Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составление карты мнений

Проблемы могут быть вызваны следующими факторами:

· неверные принципы, на которых базируется деятельность предприятия;

· завышенные или заниженные критерии;

· ошибки, допущенные при осуществлении текущей деятельности;

· непредвиденные обстоятельства.

В зависимости от сферы разработки и реализации управленческого решения могут использоваться разные формы.

К формам разработки относятся: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, акцепт, положение, правила, модель.

Формы реализации включают: предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, деловую беседу, личный пример, обучение, совет, деловые игры (тренинги), совещания, заседания, отчет.

Качество управленческих решенийсовокупность свойств, обеспечивающихуспешное их выполнение и получение определенного эффекта. В составе свойств управленческих решений выделяются: обоснованность, своевременность, эффективность, непротиворечивость, конкретность, простота, полномочность и др.

Управленческие решения имеют следующие свойства:

· обоснованность (люди убеждены, что решение действительно обоснованно);

· своевременность;

· содержание;

· выполнимость;

· жесткость регламентации;

· твердость. Характеристика, раскрывающая вероятность пересмотра решения.

Отражая многогранность и сложность взаимодействия объективных и субъективных факторов, действующих в организационных системах, управленческие решения отличаются многообразием форм. Классификация управленческих решений позволяет систематизировать информацию и ситуации (см. рис.9.8.).

Признаки классификации
По масштабу воздействия По времени действия По прогнозируемым свойствам По методам переработки информации По числу критериев По направлению воздействия По глубине воздействия По способу принятия По способу фиксации По жесткости регламентации По содержанию По характеру решаемых задач
Общие Частные Стратегические Оперативные С определенным результатом С вероятным исходом Алгоритмические Эвристические Однокритериальные Многокритериальные Внутренние Внешние Одноуровневые Многоуровневые Индивидуальные Консультационные Групповые Письменные Устные Контурные Структурированные Алгоритмизированные Запрещающие Разрешающие Конструктивные Запрограммированные Незапрограммированные
Управленческие решения

Рис. 9.8. Классификация управленческих решений.

Виды управленческих решений:

· по масштабу воздействия:

- общие решения, которые связанны с деятельностью всей организации;

-частные решения, касающиеся конкретных подразделений, служб и проблем;

· по времени действия:

- стратегические решения – их разработка и реализация возможна в перспективе;

- оперативные решения – принимаются и реализуются в процессе текущей деятельности;

· по прогнозируемым свойствам:

- решения, имеющие определенный результат – однозначное решение, имеющее альтернатив;

- решение с вероятностным исходом, имеет несколько вариантов и обладает вероятностным характером;

· по числу критериев:

- однокритериальное решение ориентируется на один критерий оценки;

-многокритериальное решение – группу или систему критериев;

· по направлению воздействия:

- внутреннее решение – направлено на реализацию внутри организации;

- внешнее решение – на разрешение проблем и ситуаций внешнего

окружения организации или решение вышестоящего органа управления;

· по методам переработки информации:

- алгоритмическое решение содержит конечный набор правил, позволяющих чисто механически решать любую конкретную проблему (задачу) или комплекс однотипных задач;

- эвристическое решение основывается на использовании методов продуктивного творческого решения;

· по глубине воздействия:

- одноуровневое решение, затрагивающее разрешение задач одного уровня управления;

- многоуровневое решение направлено для нескольких уровней управления или организации в целом;

· по способу фиксации информации решения могут быть письменными и устными;

· по жесткости регламентации:

- контурные решения предполагаютширокий простор для выбора приемов и методов реализации;

- структурированное решение содержит в своей основе упорядоченную последовательность действий решению задачи или проблемы;

· по содержанию:

- запрещающее решение содержит запрет к каким-либо действием;

-разрешающее решение позволяет осуществлять действия, операции и т.д.;

- конструктивное решение имеет определенное построение разрешаемой задачи;

· по характеру решаемых задач:

-запрограммированное решение представляют собой результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математических уравнений;

- незапрограммированное решение требуется в ситуациях, которые в определенной степени новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами (см. рис.9.9.).

Побуждение
    Лицо принимающее решение (ЛПР)  
Личность
Оценка
Восприятие
Точка зрения
Окружающая среда
Решение

Рис. 9.9. Незапрограммированное решение.

Обычно в принятии управленческого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

Способ принятия управленческого решения, основанный только на суждении, не очень надежен, так как здравый смысл встречается достаточно редко, хотя метод является достаточно дешевым и быстрым.

