Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности социального обеспечения в условиях НЭПа





Социальное обеспечение в Советской России с окончанием Гражданской войны и введением новой экономической политики вступило в новый период своего развития. Восстановление много­укладных и товарно-денежных отношений, перевод предприятий на хозяйственный расчет, отмена трудовой повинности, появление в составе занятого населения категорий «наемных работников» и «предпринимателей» сделали необходимым восстановление соци­ального страхования. В условиях катастрофического экономическо­го спада, хозяйственной разрухи, финансового кризиса, многомил­лионных людских потерь за годы двух войн, массовой безработицы, падения жизненного уровня населения социальное обеспечение тре­бовало огромных расходов, непосильных для государства. Под влиянием этих и многих других факторов советское правительство приходит к заключению о необходимости возврата к социальному страхованию рабочих и служащих.

Поворотной вехой на этом пути - перехода от социального обес­печения периода Гражданской войны и «военного коммунизма» к социальному страхованию - стал Декрет Совета Народных Ко­миссаров от 15 ноября 1921 г. «О социальном страховании лиц, за­нятых наемным трудом».В соответствии с Декретом социальному страхованию подлежали лица, занятые наемным трудом в государ­ственных, кооперативных, общественных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах. Страхованием пользовались работники наемного труда во всех случаях социально­го риска, в том числе при временной или постоянной утрате трудо­способности, безработице и др. Декретом Совнаркома застрахован­ные полностью освобождались от взносов на все виды социального страхования.

Страховые взносы уплачивались администрацией или владельца­ми предприятий, учреждений и хозяйств без права какого-либо об­ложения страхуемых. По всем видам страхования страховые взносы уплачивались в размере 21-28 % от выплачиваемой предприятием общей суммы заработной платы.

Декретом СНК от 15 ноября 1921 г. вводились выдача пособия в случае болезни и назначение пенсий. В целом после принятия этого декрета государственное пенсионное обеспечение рабочих и служащихстало осуществляться по системе социального страхова­ния, а военнослужащих и других категорий трудящихся - по сис­теме социального обеспечения.

В соответствии с новой социально-защитной политикой совет­ское правительство в годы восстановительного периода приняло целый ряд нормативных актов: «О социальном обеспечении инва­лидов» (8 декабря 1921 г.), по которому право на пенсию по инва­лидности получали все рабочие и служащие, а также военнослужа­щие в случае наступления инвалидности по причине профессио­нального заболевания, трудового увечья, общего заболевания или старости. Декрет Совнаркома от 9 декабря 1921 г. гарантировал пенсионное обеспечение членов семей в случае смерти кормильца. Важными законодательными актами 1921 г. являлись Декреты СНК «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособ­ности и материнстве» (9 декабря), «О страховании на случай бо­лезни» (19 декабря), «О социальном обеспечении при безработи­це» (28 декабря).



В результате усилиями советского правительства в 1921-1924 гг. стала складываться система социального страхования и обеспечения лиц наемного труда, бывших военнослужащих и их се­мей, что подтверждается принятием ВЦИК, Совнаркомом и други­ми руководящими органами РСФСР около 100 декретов, положе­ний и других документов по этим вопросам.

Распоряжением Наркомздрава и Наркомтруда РСФСР от 19 ап­реля 1924 г. «О порядке снабжения застрахованных протезами и ор­топедическими аппаратами» было установлено право на бесплатное протезирование и снабжение ортопедическими предметами в порядке очередности всех застрахованных, членов их семей, инвалидов труда и членов их семей, получающих пенсию из фонда социально­го страхования.

Постановлением СНК РСФСР от 6 октября 1925 г. была введе­на плата за содержание детей в детских учреждениях. Однако ее размер был ограничен. Плата за обучение в школах и воспитание в дошкольных учреждениях не должна была превышать для рабо­чих и служащих 6 % получаемой ими заработной платы, вне всякой зависимости от количества обучающихся или воспитывающихся де­тей.

В особой форме решались задачи социальной помощи нуждав­шимся в ней крестьянам.Государственным социальным обеспече­нием пользовались лишь те крестьяне - участники войны, инвали­ды и жертвы террора военного времени, которых было невозможно обеспечить посредством крестьянской взаимопомощи или трудоуст­ройства в артелях или кооперациях инвалидов.

