Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План изучения темы. Факторы врожденного иммунитета

Исходный уровень знаний.

Факторы врожденного иммунитета.

Патогенность и вирулентность микроорганизмов.

Инфекционный процесс.

Занятие 9

Цель самоподготовки.

После самостоятельного изучения материала необходимо знать:

- понятие об инфекции, формы инфекции;

- понятие о патогенности и вирулентности микроорганизмов, факторы вирулентности и способы их выявления.

- определение понятия иммунитет, виды иммунитета;

- клеточные и гуморальные факторы врождённого (видового) иммунитета.

Для усвоения материала студенту необходимо повторить:

-виды симбиоза макро– и микроорганизмов;

-основные группы микроорганизмов из разделов «Морфология микроорганизмов», «Физиология микроорганизмов».

Из курса биологии вспомнить клетки крови, их морфологию; приготовление мазка из крови, фиксацию, окраску.

 

Цель занятия.

1.Изучить:

- методы выявления факторов патогенности микроорганизмов;

- особенности и динамику развития инфекционного процесса, формы его проявления, пути передачи.

2. Познакомиться:

- с основными методами экспериментального заражения и бактериологического исследования трупов животных;

- с клеточными и гуморальными механизмами врождённого иммунитета (фагоцитоз, лизоцим, комплемент, интерфероны).

3. Освоить методы оценки факторов врождённого иммунитета организма человека.

 

1. Инфекционный процесс (определение).

2. Роль микроорганизма в инфекционном процессе.

3. Роль макроорганизма и условий внешней среды.

4. Характерные черты инфекционной болезни.

5. Формы проявления инфекционного процесса.

6. Элементы эпидемического процесса.

7. Иммунитет его виды.

8. Врожденные факторы защиты. Фагоцитоз.

9. Противовирусный иммунитет.

После изучения темы студент должен уметь.

1.Определять факторы вирулентности микроорганизмов.

2.Оценить факторы врождённого иммунитета организма (гуморальные и клеточные).

3. Определить активность лизоцима в слюне.

 

Контрольные вопросы.

Формы симбиоза микро- и макроорганизма. Дайте определение понятия «инфекционный процесс». Назовите условия, от которых зависит возникновение, течение и исход инфекционного процесса. Что такое патогенность микроба? Что такое специфичность и органотропность микроба? Что такое вирулентность микробов. Как её определяют, в каких единицах измеряют?

Задача: расположите микробы в порядке возрастания вирулентности в зависимости от Dlm микроба: 250 млн. микробных клеток, 500 млн. микробных клеток, 1 млрд. микробных клеток.

Каким образом можно понизить вирулентность микробов? Каким образом можно повысить её? Назовите и охарактеризуйте свойства патогенных микробов: адгезивность, инвазивность, антифагоцитарная активность, токсинообразование. С какими факторами вирулентности связаны эти свойства? Бактериальные экзотоксины и эндотоксины, различия между ними: образование, получение, химическая природа, характер действия, антигенность, действие формалина и тепла. Какой экзотоксин сильнее - с Dlm 0,03 мл или с Dlm 0,001 мл? Анатоксины, их получение и основные свойства. Перечислите токсигенные бактерии. Пирогены бактериального происхождения, их характеристика, применение в медицине; в каких препаратах присутствие пирогенов является нежелательным? Как определяется пирогенность воды и растворов? Влияние состояния макроорганизма и условий внешней среды на возникновение и течение инфекционного процесса. Что такое условно-патогенные микробы и какова их роль в современной инфекционной патологии? Укажите признаки, по которым инфекционные болезни отличаются от неинфекционных. Периоды течения инфекционной болезни. Элементы эпидемического процесса: источник, механизм и пути передачи возбудителя, восприимчивость населения. Что такое факторы передачи возбудителей? Поднятие о спорадической заболеваемости, эпидемии, пандемии, эндемии. Что такое внутрибольничные (госпитальные) инфекции? Какие микробы чаще всего их вызывают? Понятие о «госпитальных штаммах», их основные свойства. Экспериментальный метод исследования - в каких целях применяется? Какие животные чаще всего используются в микробиологических лабораториях? Какие меры предосторожности следует соблюдать при проведении исследований? Способы заражения животных.

