Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИИ





Понятие и виды процессуальных правоотношений. Их субъекты, объекты, содержание, основания возникновения и прекращения.

Понятие и виды процедурных правоотношений по социальному обеспечению. Их субъекты, объекты, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения.

Процедурное правоотношение по социальному обеспечению - это урегулированное нормами права социального обеспечения отно­шение гражданина (семьи) с органом, устанавливающим право гра­жданина на определённый вид обеспечения или юридические фак­ты для этого права, по которому гражданин (семья), обратившийся в данный орган, обязан представить документы, доказывающие юридические факты права на данный вид обеспечения, а орган обя­зан принять заявление со всеми необходимыми документами, проверить наличие всех юридических фактов (составов) для данного вида обеспечения и вынести решение о его предоставлении или от­казать в этом (когда не установит такого права).

Процедурные правоотношения можно назвать правоустановительными, поскольку в них устанавливаются необходимые юриди­ческие факты, их составы и на их основе и само право гражданина на тот или иной вид социального обеспечения.

В праве социального обеспечения можно выделить и процедур­ные нормы, предусматривающие порядок соответствующих про­цедурных действий субъектов этого права (о порядке обращения и назначения пенсий, пособий, социальных услуг). Для возникно­вения и прекращения процедурного правоотношения необходима соответствующая процедурная норма права социального обеспече­ния. Эти нормы являются регулятивными в отличие от норм по процессуальным правоотношениям, которые являются правоохра­нительными. Органы, осуществляющие процедурную деятельность (БМСЭ, органы по назначению пенсий и т. д.), самостоятельно осуществляют правоустановление. Они так же, как и юрисдикционные органы по рассмотрению споров в процессуальных правоот­ношениях, применяют материальные нормы права социального обеспечения, но разным порядком.

Из понятия процедурного правоотношения видно, что всем ос­новным материальным правоотношениям по социальному обеспече­нию предшествуют процедурные по установлению юридических фактов, их составов для определения права на данный вид социаль­ного обеспечения и вынесения решения по его предоставлению.

В понятии процедурного правоот­ношения его содержание раскрывается через обязанности его субъ­ектов.

Гражданин (семья), обращающийся за реализацией своего права на социальное обеспечение, уже, как правило, знает о возникшем у него соответствующем праве, но не всегда и в срок представляет необходимые доказательства его. В этом случае орган помогает, даёт срок для представления дополнительных доказательств. Ино­гда необходимо установить какой-то юридический факт, например безвестное отсутствие или смерть кормильца, что может сделать суд. Следовательно, в таких случаях орган, принимающий заявле­ние об обеспечении пенсией, обязан разъяснить гражданину, какие дополнительные документы необходимы для требуемого им права.



Органы в процедурных правоотношениях могут быть теми же, что и в основных материальных правоотношениях, например пен­сионные отделы Министерства обороны (МВД, ФСБ). Но они могут быть и иными, например, фонд социального страхования уста­навливает право трудящегося на путёвку в санаторий определённо­го профиля по медицинскому заключению и выдает путёвку, а санаторий предоставляет работнику соответствующее лечение и содержание. Здесь фонд социального страхования - орган про­цедурного правоотношения, а санаторий - основного материально­го. По правоотношениям о пенсиях в процедурных правоотношени­ях субъектом-органом могут быть, как указывалось, орган пенсион­ного фонда или пенсионной отдел соответствующего министерства, суд или другой орган, устанавливающий определенный юридиче­ский факт.

По целевому назначению все процедурные правоотношения можно классифицировать на два вида:

1) правоотношение по установлению какого-то конкретного юридического факта (в ранее указанном примере - факты безвестного отсутствия кормильца семьи), имеющего значение для определённо­го вида права на социальное обеспечение;

2) правоотношение по определению права на данный вид соци­ального обеспечения и вынесению решения о назначении пенсии, пособия или услуги.

При этом возможно возникновение и процессуального правоот­ношения по разрешению спора о социальном обеспечении, если, на­пример, отказано гражданину в назначении пенсии или он не согла­сен с её размером.

В первом виде правоотношений вторыми обязанными субъекта­ми являются БМСЭ, органы по назначению пенсии (например, по установлению общего недостающего стажа для пенсии по свиде­тельским показаниям), органы правосудия и др.

Во втором виде процедурных правоотношений гражданин (се­мья) вступает в юридическую связь:

- с органами, назначающими пенсии;

- с органами, назначающими пособия, социальные компенсации, льготы:

- с органами, назначающими социальные услуги (медицинские органы, органы протезирования, профсоюзные комитеты и работо­датели - по выдаче санаторно-курортных путевок, направлению на диетическое питание; органы социальной защиты населения - по прикреплению для социального обслуживания социального работ­ника и др.).

Объектом первого видапроцедурных правоотношений является установление конкретного юридического факта.

Объектом второго видапроцедурных правоотношений является назначение определённого вида социального обеспечения: пенсии, пособия, льготы, компенсации, услуги.