Совнарком своим Декретом от 14 мая 1921 г. ориентировал со­ветские органы в центре и на местах на то, чтобы основную тяжесть заботы о социальном обеспечении нуждавшихся переложить на само крестьянство путем организации общественной взаимопомо­щи.Государство тем самым фактически признало, что оно не в со­стоянии содержать все социально не обеспеченные категории кре­стьян за счет государственного бюджета.

В связи с этой официальной установкой крестьянская взаимопо­мощь являлась основой организации социального обеспечения кре­стьян в течение всего восстановительного периода. В соответствии с декретом возглавить дело социальной помощи нуждавшимся на селе были призваны выборные крестьянские комитеты обществен­ной взаимопомощи. Комитеты создавались при сельских Советах и волостных исполкомах.

На крестьянские комитеты возлагались также обязанности по организации взаимопомощи при неурожаях, пожарах и других соци­альных бедствиях, распределении государственной помощи среди крестьян во всех ее формах, налаживании общественной трудовой взаимопомощи и непосредственной адресной помощи семьям инва­лидов, красноармейцам и трудармейцам, впавшим в нужду, а также семьям погибших красноармейцев, вдовам и сиротам, больным и престарелым.

Крестьянские комитеты взаимопомощи осуществляли социальную помощь нуждавшимся в виде пособий, ссуд, вспашки полей и уборки урожая, финансовой поддержки школ, больниц, инвалидных домов, их обеспечения топливом и др. Например, комитеты Царицынской губернии в 1921 г. выдали пособий на сумму 117 тыс. руб., организовали трудовую помощь 5400 хозяйствам, обеспечили вспашку 3800 десятин земли. В Саратовской губернии крестьянские комитеты израсходовали на финансовую поддержку 225 тыс. руб.; охватили трудовой помощью 35 тыс. хозяйств. В общей сложности, по сведениям Н.А. Милютина, крестьянскими комитетами взаимопомощи РСФСР обеспечена вспашка земли в 1922 г. в объеме 501 тыс. десятин, в 1923 г. - 220 тыс., в 1924 г. - 270 тыс. десятин. В целом по линии крестьянских общественных комитетов получили различную помощь в 1922 г. 376 тыс. хозяйств, в 1923 г. - 544 тыс. хозяйств, в 1924 г. - 656 тыс. хозяйств, из них трудовой помощью охвачено соответственно 105 тыс., 124 тыс. и 164 тыс. хозяйств. Крестьянские общества взаимопомощи действовали в различных регионах примерно до 1930-1931 гг.

В результате коллективизации возникли новые формы социаль­ного обеспечения крестьянства. Колхозные кассы взаимопомощи организовывали детские ясли, дома для престарелых, оказывали по­мощь нетрудоспособным и т. п.

С 1930 г. государство поставило задачу расширения сети инва­лидных домов до пределов «полного охвата совершенно лишенных трудоспособности и, в первую очередь, инвалидов гражданской вой­ны и членов семей, погибших на войне, а также беспризорных оди­ноких инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе».

С созданием колхозов отпала необходимость в трудовой помо­щи со стороны крестьянских обществ.Теперь они сосредоточива­ются на организации помощи колхозникам в случае болезни, утра­ты трудоспособности, потери кормильца и т. д.

В соответствии с Примерным уставом сельскохозяйственной ар­тели, утвержденным ЦИК и СНК 1 марта 1930 г., на колхозы воз­лагалась обязанность социального обеспечения нетрудоспособных колхозников.Его условия и размеры определялись правлением колхозов с последующим санкционированием общим собранием колхозников. В новом Примерном уставе сельскохозяйственной ар­тели от 17 февраля 1935 г. наряду с кассами общественной взаимо­помощи предусматривалось создание специальных фондов для ока­зания помощи престарелым колхозникам, детям-сиротам, содержа­ния детских яслей.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. II. Стадия взимания налогов в условиях существования государства
  2. II. Фонд социального страхования РФ
  3. IV. Особенности получения аудиторских доказательств.
  4. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами)
  5. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
  6. IV. Установите соотношение между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
  7. PR в условиях кризиса – 2 часа.
  8. RAID 6: Двумерная четность для обеспечения большей надежности
  9. V. Особенности ценообразования в общественном питании.
  10. А. Особенности российского либерализма в 50— 60-х годах XIX в. Консерваторы
  11. А. Особенности формирования древнерусской культуры
  12. А. Особенности экономического развития России при Петре I. Мануфактурное производство

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.