Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Американская социология


В Америке социология появилась в 30-х годах ХХ века, но ни в теоретическом ни в методологическом плане американская социология не обогатила мировую социологию.

На развитие социологии в Америке повлияло:

Высшее образование -американские университеты стремились впитать новейшие достижения мировой науки. Они откликались на потребности производства и готовили только тех специалистов, в которых в данный момент нуждалась страна.

Социальные реформы – ориентация социологии на изучение конкретных проблем, подразумевало использование результатов исследований в практике социальных реформ.

Альбион Смол – (классик американской социологии) считал, что социология, должна давать практические рекомендации для социальных реформ, которые призваны улучшать деятельность социальных институтов.

Участие социологии в реформаторском движении было настолько глубоким, что в обыденном сознании их часто идентифицировали с радикалами и революционерами.

Уильям Самнер, считал, что социология должна помогать развитию капитализма, потому что он основан на выживании сильнейших, а это условие прогресса, поэтому социальные реформы, должны быть направлены на поддержани е жизни слабых и развития сильных, способных, тех, кто реально может повлиять на прогресс в обществе.

Роберт Мертон (американский социолог, президент Американской социологической ассоциации) - разработал понятие “функция”. Функция – совокупность наблюдаемых последствий, которые способствуют приспособлению системы к окружающей среде и ее сохранению. Мертон различал явные и латентные функции.

Наряду с понятием “функция”, Мертон ввел понятие “дисфункция”, то есть заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели, что должно повлечь за собой новый этап в приспособлении системы к существующему порядку, или определенное изменение социальных норм. Дисфункция – совокупность наблюдаемых последствий, которые ослабляют приспособление системы к окружающей среде и ведут к нарушению ее устойчивости, стабильности.

Толкотт Парсонс является автором теории структурно-функционального анализа – это господствующее направление в американской социологии, согласно которому главная задача социологии заключается в изучении механизмов и структур, обеспечивающих устойчивость социальной системы. В основе структурно-функционального анализа лежит идея социального порядка, в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус).

 

Особое место в американской социологии занимает ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА, известная также как “движение социальных исследований”. Ее основатели - Роберт Парк и Эрнст Берджесс.

Основные отличительные черты Чикагской школы: широта теоретических ориентаций, сочетание различных методов исследования, соединение теоретических исследований с эмпирическими. Исследования проводились в Чикаго, который назывался “социальной лабораторией”. Они касались жизни различных общин, различных форм отклоняющегося поведения, дезорганизации семьи, бродяжничества. Чикагская школа оказала большое влияние на развитие социологии.

Питирим Александрович Сорокин

В 1922 г. он защитил докторскую диссертацию “Система социологии”, затем был выслан из России, работал в Гарварде, где создал и возглавил первый социологический факультет, опубликовал ряд работ по динамике культуры, социологической теории, теории конвергенции. В 1964 г. П.А.Сорокин был избран председателем Американской социологической ассоциации, признан “живым классиком социологии”, оставив потомкам огромное теоретическое наследие.

 

В рамках концепции социокультурной динамики Сорокин рассматривает исторический процесс как движение типов культур:

ü чувственный тип культуры характеризуется преобладание непосредственного чувственного восприятия действительности;

ü рациональный тип характеризуется господством рационального мышления;

ü идеалистический тип – характеризуется доминантой интуиции.

Каждый из этих типов находится в развитии и присущ человеческому обществу на разных этапах его развития. Доминирующее мировоззрение и обусловленные им принципы восприятия действительности постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются одним из двух других мировоззрений.

 

В теории интегрального типа общества Сорокин стремился представить свой вариант будущего – взаимосвязь, взаимопроникновение различных общественных систем.

Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности - и помочь обществу в этом может наука, а не революции. Сорокин называл РЕВОЛЮЦИЮ «великой трагедией», так как революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением, а не расширением свободы. Она деформирует социальную структуру общества, ухудшает экономическое и социально-культурное положение рабочего класса.

Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только РЕФОРМЫ, проводимые правовыми и конституциональными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно «тестироваться» в малом социальном масштабе.

Теория стратификации и социальной мобильности (будет рассмотрена в теме Стратификация и мобильность)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эмпирическая социология | Функционализм, структурализм, структурный функционализм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.