Определение понятия «иммунитет». Виды иммунитета в зависимости от способа его формирования. Виды иммунитета в зависимости от агента, против которого он направлен. Характеристика естественной резистентности организма (видовой или индивидуальный, специфический или неспецифический, передаётся ли по наследству). Назовите основные факторы врождённого иммунитета организма. Охарактеризуйте защитные функции кожи, слизистой оболочки полости рта и кишечника, лимфатических узлов, мерцательного эпителия. Автор фагоцитарной теории иммунитета, основные положения этой теории. Какие клетки обладают фагоцитарной активностью? Назовите фазы фагоцитарного процесса. Какими показателями определяют фагоцитарную активность лейкоцитов? Какое различие между завершённым и незавершённым фагоцитозом? При каких заболеваниях наблюдается незавершённый фагоцитоз? Укажите факторы, усиливающие фагоцитоз. Перечислите гуморальные защитные факторы крови. Лизоцим: кто впервые обнаружил лизоцим, в каком материале; химическая природа лизоцима, отношение к нагреванию, где содержится в организме; что происходит с бактериями под действием лизоцима, влияет ли он на вирусы. Комплемент, его химическая структура, отношение к нагреванию, из каких фракций состоит, где содержится в организме; пути активации комплемента; какое животное используется для получения комплемента; почему? При какой температуре и в течение какого времени можно разрушить комплемент; как называется сыворотка, полученная при таком режиме? Противовирусный иммунитет имеет свои особенности - почему? Чем характеризуется врождённый противовирусный иммунитет? Неспецифические противовирусные ингибиторы, их химическая природа, виды, механизм действия. Интерфероны, история открытия и изучения. Что такое интерфероногены, какие лекарственные средства являются инерфероногенами? Какие клетки организма продуцируют интерфероны? Классы интерферонов, их происхождение и действие. Механизм противовирусного действия интерферона, в чём выражается его специфичность.

 

Задания для выполнения в процессе самоподготовки.

1. Составьте схему «Основные факторы вирулентности микробов».

2. Факторы врождённой защиты организма: название фактора, где содержится, какое действие оказывает.

3. Клетки организма, способные к фагоцитозу.

 

Работа студента на практическом занятии.

1. Изучение факторов вирулентности микробов:

- посмотрите посевы стафилококков и стрептококков на кровяном агаре. Объясните причину образования зон гемолиза вокруг колоний;

- учтите готовый результат опыта по выявлению плазмокоагулазы у стафилококков.

2. Опыт по определению активности лизоцима в слюне.

Поставьте опыт по определению активности лизоцима в слюне. Методика опыта основана на способности лизоцима лизировать чувствительный к нему микроб-микрококк. Порядок постановки: Взять 6 пробирок. Во все пробирки налить по 1 мл физраствора. Затем в 1-ю пробирку налить 1 мл профильтрованной через бумажный фильтр и разведённой 1:50 слюны. Перенести 1 мл из 1-ой во 2-ю, из 2-ой в 3-ю, из 3-й в 4-ю, из 4-й в 5-ю,а из 5-й пробирки вылить 1 мл в дезинфицирующий раствор. В каждую пробирку добавить по 1 мл суспензии суточной культуры микрококка, содержащей 1 млрд/мл микробных тел. Пробирки слегка встряхнуть и выдержать в термостате в течение часа. После этого определить титр лизоцима по последнему разведению, в котором наблюдается полный лизис бактерий - просветление.

 

Схема постановки опыта

Номера пробирок            
Физраствор в мл 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Слюна в разведении 1:50 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1 мл вылить
Суспензия микрококка 1млрд/мл 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Разведение слюны 1:100 1:200 1:400 1:800 1:600 контроль
Результат            
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
План изучения темы. Итог по разделу «Физиология микробов» | План изучения темы. Антигены и антитела. Реакции иммунитета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.