Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия, определения, термины БЖД

Список литературы

Перечень и виды заданий, график их выполнения

График видов занятий и сроков их выполнения представлен в таблице 2 и доводится до сведения обучающихся с начала учебного семестра.

 

Таблица 2

 

 

Виды занятий и сроки выполнения

Виды контроля Вид работы Тема работы Ссылки на рекомендуемую литературу с указанием страниц Баллы (согласно рейтинг-шкале) Сроки сдачи
           
Текущий контроль   Практ. (семинарские) занятия Разработать памятку для населения «Поведение при террористическом акте». 2 осн. [72-79] 1 доп. [77-92]    
  Расчет защиты от ионизирующего и электромагнитного излучения. 7 осн. [40-151] 2 осн. [79-83] 1 доп.[92-104]    
Расчет защиты от производственного шума и вибрации. 7 осн. [102-112] 2 осн. [83-87] 1 доп.[104-112]    
Прогнозирование масштабов заражения аварийно химическими опасными веществами. 2 осн. [185-193] 6 доп. [63-65] 1 доп. [228-238]    
Расчет пожарной безопасности. 7 осн. [203-215]      
Прогнозирование масштабов заражения СДЯВ при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте 3осн. [9-43] 2 доп. [149-169],[176-180]    
Оценка радиационной обстановки   3 осн. [6-9,50-79] 2 доп. [31-35,63-67,180-189]    
Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля 2 доп. [150-174]    
Самостоятельная работа По материалам 1–7 лекционных занятий Осн. и доп. литература   3,5
По материалам 8-15 лекционных занятий Осн. и доп. литература   9, 11
Реферат По материалам тем занятий в рамках самостоятельной работы студентов Осн. и доп. литература   7, 13
Рубежный контроль РК1 По материалам тем занятий в рамках СРСП ([1-7] Осн. и доп. литература    
РК2 По материалам тем занятий в рамках СРСП [8-15] Осн. и доп. литература    
Итоговый контроль Экзамен Весь пройденный материал Осн. и доп. литература   По расп.

Основная литература

1. Законы Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций. – Алматы: МЧС, Республиканские курсы ЧС и ГО, 2005. – 176 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие, книга 1. – Алматы: Республиканские курсы ЧС и ГО, 2002. – 232 с.

3. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие, книга 2. – Алматы: Республиканские курсы ЧС и ГО, 2003. – 160 с.

4. Атаманюк В.Г. Гражданская оборона. Учебник для ВУЗов. – М.: Высшая школа, 1986. – 189 с.

5. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов. – М.: Высшая школа, 2002. – 345 с.

6. Пиходько Н.В. Безопасность жизнедеятельности. Курс лекций. – Алматы: ВШП «Эдилет», 2000.

7. Демиденко Г.П. Защита объектов народного хозяйства от оружия массового поражения. Справочник. – Киев: Высшая школа, 1989. – 179 с.

8. XXI век – вызовы и угрозы./ под общей ред. д.т.н. Владимирова В.А.; ЦСИ ГЗ МЧС России.- М.: Ин-октаво, 2005 – 304 с. стр.8.

9. Сборник лекций для руководящего состава МЧС Росии /Книга-1.Издание 2. Под общ. Ред. В.Ф. Мищенко-Москва: ООО «ИПП «КУНА», 2004.-500 с.

10. “ Гражданская оборона ” / Под редакцией генерала армии А. Т. Алтунина -М.: Воениздат, 1982.

Дополнительная литература

1. Николаев Н.С., Дмитриев И.М. Гражданская оборона на объектах агропомышленного комплекса. Учебник для студентов сельскохозяйственных ВУЗов. – М.: Агропромиздат, 1990. – 351 с.

2. Саудабеков К.Е., Алманязов Э.А., Лухнова Н.Ю Безопасность жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни. Учебное пособие. Алматы: КазГЮУ, 1999. – 289 с.

3. Буянов В.М. Первая медицинская помощь. Учебник. – М.: Медицина, 1982. – 382 с.

4. Нормы радиационной безопасности (НРБ – 99): – Алматы: Агенство РК по делам здравоохранения, 1999. – 57 с.

5. Строительные нормы и правила РК В.1.2.-4-98. – Алматы, 1998. – 48 с.

6. Сборник материалов для подготовки руководящего состава по вопросам ЧС и ГО. – Алматы: АЧС РК Республиканскик курсы ЧС и ГО, 1999. – 73 с.

7. Ралов И.Н. Ликвидация последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф. Методические указания. – Алматы: КазНТУ, 2001. – 14 с.

8. Инструкция по организации и ведению Гражданской обороны Республика Казахстан. – Алматы: АЧС РК,2000 - 128 с.

 

Лекция 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Основные понятия и определения. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», содержание, цели и задачи.

Население Земли, составляющее сейчас более 6 млрд. человек, увеличилось за последние 40 лет в 2 раза. Мировое энергопотребление, характеризующее интенсивность хозяйственной деятельности, растет на 2 % в год и достигло 10-1112 ватт, что почти сопоставимо с мощью природных явлений. Загрязняется и разрушается природная среда. В пахотные угодья превращены 9 млн. км.2 Земли. С начала XVII века потеряны более 6 млн. км.2 леса. Меняется состояние почв, гидросферы и атмосферы, изменяется климат. Страны и континенты потрясают природные и техногенные катастрофы. Масштабы этих изменений столь велики, что противодействовать им становиться не под силу ни природе, ни обществу.

В XXI веке стала очевидной невозможность защитить человечество от надвигающейся антропо экологической катастрофы. Сложилась ситуация, когда транслируемый в будущее традиционный тип развития существенно умножал различные опасности, а защита от них становилась все менее эффективной. В развитии цивилизации стали более явственно проявляться черты, которые уже нельзя было считать прогрессивными; появились проблемы, от решения которых зависит выживание человеческой цивилизации. Ход мирового развития явил перед человечеством ряд глобальных проблем, которые в основном возникли как результат неконтролируемого развития. К ним в первую очередь, следует отнести: демографическую и экономическую проблемы - вернее целый комплекс проблем, связанных с неблагоприятными процессами в динамике народонаселения и кризисом природной среды. Серьезнейшими глобальными проблемами являются проблемы устойчивости мировой экономики, войны и мира, распространения оружия массового поражения, терроризма, межнациональной и религиозной вражды, энергетическая, проблема истощения не возобновляемых ресурсов и другие. К глобальным проблемам несомненно относятся и хорошо нам знакомые проблемы природных катастроф и проблем техногенной безопасности.

Применительно к практическим потребностям, под «безопасностью жизнедеятельности» понимается состояние защищенности материального мира и человеческого общества от негативных воздействий различного характера. Как следует из этого определения, объектами безопасности жизнедеятельности являются природа и общество.

Если мы всерьез хотим следовать идее устойчивого развития и сделать наш мир максимально безопасным, то наше сознание должно быть в корне изменено. Анализ многих аварий и катастроф, включая крупнейшие, показывает, что зачастую их источником, «слабым звеном» является не только стихия или техника, но и человек.

Сейчас необходимо проектировать свое будущее на срок больший, чем жизнь двух- трех поколений. И важной частью этого будущего является определение спектра возможных рисков для жизни.

Понятие «риск» носит конкретно- исторический характер и тесно связано с категорией «безопасность». Все известные нам учения в этом смысле представляют собой обобщенный опыт предыдущих поколений. Он может выражаться, например, в строго сформулированных законах физики, трактующих известные со школьной скамьи истины в области механики, электричества, молекулярного и ядерного строения вещества, других разделов физики или других наук. Именно знания подобных закономерностей и собственный опыт оберегают нас от многих губительных поступков. Получив эти знания человек избегает опасности – управляет риском.

Достаточно сказать, что риски катастроф, в век научно-технического прогресса при кажущемся благополучии в некоторых регионах-оазисах, возросли на порядок по сравнению с теми угрозами, которые реально существовали 200-300 лет назад, а «демографический взрыв» в XIX-XX веках стал возможным лишь потому, что люди научились распознавать многие риски и управлять ими.

Можно констатировать, что в процессе развития цивилизации человек смог ответить на многие вызовы стихии новым образом жизни и технологиями: землетрясениям противопоставлены расселение людей и инженерное решение в строительстве; наводнениям - регулирование стока рек плотинами, мониторинга предвестников наводнений; эпидемиям - вакцинация, санитарные правила; засухам - мелиорация; болезням растений и животных - культура земледелия и животноводства и т.п. Но сегодня, уже на следующем, более высоком витке спирали развития цивилизации, возникли проблемы новых катастроф, проблемы управления рисками более высокого порядка. Угроза исходит от тех технологий, которые человечество создавало для своего же благополучия. Эти новые рукотворные угрозы катастроф увеличили их риски настолько, что стало очевидным - ни одно государство справиться с этим самостоятельно не может.