Суждение очень часто невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде имела место, а менеджер стремится действовать так, как действовал раньше в другой ситуации, а потому рискует упустить хороший результат в новой ситуации, сознательно или бессознательно отказываясь от ее детального анализа.

Интуитивные решения основаны на ощущении того, что выбор человека правилен. Характерны для оперативного управления.

В основе решений, основанных на суждении, лежат знания, осмысленный опыт прошлого и здравый смысл. Характерны для оперативного управления.

Рациональные решения основаны на научном анализе, методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Характерны для стратегического и тактического управления.

Менеджер, ориентирующийся только на интуицию, становится заложником случайности, и его шансы на правильный выбор решения не очень высоки.

Управленческие решения принимаются людьми, а потому их характер во многом зависит от личности менеджера, непосредственно участвующего в их разработке.

Уравновешенные решения принимает менеджер, внимательно и критически относящийся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.

Импульсивные решения характерны для менеджера, который легко генерирует самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить.

Инертные решения результат осторожного поиска менеджера. В них уточняющие и контролирующие действия преобладают над генерированием идей, где трудно обнаружить оригинальность, новаторство, блеск.

Если менеджер не нуждается в тщательном обосновании своих гипотез, уверен в себе, то может не испугаться любых трудностей и принять рискованные решения.

Осторожные решения появляются тогда, когда менеджер тщательно оценивает все варианты, критично подходит к делу. Решения не отличаются новизной и оригинальностью.

Принимаемое менеджером управленческое решение должно отвечать следующим требованиям:

быть научно обоснованным, компетентным;

• приниматься на основе достоверной, полной и своевременной информации с

анализом и оценкой возможных альтернатив;

• быть непротиворечивым;

• иметь ясную направленность и адресность;

• отличаться своевременностью и быстродействием;

• обладать точностью и ясностью;

• быть контролируемым;

• иметь комплексный характер;

• обладать полномочностью;

• быть экономичным и эффективным.

Подготовка и реализация управленческого решения предусматривает выполнение в определенной последовательности целого ряда работ, образующих процесс принятия решения (см. рис. 9.10.).

Важнейшим этапом процесса принятия решения является организация выполненияпринятого решения. Решение должно быть доведено до исполнителей, которые получают четкую информацию о том, кто, когда и какими методами выполняет действия, связанные с ним (см. рис. 9.11.).

Основная задача руководителя на этом этапе заключается в преодолении объективных и субъективных препятствий, а также в создании условий по реализации решения. Наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение, административное давление) используют меры материального стимулирования работников, воздействия путем авторитета и убеждений.

Большое значение имеет контроль выполнения действий, связанных с реализацией решения, так как он позволяет не только учитывать отклонения от плана выполнения, но и недостатки решения, требующие корректировки. Чтобы недостатков было меньше, контрольную функцию необходимо выполнять на каждом этапе процесса принятия решений. Это может вызвать повторное рассмотрение, показанное в виде обратной связи.

Схема процесса принятия решения представляет собой скорее логику управленческой деятельности, а не ее сложность. На практике данный процесс более сложен и допускается не только последовательность, но и параллельность процедур, что позволяет значительно сократить время. Эффективность этого процесса зависит от уровня профессиональной подготовки и методов, которыми пользуется менеджер при выполнении всех видов управленческих работ.

 

IV. Наука управления одним из важных направлений рассматривает исследование механизма оптимизации решений. Такого рода исследования реализуются с помощью основных подходов:

· Научный метод:

· Системная ориентация;

· Моделирование.

I. этап: Выявление и возникновение проблемы. Процедуры этапа: 1.1. Возникновение новой ситуации. 1.2. Появление проблемы. 1.3. Сбор необходимой информации. 1.4. Описание проблемной ситуации. 1.5. Формулировка проблемы. 1.6. Оценка ее важности.
II. этап: Анализ проблемы. Процедуры этапа: 2.1. Детализация проблемы. 2.2. Исследование факторов и условий определяющих проблемную ситуацию.
III. этап: Диагноз проблемы. 3.1. Определение причин, приведших к возникновению проблемной ситуации.
IV. этап: Формулировка ограничений и критериев для принятия решений. 4.1. Формулировка требований – ограничений. 4.2. Выбор и оценка критериев эффективного решения.
V. этап: Выявление альтернатив решения. 5.1. Определение возможных вариантов решения. 5.2. Разработка возможных вариантов решения.
VI. этап: Выбор решений. 6.1. Выбор решений отвечающих критерию или критериям. 6.2. Оценка возможных последствий.
VII. этап: Окончательный выбор лучшего решения. 7.1. Анализ эффективности вариантов решений. 7.2. Определение предпочтительного решения.
VIII. этап: Организация выполнения решения и его оценки. 8.1. План реализации выбранного решения. 8.2. Контроль хода реализации решения. 8.3. Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации.

