Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единый счет бюджета, лицевые счета участников бюджетного процесса

Все денежные средства бюджета находятся на расчетном счете в банке. Владельцем этого расчетного счета является орган Федерального казначейства. Этот расчетный счет называется единый счет бюджета.

Бюджетный кодекс дает следующее определение:

Единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета (статья 6 БК РФ «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»).

 

На едином счете бюджета хранятся реальные деньги. Номер расчетного счета в банке состоит из 20 цифр. О том, какое предназначение имеет счет, можно судить по первым пяти цифрам в его номере.

40105 - Средства федерального бюджета (ЕС федерального Б);

40201 - Средства бюджетов субъектов Российской Федерации;

40204 - Средства местных бюджетов.

Все поступающие в бюджет доходы зачисляются на ЕСБ, все кассовые выплаты из бюджета осуществляются с этого расчетного счета.

Его владельцем является Федеральное казначейство. То есть, Федеральное казначейство осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджета.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета – проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета (статья 6 БК РФ «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»).

Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ установлен приказом Казначейства РФ от 10.10.2008 № 8н.

Бюджетным кодексом предусмотрена возможность передачи полномочий по кассовому обслуживанию от Федерального казначейства финансовому органу субъекта.

Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ могут получить от Федерального казначейства полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов при выполнении ряда условий (установлены письмом Федерального казначейства):

  • Согласие осуществлять полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, за счет собственных средств бюджета субъекта. Предоставление в Федеральное казначейство всех необходимых документов не позднее 1 апреля года, предшествующего году принятия полномочий.
  • Неполучение субъектом РФ дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ.
  • Наличие в субъекте РФ собственного исполнительного органа государственной власти, имеющего опыт кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФ в течение 2-х лет.
  • Наличие у уполномоченного органа помещений, соответствующих санитарным правилам и нормам (СанПиН) в части размещения сотрудников, средств вычислительной техники (ВТ) и оргтехники, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  • Наличие необходимой технической оснащенности уполномоченного органа средствами ВТ, оргтехники, телекоммуникаций и прикладного программного обеспечения в составе и количестве, позволяющем обеспечивать:

o кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с требованиями бюджетного законодательства РФ и федеральными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;

o электронный документооборот между уполномоченным органом, его территориальными подразделениями (при их наличии), территориальным органом Федерального казначейства по субъекту РФ, подразделениями расчетной сети Банка России, в которых указанному уполномоченному органу открыты счета по учету средств бюджета субъекта РФ и по учету средств местных бюджетов, а также с финансовыми органами, главными распорядителями и распорядителями средств бюджетов;

o применение электронно-цифровой подписи, сертифицированной в соответствии с законодательством РФ, при осуществлении электронного обмена информацией между уполномоченным органом, его территориальными подразделениями, подразделениями расчетной сети Банка России, в которых указанному уполномоченному органу открыты счета по учету средств бюджета субъекта РФ и по учету средств местных бюджетов, территориальным органом Федерального казначейства по субъекту РФ, а также с главными распорядителями средств бюджетов;

o наличие в уполномоченном органе ежедневной информации за предыдущий рабочий день о кассовых поступлениях и выплатах из бюджета субъекта РФ и всех местных бюджетов, а также об остатках средств на единых счетах указанных бюджетов. Возможность представления указанной информации в территориальный орган Федерального казначейства по формам и в виде, установленным Федеральным казначейством не позднее следующего рабочего дня за днем получения выписки банка;

o возможность представления указанной ежемесячной информации нарастающим итогом с начала месяца и с начала года в территориальный орган Федерального казначейства по формам и в виде, установленным Федеральным казначейством.

  • Обслуживание всех счетов по учету средств бюджета субъекта РФ только в подразделениях расчетной сети Банка России, за исключением счетов, открытых для выдачи наличных денег получателям средств бюджета и счетов, открытых в кредитных организациях для проведения операций, не осуществляемых подразделениями расчетной сети Банка России.
  • Обеспечение исполнения платежных документов казенных учреждений не позднее трех дней с момента их представления в уполномоченный орган.
  • Закрытие главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджета субъекта РФ на территории субъекта РФ всех счетов, открытых им в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях для учета средств соответствующего бюджета, за исключением счетов, открытых для расчетов с нерезидентами РФ в соответствии с валютным законодательством РФ.
  • Наличие в собственности (пользовании, управлении) субъекта РФ помещений, в которых располагаются уполномоченный орган и его территориальные подразделения (при их наличии);

По имеющимся у меня сведениям, ни одному субъекту РФ не удалось выполнить данные условия.

