Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Организационные структуры

Виды организационных структур.

В реальных условиях организационные структуры разнообразны, но в этом разнообразии можно выделить устойчивые закономерности ее формирования, которые позволяют свести все действующие организационные структуры к небольшому числу их разновидностей.

Наиболее используемые виды организационных структур:

1. бюрократическая (классическая или традиционная) структура управления – здесь речь идет о рациональной бюрократии, т.е. об упорядоченности. Преимущества:

· четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности

· иерархия уровней управления, при которой каждый нижестоящий контролируется вышестоящим и подчиняется ему

· наличие системы взаимосвязанных и формальных правил и стандартов

· формальная обезличенность, с которой официальные лица должны выполнять свои обязанности

· продвижение сотрудников в должности должно осуществляться на основе их компетенции.

Недостатки:

· четкое разделение труда мешает горизонтальной координации труда

· преувеличение правил и процедур

· негибкость организации, невозможность реагировать на изменения окружающей среды

· отсутствие способности генерировать новые идеи, внедрять инновации (=консерватизм)

2. функциональная структура (департаментализация): создаются структурные подразделения, каждое из которых имеет четко определенную задачу и обязанности. При этом конкретные характеристики деятельности подразделений соответствуют наиболее важным направлениям, вытекающим из стратегии организации. Организация делится на функциональные блоки, а подразделения могут делиться на вторичные, третичные и другие производные подразделения. Преимущества:

· стимулирование деловой и профессиональной активности

· уменьшение дублирования усилий

· экономия материальных ресурсов в функциональных областях

· улучшение координации в функциональных областях

Недостатки:

· подразделения могут быть заинтересованы в реализации своих локальных целей больше, чем в общеорганизационных

· увеличение конфликтности между функциональными подразделениями

· в больших организациях цепь команд становится слишком длинной.

Функциональную структуру целесообразно применять в организациях, выпускающих ограниченную номенклатуру изделий и услуг, действующих в стабильных внешних условиях и для своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач. Но эта структура не подходит для организаций с широким ассортиментом продукции, которые работают на нескольких рынках одновременно.

3. дивизиональная структура: позволяет уделить внимание конкретному продукту, потребителю или региону, что позволяет быстро адаптироваться к изменению внешней среды и улучшить коммуникации. Варианты дивизиональной структуры:

а) продуктовая структура: полномочия по руководству производством и сбытом продукции или услуг передаются одному руководителю, который является ответственным за этот продукт. Руководители вторичных функциональных служб подчиняются ответственному руководителю и отчитываются перед ним. Преимущества:

· руководитель хорошо знает технологию производства, знает новинки

· руководитель знает потребителя, его вкусы

· руководитель знает конкурентов

· четко видно, кто отвечает за прибыль

Недостатки:

· дублирование служб

· увеличение общих издержек

Структура полезна для организация, постоянно увеличивающих ассортимент продукции и занимающихся диверсификацией.

б) организационная структура, ориентированная на потребителя.

в) региональная организационная структура. Преимущество: позволяет учитывать местные условия, законодательство, предпочтения потребителей.

4. адаптивная (органическая) организационная структура: может быстро адаптироваться к окружающей среде в соответствии с потребностями организации. В основе лежат 2 тенденции: 1) создание временных органов управления; 2) централизация функций на высшем уровне управления. Варианты:

а) проектная организация: это временная организационная структура, которая создается для решений конкретной задачи. В одну команду объединяются самые высококвалифицированные специалисты с целью решения проблемы по принципу мозговой атаки. Составляется смета, устанавливаются сроки, качественные параметры. Когда все решено – команда распускается.

б) матричные структуры организации: характеризуются тем, что члены проектной группы находятся в двойном подчинении: они подчиняются как руководителю проекта, так и руко­водителям функциональных подразделений, в которых они работают постоян­но. Преимущества:

· позволяют достичь большей гибкости и координации работ, чем в предшествующих типах структур.

· позволяют быстрее реагировать на изменения внешней среды

Минусы:

· матричные структуры достаточно сложны.

в) организация конгломератного типа: популярна в наукоемких отраслях, где нужно быстро переходить к новым видам продукции и прекращать выпуск ста­рых. Конгломераты состоят из основной фирмы и дочерних компаний, которые рассматриваются как экономические центры, выбирающие самостоятельно свою стратегию и организационную структуру. Структура организации не может оставаться неизменной, потому что меня­ется как внешнее, так и внутренне окружение. Поэтому организация регулярно должна оценивать адекватность своей организационной структуры требовани­ям внешней и внутренней среды.

Совершенствование организационной структуры.

Необходимость совершенствования обусловлена несколькими причинами, в частности:

· изменением внешней среды

· изменением стратегии фирмы

· увеличением размеров фирмы: расширение, интенсивное проникновение на другие рынки

В числе главных идей в области совершенствования структур управления для средних и крупных предприятий отмечают:

· выделение основных сфер ответственности в управлении отдельными объектами

· необходимость разгрузки высших органов управления

· усиление контроля над результатами деятельности крупных хозяйственных подразделений организации

· усиление ориентации подразделений организации и органов управления на рынок

· повышение ответственности сотрудников фирмы за снижение издержек фирмы

· усиление мотивации сотрудников

Методы совершенствования организационной структуры:

1. экспертный метод: состоит в предварительном исследовании дей­ствующей структуры управления, в выявлении ее «узких» мест и в разработке рекомендаций по устранению недостатков организационной структуры. С этой целью проводится диагностическое обследование системы управления на соответствии фактических показателей работы нормативным. А результате выявляются недостатки и возникает возможность выявить причины изменений. Преимущества:

· возможность быстрого получения результатов анализа

· возможность более быстрого устранения недостатков организационной структуры

2. метод сравнения и аналогии: предусматривает разработку и использование типовых структур управления. Заключается в выделении групп однородных предприятий на основе объема и сложности работ. Для каждой группы разрабатывается типовая организационная структура и аппарат управления. То есть при совершенствовании организационной структуры используются элементы механизма управления, организацион­ные формы и решения, которые оправдали себя в организациях со сходными условиями (тип производства, его масштабы, сложность продукции и т.п.). П реимущества:

· широкое применение унификации на отраслевых предприятиях

· упорядочение штатного расписания

· регламентация административно-управленческой деятельности

Недостатки:

· ориентирован на усредненный состав функций управления

· ставит жесткие ограничения в выборе организационных структур

3. метод структуризации целей: основан на представлении организации как многоцелевой системы. Метод предусматривает структуризацию целей организации по определенным признакам, которые ложатся в основу для выделения видов деятельности и состава управленческих работ. группировка работ дает возможность определить структурные подразделения и ориентировать их деятельность на достижение конкретных целей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4. Тактическое планирование | Лекция 7. Распределение полномочий. Централизация и децентрализация в управлении
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.