Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночное хозяйство




Производство Распределение Обмен Потребление

 
 


Цена товара

           
   
     
 
 


Предложение Равновесие Спрос

 

ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО Простое (Т-Д-ТI) Капиталистическое (Д-Т-ДI)

 

 
 

 


НАТУРАЛЬНОЕ (АВТАРКИЧЕСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО

Производство Распределение-обмен Потребление


Производство- потребление


Семейное Единичное Общинное

 

 
 

 


Рис. 7 – Схема «Исторические и логические связи натурального и рыночного хозяйств»

 

Изучая богатство капиталистического общества, Маркс делает вывод о том, что оно состоит из массы товаров. Товар представляет экономическую клеточку буржуазного общества. Как клеточка пронизывает все ткани живого организма, так товарные отношения пронизывают все ткани капиталистического хозяйства. Анализ товара служит исходным пунктом исследования капитализма в теории К. Маркса.

Товар предшествует другим экономическим категориям капитализма (деньгам, капиталу и др.) не только логически, то есть в ходе научного исследования, но и исторически, так как товарное производство существовало ещё до капитализма.

Долгое время люди производили материальные блага не в качестве товаров, а в качестве продуктов, которые предназначались для потребления непосредственно. Следовательно, товар есть не вечное, а историческое явление.

Товар – это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена путём купли-продажи.

Товаром могут выступать и продукты природы, если к ним был приложен труд человека. Например, ягоды, растущие в лесу, не являются товаром, но собранные и доставленные на рынок превращаются в товар.

Каждый товар обладает двумя свойствами:

1) потребительной стоимостью,

2) меновой стоимостью.

Различные вещи способны удовлетворять различные человеческие потребности. Например, хлеб, мясо, масло и другие продовольственные продукты удовлетворяют потребность в пище. Костюмы, платья, пальто и т.п. удовлетворяют потребность в одежде; инструменты и машины – потребность в орудиях производства.

Под потребительной стоимостью понимается способность вещи удовлетворять какую-либо потребность. «Товар есть, прежде всего, внешний предмет, вещь, которая благодаря её свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности».[2]

Способы удовлетворения потребностей могут быть различными:

1) одни вещи удовлетворяют человеческие потребности непосредственно, например, продукты питания;

2) есть вещи, которые удовлетворяют человеческие потребности косвенно, опосредованно, например, средства производства (картофель удовлетворяет потребность в пище непосредственно, но чтобы его вырастить, необходимы орудия труда. Они как раз и удовлетворяют потребность в картофеле косвенно);

3) существуют потребности, которые могут удовлетворяться не одной, а целым рядом потребительных стоимостей, например, потребность в топливе может удовлетворяться углем, нефтью, газом, торфом, дровами, горючими сланцами и т.п.;

4) многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей, например, древесина используется как химическое сырьё, как топливо, для производства мебели, как строительный материал и т.п.

Потребительные стоимости составляют вещественное богатство всякого общества. Продукты труда могут быть потребительными стоимостями, но не принимать форму товара:

- во-первых, когда они используются производителем для собственного потребления,

- во-вторых, когда они передаются другому лицу, но не в порядке купли-продажи, а, например, в форме натуральной феодальной ренты.

Потребительную стоимость имеют и полезные для человека вещи, которые не произведены человеческим трудом, например, дикорастущие плоды, вода в источниках и т.п. В отличие от них потребительная стоимость товара является потребительной стоимостью для других, то есть общественной потребительной стоимостью. Она удовлетворяет потребности тех людей, которые её покупают, то есть общества. Поэтому товар должен обладать не просто потребительной стоимостью, а общественной потребительной стоимостью. Причём товаром является только тот продукт, который обладает общественной потребительной стоимостью и поступает в потребление через куплю-продажу, а не путём безвозмездного отчуждения.

Потребительная стоимость товара обладает определёнными свойствами:

1) потребительная стоимость большей частью находится в прямой зависимости от естественных свойств вещи. «Полезность вещи делает её потребительной стоимостью».[3] Так, продовольственные продукты имеют потребительную стоимость потому, что содержат в себе белки, жиры, углеводы и витамины, необходимые для человеческого организма. Нефть имеет потребительную стоимость как топливо, потому что при сгорании выделяет большое количество тепловой энергии;

2) потребительная стоимость не зависит от количества труда, затрачиваемого на производство данной вещи. Например, тонна зерна, произведённого с помощью современной техники, воплощает в себе значительно меньшее количество труда, чем тонна зерна, произведённая с помощью сохи. Однако, потребительная стоимость зерна в первом случае ничуть не меньше, чем во втором;

3) потребительная стоимость как таковая существует во всяком человеческом обществе, в любую историческую эпоху, то есть она не зависит от сущности общественного строя. Просто одна и та же потребность в зависимости от исторических условий может удовлетворяться с помощью различных вещей. Например, потребность в транспорте может удовлетворяться с помощью коляски, верхом на лошади, в кибитке, в карете, в телеге или с помощью железных дорог, пароходов, теплоходов, автомобилей, самолётов, трамваев, метро, мотоциклов, ракет;

4) в процессе исторического развития человечества изменяются способы удовлетворения потребностей, способы потребления потребительных стоимостей. Так, потребность в пище не всегда удовлетворялась с помощью тарелок, ножей и вилок.

5) потребительная стоимость вещей обнаруживается людьми лишь в результате исторического развития. Например, дерево давно употреблялось для постройки жилищ и изготовления домашней утвари. Но использование древесины для производства искусственного волокна возникло сравнительно недавно.

6) «потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении».[4]

Потребности людей многообразны, поэтому и потребительная стоимость может быть присуща не только товарам, идущим в лич­ное потребление, но и товарам, поступающим в хозяйственное по­требление в виде средств производства-

Потребительной стоимостью могут обладать не только товары, но и любые продукты (в т.ч. и природы), потребляемые человеком. Это значит, что потребительная стоимость — категория внеисторическая, т.е. она существует вне зависимости от наличия товарного производства.

Как потребительные стоимости товары не могут быть приравнены друг к другу: будучи качественно разнородными, две различные потребительные стоимости количественно несоизмеримы. Невозможно, например, утверждать, что пара ботинок именно потому равна при обмене товара трём центнерам картофеля, что полезность того и другого товара одинакова. Различие потребительных стоимостей является необходимым условием обмена товаров (ибо бессмысленным был бы обмен таких вещей, потребительские свойства которых полностью совпадают), но оно не может служить основанием для количественного соизмерения.

Наличие у вещи потребительной стоимости ещё не делает её товаром. Потребительная стоимость товара является носителем меновой стоимости. Вторым свойством, обязательно присущим товару, является меновая стоимость.

Меновая стоимость – это способность товара в определённых количественных соотношениях обмениваться на другие товары.

Меновые соотношения товаров, на первый взгляд, представляются чем-то совершенно случайным. Они подвержены частым изменениям: сегодня на рынке 1 пара обуви обменивается на 100 кг хлеба, завтра же – на 95 кг или на 105 кг. И всё же меновые пропорции тяготеют к какому-то определённому уровню. В обмене просматривается определённая закономерность. Например, одна пара обуви обменивается то на 95 кг, то на 105 кг хлеба. Но в среднем меновые пропорции между этими товарами тяготеют к уровню: 1 пара ботинок = 100 кг хлеба.

Что же лежит в основе равенства и соизмеримости товаров? Как потребительные стоимости товары не равны друг другу. Они качественно разнородны, несоизмеримы. Например, невозможно определить, что полезность очков во столько-то раз больше или меньше полезности холодильника.

Товары однородны и соизмеримы как меновые стоимости. Это выражается в совершенно определённых меновых пропорциях, например, 1000 очков = 1 холодильник.

Основой обмениваемости товаров является общественный труд, который затрачен на их производство. При всём многообразии их потребительных стоимостей товары качественно однородны как воплощение общественного труда. Следовательно, основой меновой стоимости товаров, причиной их обмениваемости в определённых пропорциях является общественный труд. Он воплощается в стоимости товара.

Стоимость товара – это общественный труд, воплощённый в товарах и обнаруживающийся посредством обмена.

Количество труда на изготовление товара измеряется рабочим временем. Необходимо отметить, что общественный труд отличен от индивидуального. Разные работники могут изготавливать одинаковые товары за неодинаковые промежутки времени. Тогда получается, что «...стоимость товара тем больше, чем ленивее или неискуснее производящий его человек, так как тем больше времени требуется ему для изготовления товара». Поэтому стоимость определяется не индивидуальным, а общественным трудом, то есть общественно необходимым рабочим временем. «Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда».

Товары, имеющие равную стоимость, обмениваются друг на друга эквивалентно. Они являются равноценными. Стоимость – это не природное свойство вещи, а общественное отношение между производителями товаров, это скрытое вещной оболочкой общественное отношение.

Стоимость тесно связана с меновой стоимостью, но это не тождественные категории. Стоимость есть внутреннее свойство товара. Меновая же стоимость – внешнее проявление стоимости посредством обмена одного товара на другой.

Стоимость – это не просто затраты труда. Она представляет косвенное выражение общественного труда через приравнивание и обмен товаров. Стоимость в отличие от потребительной стоимости является исторической категорией товарного производства. Она существует в тех способах производства, где есть товарное производство, неразрывно связана с категорией товар и не существует вне товара. В условиях натурального хозяйства, когда производство осуществлялось с целью удовлетворения собственных потребностей производителя, стоимости не было, хотя общественный труд существовал.

В товаре оба его свойства образуют диалектическое единство.

Стоимость не может существовать без потребительной стоимости. Например, если человек будет производить такую вещь, которая не удовлетворяет ничью потребность, то его труд не создаёт стоимости. В свою очередь, потребительная стоимость не может существовать без стоимости, так как товар может быть использован для потребления лишь после того, как будет реализован как стоимость.

Однако потребительная стоимость и стоимость – это противоположные свойства товара, что отражено в схеме (рис. 8).

Итак, хотя потребительная стоимость и стоимость товара взаимно предполагают друг друга, они в то же время в известном смысле отрицают друг друга. Потребительная стоимость и стоимость представляют собой единство противоположностей.

 
 

 

 


Рис. 8 - Схема «Свойства товара в теории К. Маркса»

Два свойства товара обусловлены двойственным характером заключённого в нём труда.

Анализируя характер труда, создающего товар, Маркс показал, что труд имеет две стороны, является одновременно конкретным трудом и абстрактным трудом.

Конкретным трудом называется полезный труд, затрачиваемый в определённой форме и качественно отличающийся от всех других видов труда. Виды этого конкретного труда, создающего различные потребительные стоимости, весьма разнообразны. Они различаются друг от друга:

· своей целью,

· характером трудовых операций,

· предметами труда,

· орудиями труда,

· конечными его результатами.

Так, труд пекаря, столяра, сапожника, портного и т.п. качественно различен. Они используют различные инструменты и материалы, совершают неодинаковые операции. Результатом различных видов конкретного труда являются различные потребительные стоимости.

С другой стороны, независимо от конкретного вида труда все товаропроизводители расходуют при изготовлении товара мускуль­ную и нервную энергию, т.е. рабочую силу. Это то общее, что характеризует все виды человеческого труда.

Абстрактный труд – труд товаропроизводителей, выступающий как затрата рабочей силы вообще, независимо от её конкретной формы. Следовательно, если создателем потребительной стоимости является конкретный труд, то в качестве создателя стоимости выступает абстрактный труд, ибо однородность труда делает товары соизмеримыми между собой.

Конкретный и абстрактный труд - это две стороны одного и то­го же труда, воплощенного в товаре. Рассматривая эти две стороны труда, следует заметить, что кон­кретный труд выступает как частный труд товаропроизводителя. И насколько он нужен обществу, может проявиться только на рынке, в процессе обмена. Покупателю безразлично, кто и в каких услови­ях производил товар. При обмене он приравнивает свой товар к товару продавца по затратам своего труда. Если в результате вза­имных претензий обмен не совершается, то это говорит о том, что индивидуальные затраты одного из них превышают общественно необходимые и частный труд вступает в противоречие с общест­венным, конкретный труд с абстрактным, потребительная стои­мость со стоимостью.

Противоречие между частным и общественным трудом является одним из противоречий товарного производства, в том числе ры­ночного типа. Оно предопределяет возможность возникновения диспропорций в производстве различных товаров, что проявляется в их перепроизводстве и колебаниях рыночных цен. Попытки регулировать производственно-коммерческую деятельность на основе составления бизнес-планов, вмешательства государства в экономи­ку, лишь смягчают это противоречие, но не устраняют его.

