Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная социальная помощь. Монетизация льгот. Набор социальных услуг. Ежемесячные денежные выплаты




В России с 2000 г. в качестве самостоятельного вида социального обеспечения выделяется «государственная социальная помощь». Ее предоставление регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 г.) «О государственной социальной помощи» (далее - Закон о ГСП).

Однако после внесения изменений в данный Закон о ГСП Феде­ральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (о монетизации льгот), законодатель соединил в понятии «государственная соци­альная помощь» фактически два разноплановых вида социального обеспечения, имеющих различную правовую природу.

В Законе о ГСП содержится следующее определение понятия го­сударственной социальной помощи: государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим оди­ноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Анализ данного определения, а также всего Закона о ГСП позво­ляет выделить следующие виды государственной социальной помощи:

1) государственная социальная помощь в связи с бедностью (малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражда­нам) - глава 3 Закона о ГСП;

2) государственная социальная помощь в связи с монетизацией льгот отдельным категориям граждан (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, дети-инвалиды и т. д.) - глава 2 Закона о ГСП.

Каждый из указанных видов государственной социальной помощи обладает особыми условиями назначения, порядком финансивания и целями предоставления. Более того, второй вид помощи очень тесно связан с ежемесячными денежными выплатами, введёнными в связи с монетизацией льгот, о которых речь пойдет пс рассмотрения Закона о ГСП.

1. Государственная социальная помощь в связи с бедностью (за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации)

Оказание государственной социальной помощи в связи с бедностью осуществляется за счёт средств бюджетов субъектов РФ основном регулируется главой 3 Закона о ГСП, а также соотствующим региональным законодательством.

Получателями такой государственной социальной помощи быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума имущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. В случае, если в субъекте Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленные Правительством РФ.

Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства, либо пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Заявителем в заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Закона о ГСП и принадлежащем ему (его семье) имуще на праве собственности. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Федерации, определяется органами государственной власти субъектов Федера­ции.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи и об отказе в ее назначении должно быть направлено в письмен­ной форме заявителю не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов.

При необ­ходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представлен­ных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предвари­тельный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В та­ком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущест­ва, устанавливается федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и ока­зания им государственной социальной помощи».

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко прожи­вающего гражданина производится исходя из суммы доходов чле­нов семьи или одиноко проживающего гражданина за три послед­них календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявле­ния об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период).

При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученная как в денежной, так и в натуральной форме.

Доходы, полученные семьей или одиноко проживающим гражданином от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке установленном ст. 40 части первой НК РФ. В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления членов семьи одиноко проживающего гражданина.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, установлен Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 20 августа 2003г. № 512).

В частности, при расчете указанного среднедушевого дохода учитываются все виды доходов, полученные каждым членом с одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе:

1) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003г. №213 «Об; особенностях порядка исчисления средней заработной платы»;

2) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, компенсация, выплачиваемая за время исполнения государственных или общественных обязанностей, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении;

3) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся, например, пенсии, компенсационные выплаты, пособия, ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями;

4) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему жданину, к которым относятся:

- доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов;

- доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продук­ционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы);

5) другие доходы семьи или одиноко проживающего граждани­на, в которые включаются:

- денежное довольствие военнослужащих и иных приравненных к ним категорий граждан, единовременное пособие при увольнении с военной службы или других органов правоохранительной службы;

- материальная помощь, оказываемая работодателями своим ра­ботникам;

- оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с граж­данским законодательством, авторские вознаграждения, доходы от занятий предпринимательской деятельностью, доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организа­ции;

- алименты, получаемые членами семьи;

- проценты по банковским вкладам, наследуемые и подаренные денежные средства;

- денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и соци­альных гарантий, установленных органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, организа­циями.

В доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учиты­ваются:

- государственная социальная помощь, оказываемая в соответст­вии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи;

- единовременные страховые выплаты, производимые в возмеще­ние ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности чле­нов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения го­сударственной службы медико-социальной экспертизы.

