Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности финансов торговых предприятий

Между производством и потребителями товаров существует промежуточное звено, основная цель которого продвижение товара от производителя к конечному потребителю. Совокупность экономических отношений, возникающих между участниками этой цепи, и создает сферу обращения. В сфере обращения действуют предприятия и организации всех форм собственности (в том числе государственные), предприниматели, домашние хозяйства в лице населения. Значительное место в отрасли занимают малые предприятия (93% от общего числа предприятий торговли). Различают внешнюю и внутреннюю торговлю, а также оптовую, биржевую, ярмарочную, розничную. Именно в сфере торговли началось в нашей стране возрождение предпринимательства, разгосударствление предприятий и их приватизация.

Особенности сферы торговли - высокая скорость оборота капитала; преобладание в этой сфере предприятий малого бизнеса; территориальная, демографическая и социальная сегментация рынка торговых услуг; это сфера преобладания взаимных контактных отношений с потребителем и сфера, создающая благоприятные условия для свободной конкуренции между производителями услуг.

Основная задача розничных торговых предприятий - продвижение товаров конечному потребителю. Именно в розничной торговле товары переходят в сферу личного потребления. Финансы розничного товарооборота связаны с финансами домашних хозяйств, с объемом расходов населения на покупку товаров. В сфере спроса ограничителем деятельности предприятий розничной торговли является платежеспособный спрос населения. Предприятия оптовой торговли продают товары другим предприятиям либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для обеспечения хозяйственных нужд. Из сферы оптовой торговли товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление.

На макроуровне на розничную торговлю отрицательно влияют снижение жизненного уровня населения, увеличение доли продовольственных и уменьшение доли непродовольственных товаров, а также рост мелкорозничной, неорганизованной торговой сети (вещевые рынки, челночный бизнес и т.д.), а на: первом этапе приватизации - смена торгового профиля, социальная сегментация потребительского рынка.

В оптовом звене торговли кризисные явления обостряются из-за снижения товарных запасов и оборотных средств, их обесценивания, появления неоправданно большого количества частных посредников, роста цен на товары, неэффективной налоговой политики, использования необоснованного налогового пресса, негативных последствий создания ТОО и АОЗТ, членами которых являются исключительно работники коллективов данного торгового предприятия; широкой практики сдачи имущества в аренду, в частности, складских помещений. Чрезмерная децентрализация оптового рынка привела к измельченности оптовых предприятий. В сфере малого бизнеса, в торговле из-за слабой государственной поддержки и высоких налогов интенсивно формируется и расширяется теневой сектор экономики. Широко распространяются лжепредпринимательство и ложное банкротство.

Торговые предприятия образуют фонды материальных и денежных средств. Фонды материальных средств подразделяются на основные, оборотные и фонды обращения. Фонды денежных средств торговых предприятий являются формой авансирования и обращения основных и оборотных фондов.

Денежные средства авансируются в основные фонды, оборотные средства и фонды обращения. Оборотные средства (оборотный капитал) являются составной частью имущества предприятия. Временной критерий оборотных средств - это время эффективности оборота, после которого они возмещаются и вступают в следующий оборот. Основная масса оборотных средств торговых предприятий авансируется в торгово-материальные ценности, прежде всего, - в запасы (около 80% оборотных средств).

Оборотные средства торгового предприятия формируются за счет собственных, заемных и привлеченных источников финансирования. Размеры заемных средств, которые представляют собой в основном краткосрочные кредиты банка, в торговле превышают размеры собственных оборотных средств.

При анализе финансового состояния торгового предприятия следует учитывать исключительно важную роль заемных средств. Коэффициент автономии (самостоятельности), отражающий отношение собственного капитала к итогу баланса (сумме собственного и заемного капитала) у промышленных предприятий будет выше, чем у торговых. Точно так же коэффициент финансовой устойчивости, отражающий долю суммы собственных и долгосрочных заемных средств в валюте баланса, у промышленных предприятий будет выше, чем у торговых. Что касается коэффициента маневренности, отражающего отношение собственных оборотных средств к общему объему собственных средств, у торговых предприятий он может быть выше, чем у промышленных.

Эти особенности связаны со спецификой структуры издержек обращения и многообразием экономических факторов, влияющих на их образование. Издержки обращения минимальны при торгово-посреднической деятельности и оптовой торговле, они возрастают при мелко-оптовом бизнесе и максимально увеличиваются в розничной торговле. Немаловажным фактором является групповая структура товарооборота. Так, уровень издержек обращения в продовольственной группе товаров в два раза выше, чем в промышленной группе.

Порядок, условия и формы финансирования движения оборотных средств торговых предприятий во многом зависят от заключенных между продавцом и покупателем договоров. Основные показатели сделки: цена, условия поставки, период поставки, размеры и сроки авансовых платежей, уровень процентной ставки, пени, методы и сроки погашения задолженности. Существенные различия имеются в финансировании сделок с реальным товаром и фьючерсных сделок. Сделки, касающиеся реальных товаров, могут заключаться на основе цены, сложившейся на момент заключения договора (контракта), справочной котировочной цены, которая публикуется на бирже за определенный биржевой период. Фьючерсные сделки заключаются в основном с целью страхования товара от возможного неблагоприятного изменения цен.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности строительства и их отражение в организации финансов | Особенности финансов предприятий ЖКХ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.