Для установления причинно-следственных связей между ЧС и социальным развитием рассмотрим взаимосвязь ЧС, опасности и уязвимости.

Безопасность человека, общества, окружающей человека природной среды в условиях возможных ЧС - состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества, защищенности окружающей природной среды от угроз, присущих той или иной ЧС природного и техногенного характера.

Опасность - возможность реализации в окружающей человека среде (природной и социальной) при некоторых условиях (случайного или детерминированного характера) нежелательных событий (военного, технического, природного, экономического или социального характера - аварий, стихийных бедствий, эпизоотий, эпифитотий, эпидемий, экономических или социальных конфликтов и т.д.). И как следствие, возникновение в окружающей среде тех или иных угроз, способных привести к нежелательным последствиям – ущербу для личности, общества, природной среды. Опасность характеризует только потенциальные возможности возникновению ЧС.

При количественной оценке ЧС необходимо учитывать не только вероятность реализации опасности, но и степень уязвимости общества к угрозам, обусловленным реализации рассматриваемой опасности. Таким образом, чрезвычайная ситуация возникает в результате реализации опасности, умноженной на уязвимость.

Уязвимость может быть представлена в виде трехэтапной прогрессии:

1. основные причины; ряд глубинных социально-экономических факторов, которые в совокупности создают и сохраняют уязвимость.

2. трудности роста: процессы, в результате которых разного рода неблагоприятные факторы трансформируются в условия, связанные с повышенным риском. Эти процессы могут быть вызваны негативным ходом развития или, например, отсутствием необходимых сил и средств для ликвидации ЧС (рост населения, урбанизация, ухудшение состояния природной среды).

3. условия повышенного риска: уязвимое социальное и природное окружение, в котором население живет в условиях угроз.

Уровни риска от того или иного вида опасности определяется следующими компонентами:

- частотой или вероятностью реализации опасности или частотой ее реализации за определенный период времени;

- величиной ущерба для личности, общества, государства, экономики и природной среды, обусловленного возможным воздействием на них негативных факторов, возникающих при реализации опасности.

Концепция и методология обеспечения безопасности должны учитывать широкий спектр экономических, социальных, технологических и других факторов. Значительные неопределенности имеются в идентификации опасности, в количественной оценке возможного ущерба от этих опасностей. Как следствие, решение в области обеспечения безопасности до последнего времени обосновывались не на научной концепции и методологии, а, в лучшем случае, лишь на мнении экспертов и практиков, на простом применении имеющихся знаний для расстановки приоритетов среди стоящих проблем и последовательном их решении.

Именно теория безопасности должна стать инструментом для количественного обоснования оптимального распределения материальных и иных ресурсов общества на различные виды деятельности, направленных на достижение определенных целей развития. Объектом исследования теории безопасности, как научной дисциплины, являются системные взаимоотношения


между человеком и окружающей его средой – состояние защищенности человека от опасности, возникающих при их взаимодействии. В качестве методологии предлагается использовать методы системного анализа, позволяющие учесть различные философские, экономические, социологические, экологические и другие аспекты.

Центральным разделом теории должно стать обоснование критерия безопасности. Наиболее широко используемый сейчас критерий - это ожидаемая продолжительность жизни, определяемая как функционал от распределения частоты смертности по возрасту. Этот критерий учитывает условия жизни, включая безопасность, за длительный отрезок времени.

Сложнее учесть ожидаемые условия жизни для последующих поколений и их демографические характеристики. Принципиально важным моментом теории безопасности является весовая значимость последующих поколений. Важно научиться учитывать, как изменения в окружающей среде, происходящие в настоящее время, повлияют на продолжительность жизни последующих поколений людей. В качестве объектов защиты выступают также объекты окружающей среды, представители флоры и фауны, природные и искусственные образования.

Проблема безопасности оказывается многомерной. Во-первых, это различные источники опасности со своими распределениями вероятности реализации и размерами возможного ущерба. Во-вторых, это различные объекты защиты со своими функциями уязвимости по отношению к данному виду воздействия. В-третьих, это различные меры предотвращения неблагоприятных событий, методы их локализации, смягчение, ликвидации и т.п. Проблема существенно усложнена тем, что человек одновременно является субъектом, создающим опасности, объектом воздействия источников опасности и субъектом, противодействующим опасностям.

Основная литература: 1 [50-75]

Дополнительная литература: 2[94-176]

Контрольные вопросы:

1.Что понимается под безопасностью жизнедеятельности?

2.Что такое опасность?

3. Как может быть представлена уязвимость?

4.Что является объектом исследования теории безопасности?

 

Лекция 2. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», содержание, цели и задачи. Понятия, определения, термины. Классификация опасностей. Понятие о чрезвычайных ситуациях. Оценка ЧС.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

БЖД решает три группы учебных задач: а) идентификация (распознавание) опасностей: вид опасности, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность и др.; б) профилактика идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод; в) в соответствии с концепцией остаточного риска часть идентифицированных опасностей может с определенной вероятностью реализоваться, следовательно, третья группа задач — это действия в условиях чрезвычайных ситуаций.

БЖД рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизни и дея­тельности.

Таким образом: 1) БЖД — неотъемлемая составная часть в общей образовательной компоненте подготовки всесторонне развитой личности; 2) этот предмет должен входить в государственные образовательные стандарты всех специальностей и на­правлений без какого-либо исключения в интересах лич­ности, общества, государства.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

Задачи БЖД:

идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;

предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

защита от опасности;

ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Безопасность — состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявле­ние опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.

Деятельность — специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержа­ние которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудо­вой, научной, учебной и других сферах жизни.

Условия деятельности — совокупность факторов сре­ды обитания, воздействующих на человека.

Здоровье — естественное состояние организма, харак­теризующееся его уравновешенностью с окружающей сре­дой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Идентификация опасности — процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, про­странственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.

Опасность — явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека. Потенциальный — возможный, скрытый.

Причина — событие, предшествующее и вызываю­щее другое событие, именуемое следствием.

Риск — количественная оценка опасности. Определяется как частота или вероятность возникновения одного события при наступлении другого события. Обычно это безразмерная величина, лежащая в пределах от 0 до 1. Может определяться и другими удобными способами.

Ущерб здоровью — это заболевание, травмирование, следствием которого может стать летальный исход, ин­валидность и т. п.

Классификация опасностей.

Воздействия, способные вызвать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей, называются опасностями.

Опасность – свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб человеку, природной среде и материальным ценностям (ресурсам).

Все опасности по источникам их возникновения (происхождению) принято делить на естественные и антропогенные.

Естественные опасности возникают при стихийных явлениях в биосфере, таких как наводнения, землетрясения, цунами и т.п., а также обусловлены климатическими условиями и рельефом местности. Естественные опасности, которые представляют угрозу жизни и здоровью человека, выделяют в природные опасности. Подразделяются на литосферные (горные обвалы, камнепады), гидросферные (водная эрозия, сели, приливы), атмосферные (ливни, снегопады), космические (солнечная радиация). Общие закономерности таких явлений следующие: чем больше интенсивность, тем реже такое явление; каждому виду опасности предшествуют определенные признаки; существует определенная пространственная приуроченность.

Антропогенные опасности, в основном, связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения – все, что создано человеком (элементы техносферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств (технических систем). Человек всегда взаимодействует с техническими средствами (орудия труда, бытовые приборы), которые помогают ему в труде и быту, а с другой стороны – являются источником так называемых техногенных опасностей. Техногенные опасности воздействуют и на человека, и на природу. Опасность для человека определяется характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне.

В особую группу опасностей выделяют экологические и социальные. Социальные опасности – это такие, которые распространены в обществе и угрожают жизни и здоровью людей. По природе социальные опасности делятся на связанные: с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и др.); с физическим насилием (разбой, бандитизм, террор, изнасилование, заложничество и др.); с употреблением веществ, разрушающих организм (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.д.); с социальными болезнями (спид, венерические и т.д.); с суицидом. По половозрастному признаку делятся на характерные для детей, молодежи, женщин, пожилых людей. По организации бывают случайные и организованные, по масштабу – локальные, региональные, глобальные. В своей основе эти опасности порождаются социально-экономическими процессами в обществе. Они противоречивы по характеру из-за несовершенства человеческой природы. Их распространению способствует развитие международных связей, туризма и спорта.

Экологические опасности будем рассматривать такие, которые непосредственно в повседневной жизнедеятельности оказывают влияние на здоровье человека через продукты питания, воду, воздух, почву. Эти опасности тем выше, чем больше загрязнение окружающей среды продуктами деятельности человека: пестицидами, тяжелыми металлами, диоксинами, пылью, сажей, гербицидами и др.

Во всех случаях при воздействии любых опасностей основными мерами защиты от опасностей является: исключение опасностей; блокирование опасностей и проведение организационно-технических мероприятий, направленное на снижение этих опасностей до допустимых пределов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 19 | Понятие о чрезвычайных ситуациях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.