отличается не только в разных странах, но даже между дочерними заграничными предприятиями. Информация, предназначенная для внешних потребителей (акционеров, кредиторов, клиентов) в полной мере предоставляется в виде годовых отчетов фирмы. Поэтому предметом нашего дальнейшего внимания будет информация для внутреннего пользователя – управленческого персонала. Для поиска и принятия управленческого решения руководству всех уровней необходима детальная информация. Независимо от способа организации информационной системы в ТНК должны учитываться и отображаться все экономические и политические изменения, законодательные ограничения, культурные отличия и социальные особенности страны, в которой корпорация осуществляет свою деятельность. Эта информация поступает от руководителей заграничиных филиалов и представляет собой рассмотрение возможного изменения валютного курса в ближайшее время, политические ситуации. Данные, которые обрабатываются в системе ТНК, поступают из различных источников и используются руководителями всех уровней для принятия решений, которые могут оказать влияние на эффективность операции, как на внутреннем так и на внешнем рынках. Аналитические возможности системы очень велики, поскольку в нее поступают данные от всех дочерних предприятий, в разных видах. Кроме того система должна постоянно адаптироваться и реагировать на возможные изменения в политической ситуации.
2. Каждая ТНК имеет несколько уровней управления, которые отличаются степенью полномочий и ответственности. Этим определяется и объем информации, которая необходима каждому уровню, для планирования и контроля своей деятельности. Система управления ТНК предусматривает использование одного из пяти способов организации своей деятельности, включая иностранную: - создание самостоятельного отделения по иностранным операциям - разделение деятельности по функциональному признаку - разделение деятельности по производственно-технологическому направлению - разделение деятельности по региональному признаку - использование матричной организационной структуры управления. Организационная структура, система контроля и принципы работы функциональных служб корпорации определяются позицией ее высшего руководства относительно организации бизнеса за границей. Сегодня подходы, которые имеют место в иностранной практике могут классифицироваться таким образом: - этноцентрический – предусматривает тиражирование на все дочерние предприятия компании принципы организации и ведения бизнеса, принятых в своей стране - полицентрический – предоставляет иностранной дочерней компании относительную самостоятельность в выборе форм и организации бизнеса - геоцентрический – сориентирован на максимальную унификацию принципов организации и ведения бизнеса, принятых в каждой стране. 3. Учетная система должна проектироваться и функционировать под давлением целой цепи внешних показателей, которые имеют национальные особенности. Простой экспорт учетной системы не позволяет учитывать все показатели в полном объеме, что часто приводит к негативным результатам. Четыре основные функции финансового контроля – измерение, коммуникация, оценка и мотивация – должны учитывать особенности социально-экономического состояния любой страны. Пример: ТНК со штаб-квартирой в США имеет несколько заграничных дочерних компаний. Все ее подразделения в США действуют, как автономные производственные единицы, целью которых является максимизация чистой прибыли в долларах США. Ее компании дочерние не имеют полной автономии в принятии решений. Их основное задание – поставка американским подразделениям полуфабрикатов. Для эффективного планирования и контроля своих заграничных операций штаб-квартире ТНК необходима информация о валютных курсах, требования к экспорту и импорту продукции, налоговую политику в разных странах. Эта информация не является обязательной для работы на внутреннем рынке, т.е. при взаимодействиями с подразделениями, которые функционируют в США. Для оценки деятельности иностранных филиалов необходимы другие критерии. Иностранные подразделения прежде всего должны оцениваться, как надежные и эффективные поставщики. Главной целью отчетной информационной системы является предоставление информации, необходимой для планирования, контроля и оценки деятельности фирмы. Поэтому создатель системы для определенной ТНК должен четко представлять: характер ее деятельности, особенности ее организационной структуры, меру централизации, информационные потребности каждого руководителя для принятия решений. Размер и организационная структура компании могут так же влиять на технологию прохождения информации от дочерней компании до штаб-квартиры ТНК. Развитие информационных систем связано с усовершенствованием их математического и технического обеспечения. Такие методы, как статистический анализ, линейное программирование, регрессивный анализ значительно повышают эффективность использования информации. Поэтому применение компьютеров и электронных коммуникаций позволяет иметь более качественную информационную систему, которая обеспечит функционирование систем принятия решений более высокого уровня. Информационная система R3 разработана немецкой фирмой – сфера применения от ИНК до средних предприятий. Она русифицирована, адаптирована в соответствии с российским и украинским законодательством, охватывает весь экономический спектр деятельности предприятия. Как правило, современные предприятия ощущают дефицит не в количестве данных, а в концентрированной информации для управления и контроля. Поэтому важной функцией системы R/3 является информационное обслуживание средних и высших управленческих ступенек предприятий. Вместо массы оперативных данных им необходима подборка информации, которая отображает разные аспекты деятельности предприятия, а так же отчеты о фактическом состоянии рынка. Необходимо и автоматическое отслеживание особенных ситуация, их графическое изображение. Эти требования приводят к концепции открытости информации, которая предусматривает накопление информации, как и из дополнений системы, так и из внешних систем, адаптации их к требованиям производства и персонала управления. Оперативные системы
Дополнительные системы Данная система содержит встроенную CASE – систему для собственных внутренних разработок. В ее основу положен язык 4-го поколения, специально ориентированный на создание бизнес-приложений в структуре клиент – сервер. Доступ к базе данных реализуется через интегрированный словарь данных, который содержит общие для всех приложений описания метода (таблицы, структуры, элементы данных и другие объекты). Любые изменения в словаре немедленно становятся доступными для всех приложений. Язык АВАР – 4 может использоваться также для модификации отчетов и для организации интерфейсов с внешними системами и базами данных.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |