Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация и девиантное поведение

Виды статусов.

Предписанный статус – это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий. Разновидностью такого статуса является социально-классовый статус, т.е. положение индивида в обществе, обусловленное его социально-классовой принадлежностью.

Достигаемый статус – это социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами. Разновидностью достигаемого статуса может быть профессионально-должностной статус, т.е. позиция индивида в обществе, обусловленная выполняемыми им профессионально-должностными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями.

Личный статус – проявляется на уровне малой группы, определяется личными чертами и качествами.

Групповой – характеризует индивида, как члена большой социальной группы (профессиональный), как представителя класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков.

Модель поведения, ориентированная на конкретный статус описывается понятием социальная роль. Социальная роль (от франц. role) – образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.

Социальна роль имеет два аспекта:

Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом

ожидаемое поведение

Ролевое исполнение – это фактическое реальное поведение человека, занимающего ту или иную позицию.

Требования и нормы общество приписывает статусу заранее, но между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, а за неправильное – наказывается. Ролевое исполнение представляет собой синтез индивидуального и привнесенного ролевыми требованиями.

 

Ролевой конфликт – это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами.

1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ, ЭТАПЫ, АГЕНТЫ

Формирование личности – процесс сложный, в нем участвует такое множество факторов, что создание какой-либо единой модели, способной объяснить духовный мир каждого человека, пути его становления, крайне затруднено.

Социализация – это процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов, общностей.

Социализация – это процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, т.е. это процесс превращения человека в члена современного общества.

В социализации можно выделить две фазы:

ü социальная адаптация – это приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, социально- экономическим условиям, институтам;

ü интериоризация – процесс включения социальных норм, ценностей во внутренний мир человека, т.е. придание социальным нормам личностного характера.

 

П. Бергер и Лукман различают два типа социализации:

ü первичная – которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества,

ü вторичная – любой последующих процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.

Агенты социализации:

ü первичные – родители, родственники, друзья, учителя и другие референтные (значимые) люди – они важны на ранних этапах жизни. Эти агенты универсальны, т.е. выполняют множество функций (отец – опекун, воспитатель, добытчик средств существования, друг и т.д.),

ü вторичные – представители администрации школы, института, предприятия, армии, церкви, государства, сотрудники СМИ – их роль важна на более поздних этапах жизни. Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, выполняют одну-две функции (учитель дает знания, предприятие – средства существования).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные понятия социологии личности | Девиантное поведение и социальный контроль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.