Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социального обеспечения

Тема № 1: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Социальное обеспечение всегда занимало одно из ключевых мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно, по мере развития самой системы соци­ального обеспечения в нашем государстве.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является об­щепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, раз­личные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из это­го, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия - экономическая и правовая.

Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, ме­дицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции состав­лял способ распределения благ через общественные фонды потреб­ления.

Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких порой мало совмести­мых критериях, в частности на экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались осо­бой заботой общества на отдельных этапах его развития, относи­лись различные категории граждан (в царской России - сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем - наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распростра­нялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем - на членов колхозов, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. На­конец, нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

В первые годы советской власти сформировалась теория так на­зываемых социальных рисков, в соответствии с которой социальное обеспечение - это предоставление благ при перераспределении кол­лективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной. Представителями этой теории являлись В.М. Догадов, Н.А. Вигдорчик, Н.А. Семашко. Однако её сторонники к числу социаль­ных рисков относили и обеспечение из средств общественных орга­низаций, из средств касс (товариществ) взаимопомощи, социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение распространяется, по их мнению, на все население страны, а не только на нетрудоспособных.

В. Дурденевский предложил ограничить пределы социального обеспечения строго целевой направленностью. По его мнению, та­кой целью должна быть помощь общества в «развитии и охранении человека».

Введение функционального (целевого) критерия в дополнение к экономическому и субъектному явилось в дальнейшем основопо­лагающим фактором в формировании научной мысли по вопросу о понятии социального обеспечения.

Развивая позицию В. Дурденевского, В.С. Андреев указывал, что социальное обеспечение - это «совокупность определенных со­циально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейши­ми средствами оздоровления, профилактики и восстановления тру­доспособности».

Однако позиция В.С. Андреева не была однозначно принята учеными, занимающимися проблемами права социального обеспече­ния. Их мнения разделились. Появились представители «широкой» и «узкой» сфер социального обеспечения. Более того, между пред­ставителями каждой из указанных сфер тоже не было единства.

Так, сторонники «широкой» сферы предлагали включить в понятие социального обеспечения отношения по «медицинскому обслужива­нию и лечению» (В.С. Андреев), но не включали отношения по са­наторно-курортному лечению и обслуживанию. Другие представите­ли «широкой» сферы (К.С. Батыгин и др.), напротив, считали, что медицинская помощь не должна включаться в социальное обеспече­ние, а санаторно-курортное обеспечение может и должно входить в это понятие. Не было единогласия и по поводу бесплатного образо­вания (среднего, среднего специального и высшего). В.С. Андреев, Р.И. Иванова и В.А. Тарасова считали, что оно должно включаться в социальное обеспечение. Т М. Кузьмина относит к социально­му обеспечению не собственно предоставление образования, а лишь выплату стипендий в учебных заведениях.

Представители «узкой» сферы социального обеспечения (в част­ности, В.Ш. Шайхатдинов) предлагают ограничить сферу социаль­ного обеспечения только выплатой пенсий, пособий и социальным обслуживанием. В праве социального обеспечения некоторыми уче­ными под «узкой» сферой социального обеспечения понимается также предоставление обеспечения за счет прямых ассигнований из государственного бюджета.

Учитывая имеющиеся точки зрения по вопросу о понятии соци­ального обеспечения, следует вместе с тем выявить основные совре­менные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Таковы­ми, являются:

1) Источники финансирования. Практически все ученые едино­душны в том, что социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В период существования СССР это были общественные фонды потребления (фонды обеспечения для нетрудоспособных). В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счёт спе­циальных государственных внебюджетных фондов: пенсионного фонда, фонда социального страхования, Федерального фонда обяза­тельного медицинского страхования, а также средств государствен­ного бюджета, республиканского и территориальных фондов соци­альной поддержки населения;

2) Круг лиц, подлежащих обеспечению. С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счёт общества должно осуществ­ляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (в том числе по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; ветераны; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус бе­женцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награждённые орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и Рос­сии; жители блокадного Ленинграда; лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные, и т. д. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения;

3) Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из выше­перечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно от­носятся события (достижение определенного возраста, инвалид­ность, смерть, рождение гражданина и т. д.). Указанные обстоятель­ства в большинстве случаев связываются с наступлением для чело­века трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам, когда помощь общества является ему крайне необходимой;

4) Цель предоставления обеспечения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определен­ные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежу­точные, конечные.

Так, при обеспечении женщины пособием по бе­ременности и родам ближайшей целью является материальная под­держка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед родами или после них. Промежуточной целью является забо­та о здоровье матери и ребенка. Конечная цель - воспитание здоро­вого поколения и рост народонаселения страны. Однако следует по­лагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуа­ции, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как прави­ло, повышенных материальных затрат либо дополнительных физи­ческих, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

При формировании понятия социального обеспечения необхо­димо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение со­циальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Так, социальная политика СССР 70-80-х годов была направлена на неуклонный рост народонаселения. Поэтому социальное обеспечение в тот пери­од предусматривало выплату пособий многодетным матерям.

Социальная политика современного Российского государства должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплён в международных актах, ратифицированных на­шей страной. СССР (правопреемницей которого является Россия) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономиче­ских, социальных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.). В соответствии с этими актами каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и куль­турной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уро­вень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицин­ский уход и необходимое социальное обслуживание), который необ­ходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болез­ни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Процесс формирования современной российской государствен­ной системы социального обеспечения происходит на основе учёта указанных основных положений международных норм. В развитие этого Конституция РФ 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детст­ва, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее вре­мя следует понимать форму выражения социальной политики госу­дарства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специ­альных внебюджетных государственных фондов в случае наступле­ния событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социально­го положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения, к системе социального обеспече­ния современной России следует относить все виды пенсий, посо­бий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицин­скую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включа­ется право на бесплатное образование и обеспечение жильем - по причине отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Качество товара (работы, услуги) | Социальное обеспечение и социальная защита
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.