Так как стоимость есть воплощенный в товаре абстрактный труд, то величина стоимости товара измеряется количеством труда, или рабочего времени, необходимого для его производства. Однако следует заметить, что однородные товары производятся множест­вом производителей, работающих в различных условиях- Эго значит, что затраты по производству однородных товаров весьма раз­личны. Время, затраченное отдельным товаропроизводителем на производство товара, называется индивидуальным рабочим временем. А материальные и денежные затраты, связанные с про­изводством данного товара, называются индивидуальными затратами, или себестоимостью. На рынке товары не могут обмениваться по индивидуальным затратам, ибо ленивый, неуме­лый и плохо организующий производство всегда будет находиться в выигрыше, что абсурдно само но себе. Обмен осуществляется по стоимости, которая определяется не индивидуальными, а общест­венно необходимыми затратами труда, т.е. общественно необходи­мым временем, затраченным на производство товара.

Решающее влияние на формирование стоимости оказывают те производители, которые выпускают преобладающую часть данного товара.

В товарном производстве рыночного типа величина стоимости устанавливается стихийно, в процессе обмена на рынке. Только здесь устанавливаются меновые пропорции, соответствующие ко­личеству общественно необходимого рабочего времени,

На величину стоимости оказывают влияние следующие факто­ры:

· производительность труда,

· интенсивность труда,

· сложность труда.

Под производительностью труда понимается спо­собность живого труда производить в единицу времени определен­ное количество потребительных стоимостей. Она измеряется количеством продукции, производимой за единицу времени. С ростом производительности труда стоимость товара уменьшается, ибо на единицу продукции приходится меньшее количество рабочего вре­мени.

Производительность труда как экономическая категория отно­сится не к абстрактному, а к конкретному труду. Поэтому с разви­тием производительных сил общества растет и производительность. А это значит, что стоимость конкретного товара не является вели­чиной раз и навсегда застывшей. Она изменяется с изменением производительности труда.

Интенсивность труда, под которой понимается степень его напряженности, означает увеличение затрат труда в единицу рабочего времени. Поэтому с ростом интенсивности труда стои­мость товара повышается.

Что касается влияния на стоимость товара сложности труда, то трудовая теория стоимости конкретного ответа на этот вопрос не дает. По мнению К. Маркса, сравнительно сложный труд выступает в стоимости как умноженный или возведенный в степень простой труд. Поэтому меньшее количество товаров сложного труда должно обмениваться на большее количество товаров простого труда. Чем же определяются коэффициенты, сводящие сложный труд к про­стому - ответа нет.

В товарном хозяйстве продукты производятся для обмена путем купли-продажи. На рынке в обменные отношения вступают два ли­ца - продавец и покупатель. Каждый из них приходит на рынок с диаметрально противоположными интересами. Продавец желает продать товар подороже, а покупатель — купить товар подешевле. Рынок - это борьба интересов. В результате этой борьбы и прода­вец и покупатель приходят к единому интересу, т.е. обмениваются товарами по единому эквиваленту, в основе которого лежат обще­ственно необходимые затраты труда по их производству - стои­мость. Эти взаимосвязи в товарном хозяйстве носят объективный и устойчивый характер и принимают форму закона стоимости.

Закон стоимости - это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Дру­гими словами, закон стоимости - это закон, согласно которому цена должна соответствовать стоимости товара.

Однако следует иметь в виду, что товар есть совокупность по­требительной стоимости и стоимости. Поэтому цена как денежное выражение стоимости товара определяется не только общественно необходимыми затратами на его производство, но и другими фак­торами и в первую очередь спросом и предложением. По этой при­чине в реальной жизни цена, как правило, не совпадает со стоимо­стью. Свое действие в условиях товарного производства закон стоимости проявляет именно через колебания цен вокруг стоимо­сти. Следует заметить, что отклонение цен от стоимости не наруша­ет самого закона стоимости, ибо, во-первых, эти отклонения незна­чительны, а, во-вторых, отклонения в сторону «плюс» уравновешива­ются отклонениями в сторону «минус».

В товарном производстве закон стоимости выполняет следую­щую роль (функции):

1) выступает в качестве регулятора товарного производства.

В том случае, если цена на товар выше стоимости, то произво­дитель получает выгоду и расширяет свое производство и, наобо­рот, при снижении цены на товар производитель получает убыток и сокращает производство. В масштабе общества происходит перелив средств производства и рабочей силы из одних отраслей в другие, чем достигается пропорциональность между ними.

2) способствует росту производительности труда.

В условиях товарного производства конечной целью каждого производителя является получение максимально возможной при­были. Чтобы это обеспечить при неизменной цене, в основе кото­рой лежат общественно необходимые затраты труда, необходимо снизить индивидуальные затраты. А это достигается за счет повы­шения производительности труда на основе внедрения новейшей техники и совершенствования производства. Таким образом, закон стоимости двигает вперед производительные силы общества.

3) приводит к дифференциации товаропроизводителей, возникновению капитализма.

Те товаропроизводители, которые не занимаются совершенство­ванием своего производства и не в состоянии обеспечить индивиду­альные затраты на уровне общественно необходимых, разоряются. Те же из них, кто обеспечивает снижение издержек производства ниже общественно необходимых, получает прибыль и обогащается.

Категории «потребительная стоимость» и «меновая стоимость» введены в научный оборот много столетий назад. Аристотель, А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, К.Маркс, Дж. Милль и многие другие учёные – экономисты отмечали различия между этими категориями.

Как отмечалось выше, сторонники трудовой теории стоимости считали необходимым условием обмена различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, которые качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. По их мнению, обмениваемые товары имеют общую основу – трудовые затраты, которые и определяют меновую стоимость.

В современной западной экономической теории принят иной подход, ведущий начало с работ представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Э. Бем-Баверка, Ф. Визера. Согласно этому подходу, не стоимость лежит в основе обмена, а полезность. Полезность – это то, что люди приписывают благам в зависимости от соотношения между объемом предложения и степенью удовлетворения потребностей. Этим свойством обладают все блага, поскольку могут удовлетворять определенные потребности людей.

В течение ХVIII и ХIХ вв. сформировались основные концепции экономистов по вопросу о стоимости товара. Анализ этих взглядов позволяет выделить связь категорий “стоимость” и “ценность”. Необходимо отметить, что стоимость товара представляет собой частный случай проявления экономической ценности в определённых, исторически конкретных условиях.

Человечество не может существовать без экономической деятельности, а экономическая деятельность – без экономической ценности как единства цели и средства. В условиях товарного производства экономические ценности принимают форму стоимости. Экономическая ценность лежит в основе стоимости, являясь исходной категорией по отношению к стоимости.

Австрийская школа предельной полезности (К. Менгер, Е. Бем Баверк, Ф. Визер) дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Основные положения:

1) Полезность считается индивидуальной субъективной оценкой, которую дает покупатель роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей.

Ценность – это субъективная полезность, величина которой зависит от субъекта и от обстоятельств, в которых он находится (например, ценность стакана воды для человека, находящегося в пустыне, выше, чем для человека, сидящего у ручья). Значит ценностью обладают лишь ограниченные блага. Поэтому редкость (ограниченность) блага является элементом ценности.

2) Полезные блага подразделяются на два вида:

а) имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т.п.) – эти вещи не считаются полезными для себя, поскольку они в избытке;

б) являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим благам приписывается ценность.

3) Человек ранжирует свои потребности в порядке понижения степени их важности и пытается удовлетворить их имеющимся в его распоряжении количеством благ. При этом ценность каждого блага будет зависеть от важности от важности удовлетворения потребности и от степени ее насыщения.

Иллюстрацией этого служит пример К. Менгера с пятью мешками зерна, которыми обладает старик-отшельник, живущий в лесу. Полезность этих мешков зерна располагается в убывающем порядке:

1-ый мешок необходим для удовлетворения самых насущных потребностей питания;

2-ой – для улучшения питания;

3-ий – для откорма домашних птиц;

4-ый – для изготовления пива;

5-ый – для забавы (кормления попугаев).

Лишившись какого-либо одного мешка, отшельник фактически отказался бы от корма попугаев, то есть удовлетворения наименее настоятельной потребности. Поэтому именно ею определяется ценность каждого из пяти мешков зерна. Следовательно, полезность последней единицы каждого блага, то есть, единицы, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность, и есть предельная полезность.

4) Ценность благ определяет предельная полезность – полезность предельного экземпляра, порции, удовлетворяющую наименьшую потребность в продукте. Предельная полезность может возникать на разных уровнях потребления благ, в таких случаях она означает величину ощущаемой человеком добавочной полезности, которая получена от каждой новой единицы продукта. Предельная полезность зависит от запаса блага или продукта.

Поэтому становится возможным объяснить “парадокс Смита”: почему ценность воды для человеческого организма высока с точки зрения ее полезных свойств по сравнению с алмазами, а ее стоимость низка по сравнению со стоимостью алмазов. Теория предельной полезности различает общую полезность всего запаса благ и предельную полезность. Общая полезность всего запаса воды, конечно, выше общей полезности алмазов, но ценность этих экономических благ объясняется предельной полезностью, а она выше у алмазов.

С изменением количества потребляемого блага изменяется и его общая и предельная полезность:

1) общая полезность с увеличением количества потребляемого блага постепенно возрастает;

2) предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается.

На основе этого представители австрийской школы одними из первых установили связь между спросом и ценой, запасом и количеством и обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов. Ими был выведен закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы некоторого блага, который называется законом убывающей предельной полезности. Это закон утверждает: по мере роста количества потребляемого блага общая полезность от потребления возрастает, но все в меньшей пропорции, а предельная полезность от потребления дополнительной единицы некоторого блага будет сокращаться.

Из того, что экономическая полезность благ зависит от степени их ограниченности, насыщения потребностей, следует, что рост производства благ не прямо пропорционален росту их экономической полезности, так как эти блага по мере увеличения их наличного количества обесцениваются, становятся менее ограниченными, относительно менее полезными.

Сопоставление трудовой теории стоимости и теории предельной полезности позволяет сделать следующие выводы:

1) Эти теории нельзя считать универсальными.

2) Каждая из рассмотренных концепций является асимметричной, она рассматривает экономические процессы в своей сфере.

3) Обе концепции исследовали разные типы товарно-рыночного хозяйства:

- объективные законы товарного производства;

- законы экономической психологии, т.е. законы поведения людей на рынке и в сфере потребления.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы черты натурального хозяйства?

2. Какие причины и условия способствовали возникновению и развитию товарного производства? Назовите характерные черты товарного производства. Что представляет собой современное рыночной хозяйство?

3. Что такое товар? Какие свойствами обладает товар с точки зрения К. Маркса? В чем заключается двойственный характер труда, создающего товар (по К. Марксу)?

4. Дайте определение стоимости товара. Чем определяется величина стоимости товара? Раскройте содержание закона стоимости, назовите его функции.

5. Охарактеризуйте свойства товара с точки зрения теории предельной полезности. Раскройте содержание закона убывающей предельной полезности.

 

Лекция № 5

 

Тема: Деньги и их эволюция

 

1. Происхождение денег.

2. Сущность и функции денег.

3. Современные функции денег и их роль в современной рыночной экономике.

 

Есть две точки зрения на происхождение денег: рационалисти­ческая, которая объясняет возникновение денег как плод соглаше­ния между людьми, и эволюционная, объясняющая происхождение денег эволюционным процессом развития товарного производства и товарного обмена. Экономическая теория исходит из эволюцион­ной концепции возникновения денег.

С далекой древности известны деньги, появившиеся как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений. Непосредственными предпосылками появления денег послужили:

1) переход от натурального хозяйства к производству и обмену товаров;

2) возникновение имущественной независимости хозяйствующих субъектов — собственников, производящих товарную продукцию; 3) соблюдение эквивалентности при обмене.

Известно, что в первобытной общине, где отсутствовал обмен товарами, отсутствовали и деньги. Да и в натуральном хозяйстве, где продукты производятся для собственного потребления, надоб­ности в них нет. Это подтверждает тот факт, что деньги возникли на определенном этапе исторического развития, вместе с появлением товарного обмена. Только при обмене товара на товар появляется потребность в таком инструменте, который мог бы выражать стои­мость всех других товаров и к которому их можно было бы прирав­нять. Таким инструментом является особый товар, имя которому - деньги.

Деньги - это товар особого рода, стихийно выделившийся из массы других товаров на роль всеобщего эквивалента стоимости.

Появлению денег предшествовал длительный процесс развития форм стоимости как выражения исторического процесса развития товарного обмена и его противоречий (Приложение Г).

С возникновением денег:

1) создаются условия для появления, а затем и расширения рынка, поскольку денежный эквивалент позволяет преодолеть узкие рамки обмена товара на товар;

2) единый акт обмена расчленяется на две самостоятельные сделки, которые могут быть разделены во времени и пространстве:

· продажа собственного товара (Т—Д);

· покупка нужного товара (Д—Т).

