![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человеческая агрессивность и экосреда: проблема взаимовлияния
ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС Хозяйственная деятельность человека развивалась в постоянном преодолении сопротивления природных объектов его усилиям. Это способствовало выработке у человека отношения к природе как к чему-то противостоящему, с чем нужно непрестанно бороться, чтобы выжить. Подобное отношение имеет очень глубокие истоки и проявляется до сих пор не только в поступках отдельных людей, но и в необдуманных программах переустройства экосистем без достаточного понимания их негативных последствий. По мнению Э.В. Гирусова, существуют глубокие причины неправильного отношения людей к природе, и прежде всего они коренятся в самом характере социальной системы, в которой развивается человек. Отношение к природе всегда формировалось всей системой общественных отношений, и в первую очередь отношений собственности. Хищнический, расточительный характер отношения человека к природе имманентно присущ традиционному принципу использования ее ресурсов. Особенно полно эта черта отношения к природе раскрылась в условиях современной технической революции, которая ожесточила конкурентную борьбу и довела до крайней степени стремление предпринимателей к обеспечению прибылей любой ценой. Данная позиция, несомненно, объясняет часть причин глобального экологического кризиса, но не все. На наш взгляд, представляют определенный интерес рассуждения Э. Фромма о причинах и природе человеческой «гиперагрессивности», которая, возможно, и является одной из глубинных предпосылок экологического кризиса. Как объяснить эту «гиперагрессивность»? Каково ее происхождение? На этот счет существует две гипотезы: 1. Происхождение то же самое, что и у животных. 2. Homo sapiens обладает специфическим человеческим деструктивным потенциалом. В пользу первой гипотезы говорит то, что животные также проявляют чрезвычайную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей среде (бывает редко, например, в условиях скученности, что показали опыты К. Лоренца и других ученых). В пользу второй гипотезы, по мнению Э. Фромма, говорит тот факт, что человеческая психология оказалась значительно более деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности (перенаселение, например), но и сделал эти условия не исключением, а нормой жизни. А поэтому гиперагрессивность человека следует объяснять не более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются гораздо чаще, чем у животных в естественной среде их обитания. На этот счет у братьев Рассел (Англия) есть замечательное высказывание: «Складывается впечатление, что человек большую часть своей жизни провел в зоопарке». Иначе говоря, в условиях несвободы. И в самом деле, жизнь человека всегда проходила в коллективе, т.е. всегда в условиях каких-то ограничивающих норм. Это привело к тому, что у человека сформировалось желание разрушать ради самого разрушения, и это, по мнению Э. Фромма, нечто совсем иное. Вероятно, только человек получает удовольствие от бессмысленного и беспричинного уничтожения живых существ, только человек бывает деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранению и вне связи с удовлетворением потребностей. Тем не менее остается загадкой тот факт, что человек часто ведет себя деструктивно даже в таких ситуациях, когда никакого перенаселения нет и в помине. Далее Э. Фромм отмечает, что жестокость вызывает у человека чувство настоящего удовольствия, а неистовая жажда крови может охватить огромные массы людей (например, во времена революций). Индивиды и целые группы могут иметь такие черты характера, вследствие которых они с нетерпением ждут ситуации, позволяющей им разрядить свою деструктивную энергию, а если таковой не наступает, они подчас искусственно создают ее (выдумывают врагов, чаще мнимых, - евреев, прокаженных в эпоху Средневековья и т.д.). Даже в форме защитной реакции агрессивность у людей встречается чаще, чем у животных. Э. Фромм выделяет два вида агрессии: 1. Биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную. 2. Злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни. Биологически адаптивная агрессия - это агрессия на угрозу ви-тальным интересам индивида, она заложена в филогенезе. Во-первых, она свойственна как животным, так и людям. Во-вторых, она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу, а следствие ее - устранение либо самой угрозы, либо ее причин. К видам доброкачественной биологически адаптивной агрессии относятся следующие. 1. Псевдоагрессия (действия, в результате которых может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения). а) непреднамеренная агрессия (случайное ранение из ружья или пистолета); б) игровая агрессия (при учебном тренинге, в спорте); в) агрессия как самоутверждение. 2. Оборонительная агрессия. Чаще всего человек (в отличие от животных) выдает агрессивную реакцию на свой собственный прогноз, к тому же у человека шире круг витальных потребностей. Однако доброкачественные виды агрессии экосистемам большого вреда нанести не могут, это ответная реакция против, например, размножившихся сверх меры грызунов, саранчи, волков и т.д. Биологически неадаптивная, злокачественная агрессия, по мнению Э. Фромма, не является защитой от нападения или угрозы и не заложена в филогенезе. Данный вид агрессии является спецификой только человека и приносит биологический вред, а также социальные разрушения. Главные ее проявления - убийства и жестокие истязания - не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия. В основе злокачественной агрессивности не инстинкт, а некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека. Виды злокачественной агрессивности: жестокость и деструктивность, садизм, мазохизм, некрофилия. Для понимания причин экологического кризиса очень важным является понятие «некрофилия». В обычных обиходных представлениях слово «некрофильский» имеет только одно значение - подверженный сексуальному влечению к трупу. У Э. Фромма это понятие гораздо шире. Человек, живя в мертвом царстве, порой убежден, что существует в царстве жизни. В этих сплетениях можно найти ключ к анализу многих жизненных социальных экологических ситуаций. Некрофил - антипод биофила. Его влечет ко всему, что не растет, не меняется, ко всему механическому. И движет его поведением не только тяга к омертвелому, но и стремление разрушить зеленеющее, жизнеспособное. Некрофилия противостоит биофилии. Биофилия - это страстная любовь к жизни и ко всему живому, это желание способствовать развитию, росту и расцвету любых форм жизни, будь то растение, животное или идея, социальная группа или отдельный человек. Биофил больше ориентирован на бытие, чем на обладание. Для установления диагноза «некрофильская личность» недостаточно обнаружить один или два признака. С другой стороны, не обязательно иметь все характерологические признаки некрофилии. Кроме того, люди умеют очень тщательно скрывать свои пороки. Следует отметить и факт отсутствия жестких границ между преимущественно биофильским и преимущественно некрофильским типом личности (с помощью наблюдения, анализа стиля принятия решений, мировоззрения, изучения сновидений, фантазий, юмора, стиля общения с другими людьми, проективных методик и т.д.). Кроме самоутверждения через насилие, их ничего не интересует, им, как правило, глубоко чужды экологические проблемы. Все жизненные процессы, чувства, побуждения некрофилы хотели бы оп-редметить, превратить в вещи, связи. Обычная жизнь с ее внутренней неконтролируемостью, так как в ней нет механического устройства, пугает и даже страшит некрофилов. Они скорее расстанутся с жизнью, нежели с вещами, поскольку последние обладают для них наивысшей ценностью. Некрофильские тенденции, как подчеркивает Фромм, демонстрируются не только отдельными людьми, но и всем укладом повседневной жизни. Они глубоко внедрились внутрь индустриальной культуры. Не случайно современная техника проявила эффективность не столько в сфере жизненных интересов людей, сколько в области массового человекоубийства. Многообразие естественных ритмов некрофил хотел бы подменить искусственной пульсацией, устремленной к окончательной остановке, и аналог этих автоматических ритмов можно отыскать в феномене техники. Сотворив надприродный мир (надорганический, по Г. Спенсеру), человек стал утрачивать естественные корни. Он устремился в мир артефактов. Природа оказалась растерзанной. Человек обнаружил в себе сильнейший синдром разрушительности. Осознавая, что природа его единственный очаг, он в то же время начал жечь, испепелять ее. Все это приводит и к оскудению духовного мира человека. Таким образом, гиперагрессивность человека является одной из предпосылок глобального экологического кризиса.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |