Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О с н о вы а э р о г е о д е з и и

Гражданское правоотношение — урегулированное гражданским правом общественное отношение, объектом которого являются материальные и нематериальные блага в экономической форме товаров, которое основано на отсутствии подчиненности участников отношения друг другу, автономии их воли, имущественной самостоятельности участников отношения. Гражданские правоотношения являются предметом гражданско — правового регулирования.

4. Диспозитивный метод правового регулирования - способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет участникам самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Особенности диспозитивного метода выражаются в следующем:
- дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер;
- предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;
- предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.

Императивный метод представляет собой метод, в котором преобладают властные предписания. Указанный метод отличается тем, что регулирование в его рамках осуществляется на началах субординации с применением властно-императивных способов регламентации отношений. Императивный метод не оставляет возможности для выбора варианта поведения, он его предписывает либо запрещает.

Основной важнейшей особенностью гражданско — правового регулирования является превалирование диспозитивного метода над императивным.

5. Источники гражданского права — формы закрепления (внешнего выражения) содержания гражданского права — правил поведения.

Виды источников:

1. Нормативные (общеобязательные) правовые акты;

2. Правовые обычаи;

3. Судебные прецеденты;

4. Международные договоры;

5. Нормативные внутригосударственные договоры.

 

Нормативные акты — делятся на законы и подзаконные акты. Отдельные авторы третьей отдельной категорией выделяют Конституцию РФ.

Законы — Федеральные и субъектов Федерации.

Федеральные законы — просто Федеральные законы и Федеральные конституционные законы.

 

Подзаконные акты — Указы Президента, Постановления Правительства, Постановления Палат Федерального собрания РФ.

 

 

Гражданское правоотношение. Структура, элементы.

Вопросы:

  1. Понятие гражданского правоотношения;
  2. Элементы гражданского правоотношения;
  3. Основные теоретические категории правового статуса лица: правоспособность, правосубъектность, дееспособность, деликтоспособность.
  4. Закрепление основных категорий правового статуса лица на законодательном уровне.

 

 

Гражданское правоотношение — урегулированное гражданским правом общественное отношение, объектом которого являются материальные и нематериальные блага в экономической форме товаров, которое основано на отсутствии подчиненности участников отношения друг другу, автономии их воли, имущественной самостоятельности участников отношения.

Элементами гражданского правоотношения являются его субъекты, объект и содержание.

Субъекты — лица — участники соответствующего правоотношения;

Объект — материальное или нематериальное благо, в отношении которого у субъектов отношения имеется интерес;

Содержание — взаимные субъективные (возникающие у каждого в отдельности) по отношению друг к другу права и обязанности.

Для того, чтобы выступать субъектом гражданского правоотношения необходимо наличие у лица:

а) правоспособности - способности иметь гражданские права и нести обязанности.

б) дееспособность — способность самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

в) деликтоспособность — способность нести гражданско — правовую ответственность.

Указанные три элемента в совокупности образуют правосубъектность — способность выступать субъектом гражданско — правовых отношений.

Понятие правоспособности закреплено в ст. 17 ГК РФ. Понятие дееспособности закреплено в ст. 21 ГК РФ.

 

Юридические лица. Понятие. Создание и прекращение юридических лиц.

Вопросы:

  1. Понятие юридического лица;
  2. Особенности правового статуса юридического лица;
  3. Создание юридического лица;
  4. Прекращение юридического лица;

 

 

Понятие юридического лица закреплено на законодательном уровне в ст. 48 ч.1 Гражданского кодекса РФ. Из содержания указанной нормы видно, что под юридическим лицом в гражданском законодательстве РФ понимается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В отношении юридических лиц закон не знает понятия «дееспособность». Содержание правового статуса юридического лица составляет правоспособность юридического лица, которая определена в ст. 49 ч.1 Гражданского кодекса РФ как способность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его (юридического лица) учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В гражданском обороте юридическое лицо действует в лице своих органов. В ч.1 ст. 53 ч.1 Гражданского кодекса РФ указано, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Особенности имеют и моменты возникновения и прекращения правоспособности юридического лица. В ч.3 ст. 49 ч.1 Гражданского кодекса РФ указано, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Следует также отметить, что правоспособность юридического лица делится на общую и специальную. При создании все юридические лица приобретают общую правоспособность. Специальная правоспособность — способность иметь особые гражданские права и нести связанные с ними обязанности, для наличия которой (способности) необходимо пройти определенные дополнительные процедуры, отличные от процедуры государственной регистрации юридического лица при создании. В частности, одной из таких процедур является процедура лицензирования, на что прямо указано в абз.2 ч.3 ст.49 ч.1 Гражданского кодекса РФ. Применительно к строительной деятельности в современной правовой системе процедура лицензирования заменена процедурой получения членства в соответствующей саморегулируемой организации, что также является юридически значимым действием, направленным на приобретение специальной правоспособности.

     
   
Спец.правоспособность
 
 
Общая правоспособность  

 


Создание юридических лиц есть процедура, в результате которого новое юридическое лицо возникает как субъект гражданского оборота, приобретает общую правоспособность. В Российской Федерации создание юридических лиц происходит в форме регистрационной процедуры. Нормативное регулирование данной процедуры осуществляется положениями Федерального закона № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и изданных к нему подзаконных актов (в большей своей части — Постановлений Правительства РФ). Отдельные положения, касающиеся государственной регистрации юридических лиц содержатся в ч.1 Налогового Кодекса РФ. Органами, которым предоставлено право осуществлять юридически значимые действия по государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации являются органы Федеральной налоговой службы РФ, сокращенно — ФНС. Территориальным регистрирующим органом является инспекция Федеральной налоговой службы, сокращенно — ИФНС.

Для государственной регистрации юридического лица при создании необходимо представить в ИФНС пакет документов в соответствии с требованиями Федерального закона № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В состав такого пакета входят:

- заявление установленной Постановлением Правительства формы, подпись в котором заверена нотариусом;

- учредительные документы юридического лица в соответствии с ГК РФ и специальным законом, если таковой имеется (например ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об акционерных обществах»);

- документ об оплате государственной пошлины (как правило, квитанция банка), на которой обязательно должна стоять круглая печать банка;

- решение о создании юридического лица;

В связи с проводимой налоговыми органами борьбой с так называемыми фирмами — однодневками, хотя это и не предусмотрено в законе, органы ФНС при регистрации юридического лица требуют предоставление документов, удостоверяющих права на помещение, в котором юридическое лицо планирует размещение своего офиса, адрес которого указан в качестве места нахождения юридического лица, а также гарантийное письмо собственника, либо иного правообладателя данного помещения о том, что помещение будет впоследствии предоставлено соответствующему юридическому лицу для его размещения. Не смотря на то, что с точки зрения действующего законодательства данные требования не основаны на законе, на практике следует учитывать данные требования, поскольку обратное влечет за собой отказ в государственной регистрации юридического лица и длительные судебные разбирательства. В отдельных случаях сотрудники инспекции с целью проверки юридического адреса организуют в рамках процедуры регистрации выезд на место с целью проверки юридического адреса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Посадки метрических резьб | ВВЕДЕНИЕ. Редакционно-издательским
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.