3) деньги приобретают самостоятельное, не связанное с товарным обменом движение, возникает возможность для предпринимателя их накопления от момента продажи своего товара до момента покупки необходимых производству сырья, материалов и т.д.

С заменой действительных денег знаками стоимости и последующей отменой их фиксированного золотого содержания обеспечивался свободный выпуск этих знаков в соответствии с потребностями товарного оборота независимо от наличия золотого обеспечения.

Деньги как экономическая категория, возникшая на определенной ступени развития товарных отношений, выступают, поэтому исторической категорией. Как историческая категория деньги на каждом этапе товарного производства наполняются новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства.

В далеком прошлом всеобщим эквивалентом на короткий период времени и на ограниченной территории выступали товары, имеющие индивидуальную потребительную стоимость (скот, меха). При систематическом обмене, когда товар стал перевозиться на большое расстояние, использование таких денег вызывало большие неудобства. Роль денег переходит к металлам (сначала меди, затем серебру и, наконец, золоту).

Деньги — товар по происхождению, но отличаются от него, выступая как особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Следовательно:

- потребительная стоимость денег удваивается, поскольку, кроме конкретной стоимости (например, золото удовлетворяет эстетическую потребность человека — ювелирные изделия), они обладают всеобщей потребительной стоимостью, т.е. способностью удовлетворять любое желание владельца через рынок;

- стоимость денег в отличие от обычного товара, у которого она скрыта, имеет внешнюю форму проявления до их обмена на рынке. Обладая деньгами, владелец уверен, что эта стоимость по его желанию может превратиться в любую полезную вещь.

Деньги разрешили противоречие товарного производства между потребительной стоимостью и стоимостью. С появлением денег товарный мир раскололся на два полюса: на первом — один товар — деньги, на другом — все остальные товары. Потребительная стоимость сконцентрирована на стороне всех товаров, а их стоимость — на стороне денег. Товары, действующие в обмене, выступают как потребительные стоимости, деньги становятся выразителем этих потребительных стоимостей всех товаров через стоимость.

Таким образом, сущность денег заключается в том, что они являются:

1) всеобщим эквивалентом, средством для вы­ражения стоимости любого товара, то есть средством всеобщей ценности;

2) средством всеобщей обмениваемости (ликвидности), то есть, по­средством денег происходит учет общественного труда частных товаропроизводителей;

3) инструмен­том регулирования экономических, а через них и общественных отношений. Следовательно, деньги с экономической точки зрения следует рассматривать не как вещь, а как экономические отноше­ния;

4) средством сохранения и накопления стоимости;

5) эластичным средством. Деньги способны к автоматическому расширению или сокращению под воздействием колебаний товарного обращения.

6) единицей счета.

Сущность денег проявляется в их функциях. В развитом товар­ном хозяйстве деньги выполняют пять функций:

· меры стоимости,

· средства обращения,

· средства накопления и образования сокровищ,

· средства платежа,

· мировых денег.

1) Функция меры стоимости определяется самой сущностью денег, которые являются мерилом стоимостей всех других товаров, т.е. всеобщим эквивалентом. Особенность этой функции состоит в том, что деньги выполняют ее идеально. Чтобы оценить товар, не обяза­тельно иметь в наличии соответствующее количество золота. Для этого достаточно мысленно приравнять стоимость золота к стоимо­сти данного товара. Это обстоятельство позволяет оценивать ог­ромные количества товаров, вести денежный учет товарно-материальных ценностей в неограниченных масштабах.

Следует подчеркнуть, что сами деньги цены не имеют. Вместо цены они обладают покупательной способностью, выражающейся в абсолютном количестве товаров, которые можно на них купить.

Функцию меры стоимости деньги выполняют через уста­новление цен на товары. Цена, как известно, есть денежное выра­жение стоимости товара. Стоимость различных товаров выражается в различных количествах золота. Для сопоставления между собой этих количеств золота, т.е. для сравнения цен товаров, определен­ное количество золота принимается за единицу измерения. При зо­лотом стандарте весовое содержание золота, принятое в данной стране в качестве денежной единицы, называется масштабом цен.

Деньги как масштаб цен устанавливаются государством и выступают как фиксированное весовое количество металла, изменяющееся со стоимостью этого металла.

Первоначально весовое содержание денежной единицы совпадало с масштабом цен, что нашло отражение в названиях некоторых денежных единицах. Так, английский фунт стерлингов в прошлом действительно весил фунт серебра. В ходе исторического развития масштаб цен обособился от весового содержания. При золотом обращении масштаб цен предполагал установление денежной единицы, приравненной к определенному количеству золота.

Изменение в законодательном порядке масштаба цен в сторону его снижения называется девальвацией, а в сто­рону повышения - ревальвацией. Так, например, мировой эко­номический кризис 1929-1933 годов привел к девальваций доллара в январе 1934 года на 40,9%. Его золотое содержание снизилось с 1,50463 до 0,888671 гр. чистого золота. В декабре 1971 года и фев­рале 1973 года доллар снова был девальвирован. Его золотое со­держание и курс понизились соответственно на 7,9% и 10%.

Страны—участницы Международного валютного фонда в 80-х гг. прошлого века отменили официальную цену золота и золотое содержание денежных единиц. Теперь их официальный масштаб цен складывается стихийно на мировом рынке путем сопоставления стоимости товаров посредством цены. В России также с 1992 г. отсутствует официальное соотношение рубля и золота.

В современных условиях произошел процесс демонетизации золота, т.е. утрата им функций денег, в том числе и функции меры стоимости. Золото вытеснено из внутреннего и внешнего оборота неразменными знаками стоимости — кредитными деньгами.

С установлением господства неразменных кредитных денег масштаб цен претерпел существенные изменения. Государство устанавливает:

а) название денежной единицы, порядок ее выпуска и изъятия, а также ее купюрность;

б) порядок выпуска более мелкой денежной единицы, изготавливаемой, как правило, из дешевых металлов, определяя ее соотношение к основной денежной единице;

в) правило обращения наличных и безналичных денег;

г) валютный курс национальной денежной единицы к иностранным, исходя из спроса своей валюты, и публикует его в официальной печати.

Господство кредитных денег модифицирует функцию денег как меры стоимости. В условиях развития рыночных отношений деньги обслуживают не просто обмен товаров, а обмен производительного, товарного и финансового капитала, выступая как денежный капитал. Современные деньги становятся денежным капиталом в результате их участия в кругообороте промышленного капитала, в процессе функционирования которого создается добавочная стоимость (прирост капитала).

Денежный капитал, с одной стороны, обеспечивает производство товаров, а с другой — создает условия для реализации товарного капитала, включающего прирост. Товарный капитал, созданный на предприятии, получает общественное призвание не в сфере обмена на рынке путем приравнивания товара к деньгам, а непосредственно в самом производстве. Заключенный в товаре общественно необходимый труд определяется через соизмерение товаров друг с другом до момента их реализации. Отсюда следует, что функция меры стоимости кредитных денег находит выражение, прежде всего, непосредственно в производстве до рынка. Цена товара формируется в процессе производства (а не на рынке) с помощью приравнивания товаров. На рынке цена товаров подвергается некоторой модификации в результате действия закона стоимости.

Таким образом, при современных кредитных деньгах, не разменных на золото, цена товара находит свое выражение не в одном специфическом денежном товаре, а во всех других товарах, напоминая развернутую форму стоимости.

2) В функции средства обращения деньги выполняют роль посредника в обмене товаров: Т - Д - Т. В отличие от функции ме­ры стоимости, функцию средства обращения могут выполнять только реальные деньги, причем не только золотые, но и их замени­тели - бумажные деньги.

Следует иметь в виду, что при купле-продаже ни покупателя, ни продавца деньги сами по себе не интересуют. В обращении товаров они должны лишь засвидетельствовать соответствующую цену то­вара и только. Стало быть, участников торговой сделки интересует не реальная стоимость денежного знака (монеты), а номинальная стоимость, т.е. сумма, обозначенная на самой монете. Практика хождения стершихся монет, а значит, уменьшенных в весе, но со­хранивших сам знак стоимости, привели к появлению "неполноценных" монет - монет с фиксированным государствен­ным курсом, а также подделок. В конечном итоге это обусловило появление в обращении бумажных денег.

Деньги постоянно и непрерывно обслуживают обмен товаров и, следовательно, способствуют их реализации, следовательно:

· деньги реально присутствуют в обращении в отличие от первой функции, где товар оценивается идеально до выхода на рынок. Передача товара покупателю и его оплата осуществляются одновременно, т.е. в обращении должны находиться наличные деньги.

· деньги участвуют в обращении мимолетно, играя роль посредника в обмене. Одни и те же денежные знаки перемещаются от одного товаропроизводителя к другому. Скорость обращения денег велика — чем быстрее совершается оборот, тем меньше требуется наличных денег.

· действительные деньги могут быть заменены на знаки стоимости (бумажные или кредитные деньги) в связи с кратковременным присутствием денег при оплате приобретаемых товаров. Ныне господствующее положение заняли кредитные деньги, выступающие как покупательное средство, характерное для простого товарного производства.

· деньги используются для взаимного контроля участников товарной сделки. При покупке-продаже товара проверяются его качество, цена, сроки поставки.

Деньги как средство обращения постоянно пребывают в сфере обращения. Для того чтобы обслуживать товарное обращение, не­обходимо определенное количество денег. Оно определяется зако­ном денежного обращения, согласно которому количество денег, необходимое для обращения, равно сумме цен товаров, деленное на число оборотов одноименных денежных единиц (рубля, доллара, марки и т.д.). Формула этого закона принимает вид:

 

               
   
СЦ
 
 
КД =  
   
 
   
О
 

 

 


где: КД - количество денег, необходимое для обращения,

СЦ - сумма цен товаров, подлежащих реализации,

О - скорость оборота одноименной денежной единицы.

Влияние скорости оборота денежной единицы на количество денег, необходимое для обращения, обусловлено тем, что один и тот же денежный знак, переходя от одного владельца к другому по нескольку раз в течение определенного времени (недели, месяца, года), может реализовать цену не одного, а нескольких товаров, И чем быстрее оборачиваются деньги, чем большее количество раз они переходят из рук в руки, тем меньшее количество денег необ­ходимо для обращения.

В современной экономической теории для определения зависи­мости уровня цен от денежной массы используется математическая формула, предложенная американским экономистом И. Фишером:

 

где: М - денежная масса, V - скорость обращения денег, Р - уровень товарных цен, Q - количество обращающихся товаров.  
МV=РQ,

 

В соответствии с данной формулой количество денег в обраще­нии (объем денежной массы) рассчитывается как отношение:

 

PQ V
M =

 

Рассматривая функцию денег как средства обращения, следует обратить внимание на тот момент, что вклинивание денег в процесс товарного обращения (Т - Д - Т) разрывает во времени единый акт купли-продажи на два акта: акт купли и акт продажи, т.е. за актом продажи сразу же не следует акт купли и деньги приобретают само­стоятельное хождение. Выходя из обращения, они превращаются в сокровища и выполняют функцию образования и накопления сокровищ.

Эту функцию могут выполнять только полноценные (всеобщим эквивалентом стоимости являются золото и серебро) и реальные деньги. Накопление сокровищ происходит в форме золотых монет, слитков, ювелирных изделий из золота и серебра и др. Бумажные деньги, в том числе и конвертируемая валюта, эту функцию выпол­нять не могут.

Поскольку полноценные деньги сохраняются длительное время и в любой момент могут быть превращены в товар, то товаровла­дельцы нередко продают товары с целью накопления денег, превращаясь, таким образом, в хранителей сокровищ.

3) Деньги, являясь всеобщим эквивалентом и обеспечивая их владельцу получение на рынке любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к сокровищу. Сокровище — это деньги, изъятые из обращения с целью их сбережения и накопления.

Как средство накопления и сбережения деньги имеют следующие особенности:

- акт купли-продажи товара прерывается, и деньги накапливаются у продавца (Т—Д—Т). Простое сбережение денег дохода владельцу не приносит;

- накопление и сбережение денег создают стихийное регулирование денежного оборота: лишние деньги уходят в сокровище, недостаток денег пополняется из сокровища.

Эта особенность денег имела место при золотом обращении, которое требовало накопления центральными (эмиссионными) банками золотого запаса, использовавшегося для пополнения внутреннего обращения, размена знаков стоимости на золото, международных платежей. В настоящее время такое назначение золотого запаса отпало в связи с изъятием золота из обращения. Однако он продолжает играть роль сокровища, сосредотачиваясь в резервах центральных банков, казне государства, правительственных валютных органах. Величина золотого запаса свидетельствует о богатстве страны и обеспечивает доверие резидентов и иностранцев к национальной денежной единице. Золотой запас России составил на 1 января 1998 г. 4,89 млрд. долл., на 1 августа 2000 г. — 3,44 млрд. долл.