Субъективные права и обя­занности субъектов процедурных правоотношений имеют процедур­ный характер по определенным их процедурным действиям для достижения объекта правоотношения.

Процедурные правоотношения возникают и в случае необходи­мости изменения основного материального правоотношения по вы­плате пенсий, пособия, предоставлению услуги у гражданина с тем же органом, который назначал данный вид социального обеспече­ния. Например, трудящийся пенсионер просит повысить размер его пенсии в соответствии с его новым страховым стажем.

Основанием возникновения процедурных правоотношенийпо социальному обеспечению является подача-приём заявления граж­данина (семьи) в соответствующий орган о назначении ему пенсии, пособия, услуги или об установлении определенного юридического факта (инвалидности, безвестного отсутствия и т. д.). Следователь­но, основанием возникновения процедурного правоотношения явля­ется заявление гражданина о назначении определённого вида соци­ального обеспечения, т. е. письменное выражение его волеизъявле­ния на осуществление права на данный вид социального обеспечения.

Основанием прекращения данного процедурного правоотноше­нияявляется положительное или отрицательное решение органа об удовлетворении требования гражданина. В этом и проявляется претензионно-предоставительный характер правоотношений по соци­альному обеспечению.

Основанием изменения процедурного правоотношенияможет быть изменение в ходе рассмотрения его заявления требований гра­жданина. Например, он претендовал на пенсию по старости, но в ходе рассмотрения его заявления выяснилось, что по возрасту он еще не имеет права на неё, но имеет право на пенсию за выслугу лет. Тогда соответствующим образом он изменяет своим заявлением требование.

В процедурных правоотношениях по социальному обеспечению его субъекты осуществляют определённые действия по процедуре установления юридических фактов и их составов для подтвержде­ния наличия у гражданина права на конкретный вид и размер соци­ального обеспечения.

Содержанием процедурного правоотношенияявляются определённые права и обязанности его субъектов про­цедурного характера, предусмотренные законодательством.

Основанием прекращения процедурного правоотношенияпо социальному обеспечению является вынесение решения органом по окончании процедурных действий о назначении гражданину (семье) пенсии, пособия, компенсации, предоставлению льготы, услуги или об установлении определенного юридического факта или об отказе в них.

С окончанием указанных процедурных действий выносится ре­шение органа о назначении с определённого числа пенсии, пособия, предоставления социальной услуги, льгот и их размере (объёме). Данным решением прекращается процедурное правоотношение, и с этого момента возникает соответствующее основное материальное правоотношение уже по выплате пенсии, пособия, предоставлению услуги, льгот.

Таким образом, процедурное правоотношение по предоставле­нию определённого вида социального обеспечения положительным решением органа трансформируется в основное материальное пра­воотношение по выплате пенсии, пособия, предоставлению услуги. Но процедурное правоотношение может окончиться и отрицатель­ным решением органа, отказывающим в назначении данного вида обеспечения.

Процессуальными правоотношениями по социальному обеспе­чениюназываются урегулированные нормами гражданско-процес­суального или административно-процессуального права отношения гражданина (семьи) с юрисдикционными органами о рассмотрении его спора с органом социального обеспечения по вопросу социаль­ного обеспечения.

Субъектамиданного правоотношения являются, с одной сторо­ны, гражданин (семья), оспаривающий свое право на социальное обеспечение или его размер в данном юрисдикционном органе, а с другой - этот орган, принявший заявление гражданина к рассмот­рению.

Споры по вопросам назначения и выплаты пенсий, удержания из пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий решают­ся вышестоящим органом социальной защиты, а затем, если гражда­нин (организация) не согласен с принятым этим органом решением, спор решается в суде. Поэтому первоначальным органом, решаю­щим спор о социальном обеспечении, является вышестоящий орган социальной защиты, который ведет процесс рассмотрения данного спора по нормам административного процессуального права. А если после этого гражданин, не удовлетворенный решением вышестоя­щего органа социальной защиты, обращается в суд, то суд ведёт процесс рассмотрения данного спора по нормам гражданского про­цессуального права.

Следовательно, по одному и тому же спору, на­пример о, назначении или выплате пенсии, могут последовательно возникнуть процессуальное правоотношение административно-про­цессуального характера гражданина с вышестоящим органом соци­альной защиты, а затем, возможно, и гражданско-процессуальное правоотношение гражданина с судом. В каждом из этих двух видов процессуальных правоотношений свой порядок рассмотрения спора, устанавливаемый процессуально-административным правом в пер­вом случае и гражданско-процессуальным правом - во втором.

В них вторые субъекты данных правоотношений разные (в пер­вом - вышестоящий орган социальной защиты, а во втором - суд), и процессуальные права и обязанности субъектов (содержание пра­воотношения) тоже разные, определяемые соответственно нормами разных отраслей права. Но гражданин может обращаться со спором и прямо в суд.

Основанием возникновенияуказанных процессуальных правоот­ношений является подача-приём заявления о рассмотрении спора о социальном обеспечении.