Из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.

Доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доходы, полученные от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства, учитываются в сумме доходов семьи одиноко проживающего гражданина исходя из утверждаемых в субъектах Федерации нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хс стве плодов и продукции.

В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:

- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракт о прохождении военной службы;

- лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

- лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании её малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи. Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об основаниях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня на­ступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о со­ставе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изме­нении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишён (лишена) права на получение государственной социальной помо­щи на период, устанавливаемый органами социальной защиты насе­ления субъекта Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась. Пре­кращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной за­щиты населения и (или) в суд.

Оказание государственной социальной помощи в связи с бедно­стью осуществляется в следующих двух видах:

- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие вы­платы);

- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Размер государственной социальной помощи, оказываемой в свя­зи с бедностью, определяется органами государственной власти субъектов Федерации.

Например, ст. 2 Закона Московской области от 16 мая 2002 г. № 39/2002-ОЗ «О размере государственной социальной помощи в Московской области» (принят решением Московской областной Думы от 24 апреля 2002 г. № 8/17 с изменениями от 6 июня 2003 г., 12 июня 2004 г., 5 мая 2005 г.) установила, что размер государствен­ной социальной помощи в Московской области в расчете на месяц составляет:

Для малоимущей семьи - 50% от разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих основных социально-демографических групп населения, к которым относятся члены малоимущей семьи и общим доходом семьи.

Для малоимущей семьи, состоящей из граждан, являющихся пенсионерами, - разницу между суммой величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих социально-демографических групп населения, к которым отосятся члены малоимущей семьи, и общим доходом семьи.

Для малоимущего одиноко проживающего гражданина - 50 % от разницы между величиной прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей основной социально-демографической группы населения, и общим доходом гражданина.

Для малоимущего одиноко проживающего гражданина, являющегося пенсионером, - разницу между величиной прожиточного нимума, установленной в Московской области для пенсионера и общим доходом гражданина.

При этом размер государственной социальной помощи в Московской области на одного члена малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина не может быть менее 100 руб. и не должен превышать 800 руб. в месяц или 4000 руб. в каждом календарном году.

К сожалению, регионов, реализующих Закон о ГСП, не так много. Финансовые возможности субъектов Федерации различны. Пока можно только надеяться на расширение сферы применения указанного федерального закона.

2. Государственная социальная помощь в связи с монетизацией льгот (в виде предоставления набора социальных услуг)

Главой 2 Закона о ГСП урегулировано предоставление государственной социальной помощи в связи с состоявшейся в 2005 г. монетизацией льгот миллионам граждан России. Такая государственная социальная помощь предоставляется в виде набора социальных услуг, т. е. в натуральной форме за счёт федерального бюджета так называемых «федеральных» льготников (включенных в федеральный регистр) и за счет бюджетов субъектов Федерации - «региональных» льготников (включенных в региональные регистры). При этом важно понимать, что данный набор социальных услуг не является абсолютно бесплатным. Если гражданин изъявил желание получать этот набор (соответствующие процедуры рассмотрены несколько ниже), то его стоимость вычитается из месячных денежных выплат» (ЕДВ), которые установлены по тем же самым категориям, кому потенциально предоставлено право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Право на получение государственной социальной помощи в набора социальных услуг (далее - НСУ) за счёт федерального бюджета имеют следующие девять категорий граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в п. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах»;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сен-тября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжден­ные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленингра­да»;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, воен­но-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон дейст­вующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомо­бильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного фло­та, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участ­ников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из чис­ла личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных ко­манд местной противовоздушной обороны, а также члены семей по­гибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

В состав предоставляемого НСУ включаются следующие социаль­ные услуги:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том чис­ле предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при на­личии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное ле­чение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обя­зательном социальном страховании;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие огра­ничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй пупевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего илица (см. также письмо Минздравсоцразвития РФ от 24 мая 2005 г. №687-12 «О сопровождении детей-инвалидов»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.