Передача полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов исполнительным органам государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с соглашением, заключенным между руководителем Федерального казначейства и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Федеральное казначейство раз в год осуществляет контроль за соблюдением высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ перечисленных требований. Выявленные нарушения должны быть устранены в сроки, установленные Федеральным казначейством. В случае не устранения нарушений Соглашение расторгается, полномочия переходят к Федеральному казначейству, но не ранее, чем через шесть месяцев с момента расторжения Соглашения.

Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права заключать указанные в статье 215.1 настоящего Кодекса соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Статья 130. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета).

Несмотря на теоретическую возможность передачи полномочий по кассовому обслуживанию бюджетов субъектов финансовому органу, на данный момент кассовое обслуживание всех бюджетов бюджетной системы РФ осуществляют органы ФК.

В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджета. Как такового определения, что такое казначейское исполнение бюджета, нет. Следует считать, что те принципы исполнения бюджета, которые прописаны в главе 24 БК РФ «Основы исполнения бюджетов» и характеризуют казначейскую систему исполнения бюджетов:

· Все кассовые поступления и все кассовые выплаты поступают и списываются с единого счета бюджета – это принцип единства кассы (статья 38.2 БК РФ «Принцип единства кассы»). Исключение составляют операции по исполнению соответствующего бюджета, которые проводятся за пределами территории нашего государства, субъекта или муниципального образования,

  • Все операции учитываются в разрезе детальной бюджетной классификации, расходование средств бюджета по неуказанной БК не допускается – принцип прозрачности бюджета;
  • Все операции по выплатам отражаются на лицевых счетах, открытых главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета;
  • Расходование бюджетных средств осуществляется только после предварительного санкционирования: денежные обязательства проверяются на соответствие лимитам бюджетных обязательств и бюджетным ассигнованиям, также проверяются иные документы, предусмотренные порядком санкционирования, установленным финансовым органом в соответствии с положениями БК РФ.

Кроме единого счета бюджета финансовому органу может быть открыт счет бюджета в иностранной валюте, счет для средств от предпринимательской деятельности (до конца переходного периода по приказу 83-ФЗ), счет для учета средств бюджетных и автономных учреждений, счет для учета средств во временном распоряжении, а также счет для выплаты наличных денег (или несколько счетов для выплаты наличных денег в каждом районе субъекта РФ). Кроме того, Российская Федерация, субъекты РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, могут размещать бюджетные средства на банковских депозитах, получать дополнительные доходы в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передавать полученные доходы в доверительное управление. Остальным это запрещено. (статья 236 БК РФ «Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, передача бюджетных средств в доверительное управление»).

Все бюджетные расходы осуществляются с ЕСБ, открытого Федеральному казначейству в банке.

Для того чтобы отследить, какой именно получатель бюджетных средств осуществил расход, к ЕСБ открываются лицевые счета ГРБС, РБС, ПБС, ГАИФ и АИФ. То есть открываются лицевые счета тем участникам бюджетного процесса, которые могут выплачивать деньги из бюджета. Лицевой счет отличается от расчетного. На лицевом счете нет реальных денег. Все деньги находятся в банке, на расчетном счете. Лицевой счет – лишь регистр учета. Он – как блокнот, в который мы записываем все операции по конкретному получателю. Реальные же деньги расходуются с расчетного счета.

Лицевой счет – регистр аналитического учета, открываемый финансовым органом или органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета, участникам бюджетного процесса для учета их операций со средствами бюджета. Лицевой счет может быть открыт как в финансовом органе, так и в органе Федерального казначейства. Это зависит от схемы кассового обслуживания. То есть учитывать расходы по конкретному получателю («записывать в блокнот») может как ФК, так и ФО.

В АС «Бюджет» открываются лицевые счета получателям бюджетных средств, ГРБС, РБС для учета операций по выплатам из бюджета. Также открываются лицевые счета главным администраторам и администраторам источников финансирования дефицита бюджета для учета выплат по источникам.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятия. Лекция VI. Основы исполнения бюджетов | Расходное обязательство. Виды расходных обязательств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.