КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика выполнения работы. Цель работы: освоить методы исследования умственной работоспособности человека
ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ Цель работы: освоить методы исследования умственной работоспособности человека. Оборудование: бланки корректурных и цифровых таблиц, секундомер. Соблюдение строгого режима дня направлено на профилактику умственного утомления, но оно может возникнуть и вследствие повышенных учебных нагрузок. Точно дозировать учебную нагрузку без специального контроля весьма затруднительно. Поэтому необходимо периодически исследовать степень умственного утомления под влиянием учебных занятий. Косвенным показателем нарушения функций высшей нервной деятельности школьников являются изменения функции внимания и ослабление оперативной памяти. Ослабление регулирующего влияния центральной нервной системы приводит к общему нарушению функционального состояния организма: нарушению сна, головным болям, понижению аппетита, ослаблению остроты зрения и слуха, раздражительности, плаксивости, уменьшению мышечной силы и т.д. Субъективное выражение утомления - ощущение усталости, снижение интереса к работе. Длительное напряжение регулирующих систем является одним из факторов, приводящих к развитию невротических состояний у детей и подростков. 1. Методы исследования внимания Под вниманием понимают направленность психической деятельности на объект, имеющий определенную значимость для индивида. Если эта направленность сознательно регулируется и поддерживается, то внимание называют произвольным, в противоположность непроизвольному вниманию, которое не детерминируется сознательно поставленной целью. Выделяют следующие качества внимания: объём, устойчивость, распределение и переключение. Каждое из них обладает определенной специфической сущностью и в процессе психической деятельности выполняет определённую роль. Для исследования этих свойств разработаны специальные экспериментально-психологические методы, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные оценки. 1. Исследование устойчивости внимания по корректурной пробе В.Я. Анфимова. Исследование устойчивости внимания чаще всего проводится с помощью корректурного теста В.Я. Анфимова, где в качестве однообразных раздражителей являются буквы. Относительно различное количество одноимённых букв в строках исключает возможность запоминания и одновременно требует большой сосредоточенности внимания. Просматривая корректурную карту слева направо, нужно зачёркивать буквы «В» и «Н» в начале занятия в течение 3-х минут и буквы «А» и «И» в конце занятия в течение 3-х минут. После чего подсчитывается количество допущенных ошибок и объём проверенного текста. Рассчитываются коэффициенты точности и работоспособности после каждой пробы по формулам Уипла: Кт = где: Кт -коэффициент точности; А -количество правильно зачеркнутых знаков; Б -количество пропущенных знаков, подлежащих зачеркиванию, но не зачеркнутых; С -количество ошибочно зачеркнутых знаков. Кр = где: Кр -коэффициент работоспособности; Д -общее количество знаков в просмотренном тексте; Е -время выполнения задания в минутах. Нормальная нагрузка обычно приводит к повышению работоспособности без существенных изменений точности выполнения задания. У здоровых людей коэффициент точности обычно превышает 0,9. При умственном утомлении наблюдается в первую очередь снижение коэффициента точности. В случае выраженного утомления уменьшается также и коэффициент работоспособности. Сделайте вывод на основании сравнения полученных результатов.
2. Исследование переключения внимания. Для исследования переключения внимания применяются тесты, оценивающие способность быстрого перехода испытуемого от одной деятельности к другой. Исследуемому предлагается модификация таблицы Шульте с напечатанными разными цветами, нанесёнными в случайном порядке цифрами. Испытуемому предлагается как можно скорее и точнее по очереди назвать и показать цифры, начиная один ряд с начала, а другой с конца. Например: красная 1 – синяя 25, красная 2 – синяя 24 и т. д. Результаты оцениваются по количеству ошибок и времени, затраченному на прочтение таблицы (1,5 мин. – хорошо; 2-2,5 мин.- удовлетворительно; более 3 мин. – неудовлетворительно). 3. Исследование распределения внимания. Для исследования распределения внимания наиболее часто применяется тест отыскивания чисел. Испытуемому предлагается модификация таблицы Шульте, где расположены цифры от 1 до 70. Нужно отыскать в таблице недостающие числа и зачеркнуть их в рабочем бланке. На работу с таблицей отводится 4 минуты. Результаты выполнения теста оцениваются по разнице между количеством правильно зачёркнутых чисел и количеством ошибок
2. Методы исследования кратковременной памяти Под памятью понимается способность индивида узнавать, запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию. Все эти процессы формируются и совершенствуются в ходе развития личности и связаны с её деятельностью. Для исследования этих процессов разработаны специальные экспериментально-психологические методы, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные оценки. В качестве стимульного материала в них обычно используются бессмысленные слоги, буквы, цифры, слова, фразы, рисунки, определённым образом организованный текст и т.д. Обычно исследуют кратковременную память, которую подразделяют на непосредственную и оперативную память.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |