КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 6. Организационные структуры
Виды организационных структур. В реальных условиях организационные структуры разнообразны, но в этом разнообразии можно выделить устойчивые закономерности ее формирования, которые позволяют свести все действующие организационные структуры к небольшому числу их разновидностей. Наиболее используемые виды организационных структур: 1. бюрократическая (классическая или традиционная) структура управления – здесь речь идет о рациональной бюрократии, т.е. об упорядоченности. Преимущества: · четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности · иерархия уровней управления, при которой каждый нижестоящий контролируется вышестоящим и подчиняется ему · наличие системы взаимосвязанных и формальных правил и стандартов · формальная обезличенность, с которой официальные лица должны выполнять свои обязанности · продвижение сотрудников в должности должно осуществляться на основе их компетенции. Недостатки: · четкое разделение труда мешает горизонтальной координации труда · преувеличение правил и процедур · негибкость организации, невозможность реагировать на изменения окружающей среды · отсутствие способности генерировать новые идеи, внедрять инновации (=консерватизм) 2. функциональная структура (департаментализация): создаются структурные подразделения, каждое из которых имеет четко определенную задачу и обязанности. При этом конкретные характеристики деятельности подразделений соответствуют наиболее важным направлениям, вытекающим из стратегии организации. Организация делится на функциональные блоки, а подразделения могут делиться на вторичные, третичные и другие производные подразделения. Преимущества: · стимулирование деловой и профессиональной активности · уменьшение дублирования усилий · экономия материальных ресурсов в функциональных областях · улучшение координации в функциональных областях Недостатки: · подразделения могут быть заинтересованы в реализации своих локальных целей больше, чем в общеорганизационных · увеличение конфликтности между функциональными подразделениями · в больших организациях цепь команд становится слишком длинной. Функциональную структуру целесообразно применять в организациях, выпускающих ограниченную номенклатуру изделий и услуг, действующих в стабильных внешних условиях и для своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач. Но эта структура не подходит для организаций с широким ассортиментом продукции, которые работают на нескольких рынках одновременно. 3. дивизиональная структура: позволяет уделить внимание конкретному продукту, потребителю или региону, что позволяет быстро адаптироваться к изменению внешней среды и улучшить коммуникации. Варианты дивизиональной структуры: а) продуктовая структура: полномочия по руководству производством и сбытом продукции или услуг передаются одному руководителю, который является ответственным за этот продукт. Руководители вторичных функциональных служб подчиняются ответственному руководителю и отчитываются перед ним. Преимущества: · руководитель хорошо знает технологию производства, знает новинки · руководитель знает потребителя, его вкусы · руководитель знает конкурентов · четко видно, кто отвечает за прибыль Недостатки: · дублирование служб · увеличение общих издержек Структура полезна для организация, постоянно увеличивающих ассортимент продукции и занимающихся диверсификацией. б) организационная структура, ориентированная на потребителя. в) региональная организационная структура. Преимущество: позволяет учитывать местные условия, законодательство, предпочтения потребителей. 4. адаптивная (органическая) организационная структура: может быстро адаптироваться к окружающей среде в соответствии с потребностями организации. В основе лежат 2 тенденции: 1) создание временных органов управления; 2) централизация функций на высшем уровне управления. Варианты: а) проектная организация: это временная организационная структура, которая создается для решений конкретной задачи. В одну команду объединяются самые высококвалифицированные специалисты с целью решения проблемы по принципу мозговой атаки. Составляется смета, устанавливаются сроки, качественные параметры. Когда все решено – команда распускается. б) матричные структуры организации: характеризуются тем, что члены проектной группы находятся в двойном подчинении: они подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям функциональных подразделений, в которых они работают постоянно. Преимущества: · позволяют достичь большей гибкости и координации работ, чем в предшествующих типах структур. · позволяют быстрее реагировать на изменения внешней среды Минусы: · матричные структуры достаточно сложны. в) организация конгломератного типа: популярна в наукоемких отраслях, где нужно быстро переходить к новым видам продукции и прекращать выпуск старых. Конгломераты состоят из основной фирмы и дочерних компаний, которые рассматриваются как экономические центры, выбирающие самостоятельно свою стратегию и организационную структуру. Структура организации не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее, так и внутренне окружение. Поэтому организация регулярно должна оценивать адекватность своей организационной структуры требованиям внешней и внутренней среды. Совершенствование организационной структуры. Необходимость совершенствования обусловлена несколькими причинами, в частности: · изменением внешней среды · изменением стратегии фирмы · увеличением размеров фирмы: расширение, интенсивное проникновение на другие рынки В числе главных идей в области совершенствования структур управления для средних и крупных предприятий отмечают: · выделение основных сфер ответственности в управлении отдельными объектами · необходимость разгрузки высших органов управления · усиление контроля над результатами деятельности крупных хозяйственных подразделений организации · усиление ориентации подразделений организации и органов управления на рынок · повышение ответственности сотрудников фирмы за снижение издержек фирмы · усиление мотивации сотрудников Методы совершенствования организационной структуры: 1. экспертный метод: состоит в предварительном исследовании действующей структуры управления, в выявлении ее «узких» мест и в разработке рекомендаций по устранению недостатков организационной структуры. С этой целью проводится диагностическое обследование системы управления на соответствии фактических показателей работы нормативным. А результате выявляются недостатки и возникает возможность выявить причины изменений. Преимущества: · возможность быстрого получения результатов анализа · возможность более быстрого устранения недостатков организационной структуры 2. метод сравнения и аналогии: предусматривает разработку и использование типовых структур управления. Заключается в выделении групп однородных предприятий на основе объема и сложности работ. Для каждой группы разрабатывается типовая организационная структура и аппарат управления. То есть при совершенствовании организационной структуры используются элементы механизма управления, организационные формы и решения, которые оправдали себя в организациях со сходными условиями (тип производства, его масштабы, сложность продукции и т.п.). П реимущества: · широкое применение унификации на отраслевых предприятиях · упорядочение штатного расписания · регламентация административно-управленческой деятельности Недостатки: · ориентирован на усредненный состав функций управления · ставит жесткие ограничения в выборе организационных структур 3. метод структуризации целей: основан на представлении организации как многоцелевой системы. Метод предусматривает структуризацию целей организации по определенным признакам, которые ложатся в основу для выделения видов деятельности и состава управленческих работ. группировка работ дает возможность определить структурные подразделения и ориентировать их деятельность на достижение конкретных целей.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |