Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный потенциал (см с 108)

Инновации (см с 108)

ЛЕКЦИЯ 18. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕНЕДЖМЕНТА.

Инновации и инновационный потенциал менеджмента.

Инновации являются комплексным понятием, которое может включать:

· изготовление нового блага

· введение (создание) нового качества уже существующих благ

· внедрение новых методов работы

· своение новых рынков сбыта

· получение новых источников сырья и полуфабрикатов

· проведение реорганизации

Тесно связаны с инновациями следующие понятия:

ü нововведения – это процесс внедрения новых продуктов

ü новая техника – это новые, более совершенные средства труда

ü передовой опыт – это совокупность новых прогрессивных знаний, навыков, воплощенных в технических конструкциях, технологиях, организации производства. Применение таких знаний в других областях дает положительный результат

ü ноу-хау – незащищенные охранными документами и неопубликованные знания/опыт научно-технического, управленческого и иного характера

ü интеллектуальная собственность – это права на литературные, художественные и научные произведения, открытия, изобретения, промышленные образцы, базы данных, экспертные системы, товарные знаки.

Инновационный потенциал предполагает не только склонность персонала и менеджмента к инновациям, но и наличие необходимых для инновации ресурсов, т.е наличие инновационного фонда, который предназначен для оплаты консультационных, экспертных услуг, закупки оборудования, разработки инновационных проектов, стимулирования персонала.

Особенность инновационного менеджмента – ориентация на создание новых ценностей, знаний, продуктов; девиз инновационного менеджмента «Новое и иное». Инновационный менеджмент требует готовности рисковать, а также предполагает тщательный расчет возможных вариантов. Инновации – это нелинейный процесс, он предполагает длительные этапы, например поиска, созревания идеи. Внедрение инновации – это затратное дело, поэтому требуется поддержка государства, которая выражается в форме:

ü государственного заказа

ü государственных гарантий

ü снижения налогов

ü создания экономических условий для различных регионов

Процесс и принципы реализации инновационного потенциала.

СМ. ПОСОБИЕ

Отбор нововведений.

СМ ПОСОБИЕ

При отборе нововведений используются следующие стратегии действий:

· наступательная стратегия: предполагает ориентацию на перспективные новые области рынка

· защитная: предполагает выход на рынки только после конкурента и анализа результатов его деятельности

· поглощающая: предполагает лицензирование или покупку нововведений у других компаний

· промежуточная: это заполнение ниши между конкурентами

· стратегия создания рынка

· разбойничья стратегия: предполагает уменьшение размеров рынка

· привлечение специалистов: привлекается команда специалистов, разработчиков

6 групп инноваций в зависимости от глубины вносимых изменений:

1. сохранение и обновление существующих функций

2. перегруппировка составных частей системы с целью улучшения функций

3. изменение элементов системы с целью приспособления

4. изменение базовых свойств системы

5. изменение концепции деятельности

6. изменение результатов системы

Инновации предлагаются и разрабатываются в форме проектов. Проект – это последовательность взаимозависимых действий, требующих вовлечения нескольких участников.

Управление проектами позволяет:

ü достичь результатов проекта при требуемом качестве

ü экономить ресурсы (время, деньги…)

ü снизить риск

ü повысить надежность за счет четкого определения цели, выявления структуры проекта, подготовки и контроля за ходом его выполнения.

Виды проектов:

· проекты типа А – это проекты, обеспечивающие производство продукции, услуг, не имеющих зарубежных аналогов

· проекты типа Б – это проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров и услуг

· проекты типа В – проекты, обеспечивающие производство импортозаменяющих товаров и услуг по более низким ценам

· проекты типа Г – это проекты, обеспечивающие производство товаров и услуг, пользующихся спросом на внутреннем рынке.

Принципы при отборе нововведений:

ü принцип важности

ü принцип отрыва показателей (т.е. лучшие эксплуатационные характеристики)

ü принцип минимизации капиталовложений и инвестиций

ü принцип экологичности (снижение объемов отходов…)

Разработка инноваций может осуществляться различными организационными структурами:

· внутрифирменная сеть подразделений научных исследований

· временные научно-исследовательские коллективы

· специальные независимые исследовательские фирмы

· государственные научные центры

· технопарки при вузах

Источниками средств могут быть:

СМ ПОСОБИЕ

Методика управления проектами нововведений была разработана в США в 50-е годы.

При управлении проектами выделяют 4 базовых функции:

· управление предметной областью

· управление качеством

· управление временем

· управление стоимостью

Вспомогательные функции:

· управление персоналом

· управление информационными связями

· управление обеспечением проекта

· управление риском

Проекты должны быть наблюдаемы и управляемы. Наблюдаемость подразумевает, что выделены характеристики, по которым можно проконтролировать выполнение проектом. Управляемость подразумевает, что руководители проекта имеют механизмы своевременного влияния на его выполнение. Реализуется через совещания, оценку расходов, риска, контроль качества.

Оценка индивидуальных проектов.

СМ С 109

Существует несколько способов оценки индивидуальных проектов:

Ø по периоду окупаемости. Окупаемость – это период времени, необходимого для возмещения первоначального объема инвестиций. Для этого сравниваются капитальные затраты и поступления дополнительных денежных средств в результате прироста доходов или снижения затрат. Окупаемость = Прирост доходов/капитальные затраты. Проект окупается, когда числитель равен знаменателю.

Ø по учетной норме прибыли = годовой объем чистой прибыли/сумму инвестиций.

Ø по чистой текущей стоимости, порожденной проектом за нормативный период его реализации над суммой вкладываемых инвестиций.

Ø по внутренней норме рентабельности – определяется как ставка процента, при которой размер первоначальных инвестиций равен величие текущей ценности будущих дополнительных доходов

Ø по индексу рентабельности – это тоже относительный показатель = текущая стоимость будущих поступлений денежных средств/величина первоначальных инвестиций. Он используется для расположения проектов по рейтингу привлекательности

Передача технологий.

В идеале конечным результатом любой научной работы должны быть технологии, которые могут быть использованы. Такая технология становится товаром и может быть куплена, продана или передана в пользование. Передача технологий – это управляемый процесс их распространения от одной стороны до принятия другой стороны. Этот процесс протекает во времени и включает 4 стадии:

1. осознание того, как работает технология

2. изучение выгод и затрат

3. развитие

4. эксплуатация

Пути передачи технологий:

· «вытягивание запроса» - это путь, когда роль владельца технологии пассивна, но активна роль потребителя. Это возможно, когда технология уникальна и спрос превышает предложение

· путь технологического толчка – активная роль у разработчика, т.е он пытается «втюхать» всем свою технологию.

Передача технологий чаще реализуется посредством договора.

Типы договоров:

ü лицензирование

ü техническое сотрудничество

ü промышленный франчайзинг

ü совместный контракт

ü замещение технологий

ü создание совместного предприятия.

При составлении договоров на передачи технологий необходимо уточнять следующие моменты:

· степень доверия и конфиденциальности

· предмет передачи

· состав передаваемой информации

· размер помощи

· гарантии достижения результатов

· формы сотрудничества

· степень риска

· формы и размер оплаты

· штрафные санкции

· право собственника на результат

3 составляющие передачи технологий: 1) передача техники; 2) передача ноу-хау; 3) передача навыков персонала.

Признаки успешности в передаче технологий:

ü создание нормативной документации

ü обучение персонала (т.е. нужно обучить персонал той организации, которой передаются технологии)

ü реализация технологий без помощи поставщика

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды группового нормативного регулирования (групповой контроль) | Теория химического строения органических соединений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.