Основанием прекращенияэтих правоотношений является выне­сение решения по данному спору вышестоящим органом социально­го обеспечения и, соответственно, судом.

Контрольные вопросы:

1. Каково понятие правоотношения по социальному обеспечению?

2. Дайте общую характеристику правоотношения по социальному обес­печению: его виды, субъекты, объекты.

3. По каким основаниям и как классифицируются все правоотношения по социальному обеспечению?

4. Какие существуют виды правоотношений по социальному обеспече­нию?

5. Каковы особенности юридических фактов, порождающих, изменяющих и прекращающих правоотношения по социальному обеспечению?

6. Что такое пенсионное правоотношение, каковы его виды, субъекты и содержание?

7. Каковы основания возникновения, изменения и прекращения пенсионного правоотношения?

8. Что такое процедурное правоотношение, каковы его виды и субъекты?

9. Что такое правоотношение по обеспечению пособиями по социальному обеспечению, каковы его виды, субъекты и содержание?

10. Что такое правоотношение по обеспечению социальными услугами, каковы его виды и субъекты?

11. Каковы основания возникновения, изменения и прекращения пенсион­ного правоотношения о выплате трудовой пенсии по старости?

12. Каковы основания возникновения, изменения и прекращения пенсион­ного правоотношения о выплате пенсии по инвалидности?

13. Каково основание возникновения, изменения и прекращения пенсион­ного правоотношения о выплате пенсии по выслуге лет или выслуге военной службы?

14. Каков состав юридических фактов для возникновения пенсионного правоотношения о пенсии по случаю потери кормильца?

15. Каковы субъекты, объект и содержание процессуального правоотно­шения по рассмотрению спора о социальном обеспечении?

Литература:

1. Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР: учеб. М„ 1987.

2. Азарова Е. Г. Пособия и льготы гражданам с детьми. М., 1997.

3. Батыгин К. С. Право социального обеспечения. Общая часть: учеб, пособие. М., 1995.

4. Захаров М. Л., Тучкова Э. Т. Право социального обеспечения: учеб. М., 2005.

5. Зайкин А. Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М., 1974.

6. Иванова Р. И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М., 1986.

7. Мачульская Е. Е., Горбачева Ж. Л. Право социального обеспечения: учеб, пособие. М., 2000.

8. Право социального обеспечения: учеб. // под ред. М. В. Филипповой. М., Юристъ, 2006.

9. Полупанов М. И. Субъекты советского права социального обеспече­ния // сб. науч. трудов «Развитие трудового права и права социального обеспечения в современный период». М.: ВЮЗИ, 1986.

10. Субботенко В. К. Процедурные правоотношения в социальном обес­печении. Томск, 1980.

11. Тарасова В. А. Юридические факты в области пенсионного обеспече­ния. М., 1974.

12. Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: учеб, пособие. Екатеринбург, 1996.

 

История возникновения, становления и развития социального обеспечения уходит своими корнями в глубь веков. Социальное обеспечение имеет предпосылки возникновения в том, что сущест­вование человеческого общества невозможно без взаимной под­держки, оказываемой людьми в экстремальных ситуациях (стихий­ные бедствия, смерть близких), в преодолении жизненных трудно­стей, защите социально слабых, в усилиях по разрешению личностных кризисов и конфликтов и др.

История свидетельствует, что в России существует почти тыся­челетняя традиция социальной поддержки. Известный ученый С.М. Соловьёв отмечал, что, в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сороди­чей и истреблявших пленных, наши далекие предки были милости­вы к старым и малым соплеменникам, а также пленным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей». Они привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством.

В основе модели отечественного социального обеспечения лежит идея соборности, которая в литературе трактуется как социаль­ность, как глубочайшее основание всей действительности, как глу­бочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все. Это общее животрепещущее социальное тело, в котором каждая лич­ность не больше как один из бесчисленных органов или клеток, перешло из старого мировоззрения ...в примат общественности и народности, в чувство бесконечной, напряженной ответственности пе­ред народом...»

Социальное обеспечение в простейших формах благотворительно­сти была известна уже древним славянам. Однако систематический характер благотворительность приобрела после крещения Руси.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 910; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. II. Обзор среды и история болезни
  2. А. Государственное управление в России. Усиление самодержавия
  3. А. Особенности экономического развития России при Петре I. Мануфактурное производство
  4. А. Своеобразие исторического развития и образа жизни кочевых народов Центральной Азии.
  5. А. Социально-экономическое развитие России. Военные поселения
  6. А. Территория, население России. Сельское хозяйство
  7. Автомобильные пневмоприводы. Расчет и выбор элементов. Перспективы развития
  8. Адиминистративная ответственность за нарушение земельного законодательства.
  9. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства.
  10. Административно-правовая организация управления в области прогнозирования социального развития
  11. Акты и нормы отрасли информационного законодательства
  12. Альтернативы развития России после Февральск. Революц.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.