Отдельные лица также накапливают золото в форме слитков, монет, украшений (тезаврация золота), покупая его на рынке в обмен на национальную денежную единицу. Цель такого накопления в условиях господства знаков стоимости — обезопасить себя от обесценения.

С заменой действительных денег на знаки стоимости, которые характеризуются неустойчивостью, накопление и сбережение по мере развития товарного производства возрастает, но приобретает несколько иные формы.

Накопление становится непременным условием воспроизводственного процесса. В отличие от простого товарного производства, когда деньги накапливались в виде «мертвого сокровища», при капитализме деньги пускаются в оборот для получения прибыли.

Деньги аккумулируются:

- на предприятиях в форме денежных резервов как необходимое условие кругооборота капитала, обеспечивая сглаживание возникающих нарушений у сдельных хозяйствующих субъектов;

- у государства как централизованный денежный фонд в бюджете с целью перераспределения в масштабе страны для ликвидации диспропорций в народном хозяйстве;

- в банках на счетах, принадлежащих физическим и юридическим лицам, для получения дохода в виде процентов. Здесь деньги используются как кредитный резерв;

- у отдельных физических лиц в виде наличного денежного резерва. Важное значение этой функции — стихийно регулировать денежное обращение при господстве знаков стоимости — утрачено: теперь кредитные деньги не могут эластично расширять или уменьшать количество необходимых для обращения денег, как было при золотых деньгах.

Функция денег как средства накоплениям образования сокро­вищ играет немаловажную роль в регулировании денежного обра­щения: при сокращении товарооборота деньги уходят в сокровища, обеспечивая тождество между массой выпущенных товаров и коли­чеством денег в обращении, а при увеличении товарооборота - вы­ходят из тайников, поглощая излишки товарной массы. Закон золотомонетного обращения в том и состоит, что количество денег все­гда соответствует потребности в них. Инфляция в условиях такого обращения отсутствует.

4) С развитием товарного производства и возникновением кредит­ных отношений появляется функция денег как средства платежа.

При продаже товаров в кредит возникает разрыв во времени и в пространстве между продажей товара и уплатой денег за него. Про­давец в этом случае становится кредитором, а покупатель должни­ком. Продажа товара осуществляется с отсрочкой платежа на осно­ве документа, называемого долговым обязательством - векселем.

Вексель - это особый вид письменного долгового обязательства узаконенной формы, дающий его владельцу (векселедержателю) бесспорное право требовать по истечении определенного срока с лица, выдавшего обязательство (векселедателя), уплаты обозначен­ной в нем денежной суммы.

Кроме векселя, к кредитным деньгам относятся банкнота и чек.

Банкнота - это кредитное обязательство банка, или вексель на бан­кира, которым банкир замещает частные векселя.

Чек - письмен­ный приказ владельца текущего счета банку уплатить наличными или перевести на текущий счет другого лица определенную сумму денег.

В последнее время широкое распространение получили безна­личные деньги – кредитные карточки. Это именной доку­мент, выпускаемый банком или торговой фирмой, удостоверяющий личность владельца счета в банке и дающий ему право покупать товары и услуги без оплаты наличными. Использование ЭВМ для автоматизации банковских операций привели к появлению кредит­ных карточек второго поколения – электронным деньгам, которые имеют высокую степень защиты от подделки (реагируют только на отпечатки пальцев владельца карточки, или на его под­пись) (Приложение Д).

При наступлении срока погашения долга деньги выступают не как средство обращения, а как средство платежа, то есть средство погашения долгового обязательства. Иногда между товаровладель­цами возникают встречные долговые обязательства, которые взаимопогашаются и исключают участие денег в обращении. Исходя из этого, функция денег как средства платежа вносит некоторые кор­рективы в закон денежного обращения, и он принимает вид:

 

 

               
   
СЦ – К + П - В
 
КД =  
 
   
 
   
О
 

 


где: КД- количество денег, необходимое для обращения,

СЦ— сумма цен товаров, подлежащих реализации,

К - сумма цен товаров, проданных в кредит, сроки погаше­ния которого не наступили,

П - платежи, по которым наступил срок погашения,

В — взаимопогашающиеся платежи,

О - скорость оборота одноименной денежной единицы.

Функция денег как средства платежа усиливает возможность диспропорций в экономике, ибо в условиях кредитных взаимоот­ношений неплатежеспособность одного товаровладельца порождает целую цепочку неплатежеспособности других таких же товаровла­дельцев.

5) В условиях развитого товарного хозяйства обмен товарами осу­ществляется не только внутри отдельного государства, но и за его пределами. В основе этих отношений лежит международное разде­ление труда. Деньги, обслуживая внешнеторговые сделки, выпол­няют функцию мировых денег.

Исторически и логически функция мировых денег опирается на все предыдущие функции. В своей функции, реализуемой на миро­вом рынке, деньги выполняют троякое назначение:

Во-первых, функционируют как всеобщее средство платежа, когда переходят из одной страны в другую в порядке погашения долговых обяза­тельств,

Во-вторых, служат всеобщим покупательным средст­вом, когда ими оплачиваются товары, купленные за наличный рас­чет в других странах,

В-третьих, выступают как всеобщее во­площение общественного богатства, когда оседают в хранилищах в виде золотых запасов.

Первоначально функцию мировых денег выполняли благород­ные металлы в слитках. Но уже к середине XIX века наметилась тенденция к ограничению использования золота в международных расчетах и замещению их кредитными деньгами. В 1913 году с по­мощью переводных векселей, выписанных в английских фунтах стерлингов, производилось около 80% международных расчетов. Золото стало использоваться лишь для погашения отрицательного сальдо торгового баланса (разница между импортом и экспортом).

В настоящее время на мировом рынке золото в качестве пла­тежного и покупательного средства практически не используется. Вместо него функционируют валюты ведущих капиталистических государств: доллар США, немецкая марка, японская йена и др., а также международные счетные единицы (евро).

Все пять функций денег представляют собой проявление единой сущности денег как всеобщего эквивалента товаров и услуг; они находятся в тесной связи и единстве. Логически и исторически каждая последующая функция предполагает известное развитие предыдущих функций.

Отметим три основных свойства денег, раскрывающих их сущность:

- деньги "обеспечивают всеобщую непосредственную обмениваемость. На них покупают любой товар;

- деньги выражают меновую стоимость товара. Через них определяется цена товара, а это дает количественное соизмерение разных по потребительной стоимости товаров;

- деньги выступают материализацией (вещественной формой) всеобщего рабочего времени, заключенного в товаре.

Современный капитализм, характеризующийся всеобщим характером товарно-денежных отношений и господством вместо действительных денег знаков стоимости — главным образом, кредитных денег, — обусловил модификацию функций денег.

Современные деньги в отличие от денег простого товарного производства превращаются в денежный капитал или самовозрастающую стоимость. Это накладывает особый отпечаток на все функции денег. В первой функции деньги не только измеряют стоимость всех товаров и услуг, но и капитала. Во второй функции — при купле-продаже различных ценностей за наличный расчет — деньги выступают средством обращения товаров и капитала. В третьей функции — как средство накопления и сбережения — деньги концентрируются в кредитной системе и обеспечивают владельцу прибыль. Накопление в ферме тезаврации золота защищает денежные богатства от обесценения. Четвертая функция, (деньги обслуживают разнообразные платежные отношения, в том числе трудовые) способствует широкому развитию капиталистической кредитной системы. Пятая функция — мировых денег — делает возможным переливы капитала между странами. Они обслуживают производство и реализацию общественного капитала через систему денежных потоков между сферами хозяйства, отраслями производства и регионами страны. Организаторами этих потоков являются государства, хозяйствующие субъекты и отчасти отдельные лица. Причем оборот стоимости общественного продукта начинается и заканчивается у владельца капитала.

В отличие от функций денег, которые являются относительно стабильными и мало подвержены изменениям, роль денег в различных условиях постоянно меняется.

Деньги воздействуют на экономические процессы и развитие общества:

- участвуют в установлении цены товаров. На рынке в зависимости от спроса и предложения, а также конкуренции складываются цены, которые могут отклоняться от стоимости;

- с помощью денег определяется в хозяйственной деятельности предприятий величина издержек производства каждого вида продукции и совокупного их объема;

- усиливают заинтересованность предпринимателей в развитии и повышении эффективности производства, экономии использования ресурсов;

- влияют на экономические взаимоотношения между странами.

Развитие производства приводит к повышению роли денег. Содержание денег и возможности их использования для решения экономических и социальных задач постоянно меняются, приспосабливаясь к условиям производства.

Модификация денег нашла отражение в переходе от использования одних видов денег к другим, а также в изменении условий их функционирования.

Деньги в своем развитии прошли длительный путь от действительных денег к знакам стоимости, заместителей действительных денег

Действительные деньги - это деньги, номинальная стоимость (обозначенная на них стоимость) которых соответствует реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены.

Металлические деньги (медные, серебряные, золотые) имели разную форму: сначала штучные, затем весовые. Внешний вид денег также был разнообразный (в виде проволоки, прямоугольника, треугольника, ромба и, наконец, круглая). Монета более позднего развития денежного обращения имела установленные законом отличительные признаки (внешний вид, весовое содержание); Наиболее удобной для обращения оказалась круглая форма монеты (меньше стиралась), лицевая сторона которой называлась аверс, оборотная — реверс и обрез— гурт. С целью предотвращения монеты от порчи гурт делался нарезным.

Первые монеты появились почти 26 веков назад в Древнем Китае и Лидийском царстве. В Киевской Руси первоначально в обращении находились одновременно златники (монеты из золота) и серебряники (монеты из серебра).

К золотому обращению страны пришли во второй половине XIX в., ведущей из этих стран была Великобритания. Причинами перехода к металлическому обращению, и прежде всего к золотому, послужили свойства благородного металла, делающего его наиболее пригодным для выполнения назначения денег: однородность по качеству, делимость и соединяемость без потери свойств, портативность (большая концентрация стоимости), сохраняемость, сложность добычи и переработки (редкость).

Для действительных - денег характерна устойчивость, что обеспечивалось свободным разменом; знаков стоимости на золотые монеты, свободной чеканкой золотых монет при определенном и неизменном золотом содержании денежной единицы, не ограниченным перемещением золота между странами. Благодаря своей устойчивости действительные деньги беспрепятственно выполняли все пять функций.

Появление знаков стоимости при золотом обращении было вызвано объективной необходимостью: 1) золотодобыча не поспевала за производством товаров и не обеспечивала полную потребность в деньгах; 2) золотые деньги высокой портативности не могли обслуживать мелкий по стоимости оборот; 3) золотое обращение не обладало в силу объективности экономической эластичностью, т.е. способностью быстро расширяться и сжиматься; 4) золотой стандарт в целом не стимулировал производство и товарооборот.

Золотые деньги имеют существенные недостатки, а именно: 1) высокие издержки обращения, поскольку их изготовление и обращение (износ) обходится дорого по сравнению с бумажными деньгами обществу; 2) невозможность обеспечить потребности 'в деньгах ввиду быстрого роста товарооборота и относительно медленного пополнения каналов обращения золотыми деньгами.

Эти, а также некоторые другие причины обусловили постепенный отход от действительных денег к заместителям.

Переход к знакам стоимости в России начался с 1897 г., когда было установлено, что знаки стоимости в размере 300 млн. руб. выпускаются без золотого обеспечения, а свыше этого полностью покрываются золотым запасом государства. В XX в. происходил процесс снижения нормы золотого обеспечения, который завершился принятием закона 26 сентября 1992 г., установившим полный отказ государства от золотого обеспечения национальных денежных знаков.

Заместители действительных денег (знаки стоимости) - это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся:

- металлические знаки стоимости — стершаяся золотая монета, билонная монета, т.е. мелкая монета, изготовленная из дешевых металлов, например меди, алюминия;

- знаки стоимости, изготовленные из бумаги. Различают бумажные деньги и кредитные деньги.

Бумажные деньги — представители действительных денег, изготовленные из специальной бумаги и выпускаемые государством (как правило, казначейством) для покрытия своих расходов.

Объективная возможность появления этих денег обусловлена особенностями функции денег как средства обращения, когда деньги являлись мимолетным посредником в движении товаров. Впервые бумажные деньги (ассигнации) в России были выпущены в 1769 г. По сравнению с золотыми деньгами они имели определенные преимущества: их легче хранить, они более удобны в расчетах при мелких сделках.

Государство, присвоив право эмиссии бумажных денег в форме казначейских билетов, получает эмиссионный доход при их выпуске в виде




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.256 сек.