КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 6. Задачи, технолгии, персонал
Цели организации.
Структура организации – это логическое взаимоотношение уровней управления для эффективного достижения целей организации. Важные структурные переменные: 1) специализированное разделение труда; 2) сфера контроля. Специализированное разделение труда – это закрепление работы за специалистами, т.е. теми, кто ее выполняет лучше других. Источники, подтверждающие наличие специализированного разделения труда, датируются 5 тысячелетием до н.э. В каждой сложной организации существует горизонтальное разделение труда, т.е. специалисты группируются по функциональным отраслям. Целесообразность и эффективность организации определяют: 1) конкурентоспособность организации; 2) производительность. Кроме того, в организации создается иерархия уровней управления, т.е. возникает формальная подчиненность персонала на каждом уровне. Сфера контроля – это число лиц, подчиненных одному руководителю. Широкая сфера контроля – это если одному руководителю подчиняется большое количество людей. Широкая сфера контроля создает плоскую структуру управления. Если малое количество подчиненных, то это узкая сфера контроля, которая создает многоуровневую структуру управления. Задачи – это конкретные цели. Это предписанная работа или ее часть, которая должна быть выполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи предписываются не конкретному человеку, а должности. Категории задач организации: · задачи, связанные с работой с людьми (менеджер…) · задачи, связанные с работой с предметами · задачи, связанные с работой с информацией (бухгалтер, экономист…) Изменения в характере и содержании задач тесно связаны со специализацией. Специализация позволяет повысить производительность труда, снизить затраты и повысить прибыль организации. Тенденция углубления специализации (специализация – это дробление работы) продолжает сохраняться и сегодня. О специализации впервые заговорил А.Смит в 1776г. в книге «О причине богатства народов». Технология – средство преобразования предметов труда (людей, информации или физических материалов) в искомые товары или услуги. Перевороты, обусловливающие рост числа новых технологий: · промышленная революция (переход от пара к электричеству) · стандартизация и механизация · применения конвеерно-сборочных линий Стандартизация – это использование стандартных взаимозависимых компонентов в производстве, что ведет к значительному уменьшению стоимости производства и ремонтных работ. Кроме того, стандартизация стимулирует дальнейшую специализацию, открывает возможность использовать квалифицированный и малоквалифицированный труд. На стандартизации основано все массовое производство товаров и услуг. Механизация – это использование машин и механизмов вместо людей. Маркс считал, что механизация делает человека относительно избыточным. Конвейерно-сборочные линии – появились в начале 20 века (в августе 1913) в автомобильной промышленности (ввел Генри Форд, который реализовал эту идею на маленьком заводе). Применение всего вышеописанного сильно изменило характер служебных обязанностей, содержание работ и повлияло на управление с точки зрения повышения требований к согласованию и координации работ. Классификация технологий по Джоан Удверт: · единоличное мелкосерийное (индивидуальное) производство: одновременно изготавливается только одно или малое количество изделий, причем каждое изделие изготавливается для определенного покупателя или является опытным образцом (космические корабли, подводные лодки) · массовое (крупносерийное) производство: применяется при изготовлении большого количества однотипных изделий, идентичных или очень похожих. Тут применяется стандартизация, механизация и конвейер. Сегодня на основе этой технологии изготавливается большинство товаров. · непрерывное производство: использует автоматизированное оборудование, работающее круглосуточно, производственные процессы непрерывны, одинаковы, выпускаются большие объемы товаров (металлопрокатные, газовые, электрические, газовые электростанции…) Классификация технологий по Томпсону: · многозвенные технологии: характеризуются серией взаимосвязанных задач, которые должны выполняться последовательно (сборочные линии, массовое производство) · посреднические технологии: характеризуются взаимодействием взаимозависимых людей или групп (банковское дело, образовательные учреждения, турбюро…) · интенсивные технологии: характеризуются применением специальных приемов, которые требуются, чтобы произвести изменения в конкретном материале или сырье. Никакой из типов технологий нельзя считать абсолютно лучшим. Персонал – это центральный фактор любой организации. Люди определяют применение той или иной технологии, и именно люди делают потребительский выбор. Поэтому без людей ничего не может быть. Аспекты человеческой переменной в управлении: · поведение отдельных людей · поведение людей в группах · характер поведения руководителей и их влияние на поведение людей и групп Характер поведения человека в организации – это следствие сложного сочетания индивидуальных характеристик личности, внешней среды, культуры общества и организации.
Способности – это присущие человеку качества. Они частично объясняются наследственностью, частично приобретаются с опытом. В управлении они нужны для отбора людей, которые способны лучше других выполнить определенную работу. Отбор людей – это средство повышения выгод от специализации. В жизни человек часто вдет себя не в соответствии со своими способностями. Поэтому способности легче всего поддаются изменению. Со способностями связано понятие одаренность. Одаренность – это потенциал человека к выполнению какой-либо работы, это талант в определенной области. Она облегчает приобретение способностей. Для менеджера важно правильно оценить предрасположенность, одаренность к определенной работе, чтобы этого человека обучить правильно и эффективно. Потребности – это ощущение недостатка в чем-либо. Самое примитивное деление потребностей: на физиологические и социально-психологические. Задача организации в том, чтобы посредством работы в ней человек наиболее полно мог реализовать свои потребности путем выполнения задач и целей, поставленных организацией. Ожидания – надежда на то, что поведение человека приведет к ожидаемым результатам. Ожидания оказывают большое влияние на эффективность работы организации. Восприятие – интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от окружения. Люди часто реагируют не на реальную действительность, а на то, как они воспринимают окружающее. Восприятие определяет потребности и ожидания в ситуации. Поэтому для менеджмента очень важно сообщить работнику, каково должно быть желаемое поведение и как оно приведет к удовлетворению его потребностей. Социальные установки – это приязнь/неприязнь к людям/предметам/ситуациям. Эти установки и формируют необъективное восприятие окружающей среды и обусловливают поведение. Социальные установки усваиваются под влиянием людей, с которыми больше всего взаимодействует человек (семья, школа, друзья, общество…) Ценности – это общее убеждение по поводу «что хорошо, а что плохо». Они предполагают субъективное ранжирование по качеству, важности всех материальных и нематериальных благ. Ценности приобретаются посредством обучения, воспитания. Конкретные ценности руководителей ощущаются во всей организации и отражаются в ее целях и политике. Каждая развитая организация устанавливает собственную систему ценностей, стремится иметь собственную мораль, обычаи, запреты, имидж. Влияние внешней среды на ценности организации определяется ситуацией. Все перечисленные переменные создают рабочую среду. Рабочая среда – это совокупность внутренних переменных организации, которые с помощью процесса управления приспособлены к потребностям организации. На поведение человека сильно влияет группа (см. теорию человеческих отношений). Члены группы формируют разделяемые всеми установки, ценности и ожидания. Групповые нормы могут способствовать и противодействовать достижению целей организации. И в формальных, и в неформальных группах очень важное значение имеет лидерство. Лидерство – это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом. Для формальной группы лидерство отражается в определенном стиле руководства, который отражает ценности и взгляды менеджера, его отношение к подчиненным, его самооценку. Эффективность конкретного стиля зависит от ситуации. Культура организации – это очень важный фактор. это не только внутренняя переменная, т.к она е существует отдельно от культуры общества.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |