Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Место биологии в системе медицинского образования


Семинар №1

Нелитературные формы языка

Структура словарной статьи

Структура словаря

Введение (история создания, предыдущие издания, принцип отбора материала, способы подачи материала, система помет, назначение словаря, алгоритм поиска информации); основная часть (1. словарные статьи (связный текст), 2. словарные гнезда (отдельные слова)).

 

Заголовок или заглавное слово, дефиниция или толкование, иллюстративная часть, грамматические и стилистические пометки (менее систематизированные L) – указывают на сферу употребления, может стоять перед всем значением, одним значением из нескольких или после примера иллюстрации. Впервые система стилистических помет использована в «Словаре русского языка, составленном вторым отделением академии наук» (=словарь Грота) 1895 год, некоторые пометы устарели.

В каждом словаре своя система стилистических помет (например: книжн., высок., офиц., разг., прост., обл., неодобр., пренебр., шут., ирон., бран., вульг., груб., фамильяр.). В разных словарях разные пометки значат одно и то же.

Амуниция – устар. или не устар.; диспутировать – книжн. или устар. или ничего

 

В словарях предполагается составление отдельных словарей для этих слов или система пометок. Нелитературная речь шире: пиджин, мужской или женские языки

 

Просторечия

- «деревенское», исконное, П1: носитель – позитивное языковое сознание, коллективное языковое сознание, мифологическое языковое сознание, объектное языковое сознание; ошибки – следствие стремления к удобству и понятности речи, следование языковой системе (шутю)

- «городское», современное, П2

А) Биология - это, прежде всего, основа медицины. «Медицина, взятая в план е теории, - это прежде всего общая биологи.»(И.В. Давыдовский). Успехи медицины связаны с биологическими исследованиями, поэтому врач должен быть всегда осведомлен о новейших достижениях биологии. Достаточно привести несколько примеров из истории науки, чтобы доказать насколько важна роль биологии в медицине.

Исследования Луи Пастера, опубликованные в 1862г. И доказавшие невозможность самозарождения жизни в современных условиях, открытие микробного происхождения процессов гниения и брожения обеспечило развитие хирургии (антисептики, асептики).

Изучение физиологических и биохимических закономерностей, открытие клетки и изучение микроскопического строения организмов позволило глубже понять причины возникновения болезненного процесса, способствовали внедрению в практику новых медов лечения и диагностики (нов. Исследования в области деления клеток имеют большое значение для проблемы регенерации органов, и для борьбы с онкологическими заболеваниями).



Изучение И.И. Мечниковым процессов пищеварения у низших многоклеточных привело к открытию фагоцитоза и способствовало объяснению явлений иммунитета ( раскрытие механизмов иммунитета необходимо для восстановительной хирургии, трансплантации органов).

Исследования И.И. Мечникова по межвидовой борьбе у микроорганизмов привело к открытию антибиотиков, используемых для лечения многих болезней.

Структуры и функции человеческого организма – результат длительных эволюционных преобразований предшествующих форм. Поэтому в основе патологических процессов так же лежат общебиологические закономерности.

Большое число болезней имеет наследственную природу. Профилактика и лечение их требует знание генетики. Многие врожденные аномалии возникают из-за воздействия неблагоприятных условий внешней среды. Это все упирается опять же в биологию развития организмов.

Здоровье людей в большей мере зависит от состояния окружающей среды. Знание биологических закономерностей необходимо для научно обоснованного отношения к природе, охране и использованию ее ресурсов, в том числе и с целью лечения и профилактики заболеваний.

Б) Методы исследования в биологии:

Научный метод (от греч. Methodos – путь исследования) – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

1) Описательный метод .

В основе его лежит наблюдение. Самый древний метод исследования. Он не потерял своего значения и сейчас. Например, он используется при открытии новых видов или изучении клеток с помощью современных методов исследования.

2)Сравнительный метод.

Заключается в сравнении многообразия живых форм, их анализе, систематике, синтезе и обобщении. В наше время этот метод так же широко применяется в различных отраслях биологии.

3)Исторический метод.

Изучение филогенеза, исторического развития организмов, их жизнедеятельности, эволюции. Этот метод позволяет осмыслить полученные данные, сопоставить их с ранее известными результатами. Этот метод позволил превратить биологию из науки описательной в науку, объясняющую, как произошли и как функционируют живые системы.

4)Экспериментальный метод.

Постановка опытов, моделирование процессов в живых системах. Важно соблюдение точных условий эксперимента – его воспроизводимость другими учеными. В ХХ веке экспериментальный метод стал ведущим в биологии. Это стало возможно благодаря появлению новых приборов для биологических исследований ( электронный микроскоп, томограф, и др.). Этот метод расширил познавательные возможности биологии и открыл новые пути для использования биологических знаний во всех сферах человеческой деятельности.

Методы познания:

1)Индуктивный.

От частного к общему. Метод используется в естествознании и естестествоиспытании. Так создаются гипотезы, концепции, теории и законы.

2)Дедуктивный.

От общего к частному. Широко используется в профессиональной деятельности, в том числе врачами и провизорами.

В)Биологическое мышление – разновидность предметно-специфического мышления в ходе которого формируется биологическая картина мира на основе установления закономерностей биосистем при рассмотрении конкретного фактического материала (взаимосвязи строения органов и функций, обмена веществ, эволюции органического мира)

Г)Уровни организации живого:

1)Молекулярно-генетический.

Представлен молекулами органических веществ – белков, нуклеиновых кислот, углеводов липидов, находящихся в клетках и получивших название биологических молекул. На молекулярном уровне исследуется роль важнейших биологических соединений в росте и развитии организмов, хранении и передаче наследственной информации, обмене веществ и превращении энергии в живых клетках и других явлениях.

2)Клеточный.

Представлен клетками. Клетка является основной самостоятельно функционирующей элементарной биологической единицей всех живых организмов. На этом уровне наука изучает вопросы морфологической организации клетки, специализации клеток в ходе развития, функции клеточной мембраны, механизмы деления клеток.

3)Тканевый.

Совокупность клеток с одинаковым типом организации составляет ткань. Совместно функционирующие клетки, относящиеся к разным тканям, составляют органы. В состав организма входят 5 основных тканей, в состав растения – 6. На этом уровне изучают строение и функции тканей организма.

4)Органный.

Представлен органами и системами органов. На этом уровне изучается строение и функционирование систем органов и органов в отдельности.

5)Организменный (онтогенетический).

Представлен как одноклеточными, так и многоклеточными организмами. На этом уровне изучается организм как целое, со свойственными ему механизмами согласованного функционирования его органов в процессе жизнедеятельности.

6)Популяционно-видовой.

Представлен популяциями видов. На этом уровне изучают факторы, влияющие на динамику численности особей и возрастного состава популяций, проблемы сохранения исчезающих видов, действие факторов микроэволюции.

7)Экосистемный.

Представлен системой популяций разных видов в их взаимосвязи между собой и окружающей средой. На этом уровне изучаются взаимоотношения организмов и среды, условия определяющие продуктивность экосистем, их устойчивость, а также влияние на них деятельности человека.

8)Биосферный.

Высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты. На этом уровне изучается протекание глобальных биохимических циклов, влияние на них деятельности человека.

Д)Эволюционный подход – теоретическое направление ищущее причины социального поведения в физических и психологических склонностях, помогавших нашим предкам выжив и производить потомство.

Системный анализ – методологическое решение крупных проблем основанное на концепции систем. Методология общей теории систем, заключающаяся в исследовании любых объектов посредствам представления их в качестве систем, проведение их структуризации и послед анализа.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кодификация | Вопрос 2. Диалектико-материалистическое определение сущности жизни. Качественные особенности обмена веществ

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.