Рис. 9.10. Процесс принятия решения.

Целеполагание Письменные Ознакомление Отчеты Презентации Использование Влияние власти Вознаграждение Наказание Организация Выбор исполнения исполнителей Задание Делегирование Контроль Оценка

Рис. 9.11. Составные части реализации управленческого решения.

 

 

Научный метод оптимизации управленческих решений представлен на рис. 11.2. Данный метод рассматривает принятие управленческого решения как целостный процесс, содержание которого позволяет всесторонне изучать

возникшую проблему, проанализировать возможные варианты ее решений и выбрать наиболее эффективное их них.

Системная ориентация в процессе оптимизации решений базируется на том, что проблему, которую необходимо разрешить, рассматривают как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых составляющих (параметров, факторов), имеющих целевую направленность. Инструментарием исследования эданного подхода является системный анализ, реализация которого дает возможность осуществлять выбор наиболее эффективного варианта решения.

Моделирование позволяет принимать решения с учетом всех факторов и альтернатив, которые возникают процессе производственно-хозяйственной деятельности. Использование моделирования рассматривается как наиболее эффективный способ оптимизации управленческих решений.

Модель – это отображение реальной системы (объекта, идеи) в некоторой абстрактной форме, отличающейся от самой целостности. Необходимость использования моделей обусловлена рядом причин:

 

· Сложностью производственно-хозяйственной деятельности;

· Скрытостью многофакторных зависимостей в процессе решения управленческих задач;

· Необходимостью экспериментальной проверки многих альтернатив управленческих решений;

· Целевой ориентацией руководства на будущее.

 

1. Сбор информации (внутренней и внешней)
2. Анализ информации
3. Формирование гипотезы
4. Проверка гипотезы путем подтверждения достоверности
5. Реализация решения
Гипотеза правильная
Гипотеза неправильная

Рис. 9.12. Реализация научного метода.

Выделяют следующие типы моделей:

· Физическая. Она отображает увеличение или уменьшение реального объекта системы (чертеж завода, модель изделия и т.д.);

· Аналоговая. Эти модели ведут себя так, как реальный объект, но не являются таковым (график – зависимости между объемом производства и издержками и т.д.);

· Математическая. Эта модель используется для описания характеристик и свойств объекта или событий в виде математических символов,

ф ормул и т.д.

Процесс построения модели включает несколько этапов:

1. Постановка задачи;

2. Построение модели – установление причинно-следственных связей факторов;

3. Проверка модели на достоверность, т.е. соответствие модели реальному процессу или организации;

4. Применение модели, т.е. ее использование;

5. Обновление модели.

В управлении с целью принятии обоснованного и эффективного решения используется широкий спектр способов моделирования:

1. Теория игр. Этот метод моделирования и оценки воздействия принятого решения на конкурентов, потребителей поставщиков и т.д. разработан с тем, чтобы можно было учесть в стратегии возможные действия противоположной стороны из внешнего окружения.

2. Теория массового обслуживания. Это модели поиска оптимального обслуживания потребителя (очередь автомобилей на складе под разгрузку, планово-предупредительный ремонт оборудования и т.д.).

3. Модели управления запасами используются для определения времени размещения заказов на ресурсы, их количество, а также необходимой массы готовой продукции на складах.

4. Имитационное моделирование. Это способ исследования моделей вместо реальной системы на основе изменения вариантов ее поведения.

5. Модели линейного программирования используются для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей, а также для разрешения тех или иных производственных трудностей (для оптимизации загрузки оборудования, раскроя материалов и т.д.).

6. Экономический анализ является наиболее распространенным методом в принятии управленческих решений. Он базируется на определении условий, посредством которых деятельность хозяйственной организации становится выгодной.

7. Балансовый метод, который основывается на построении материальных, финансовых, трудовых и иных балансов.

8. Платежная матрица статистический метод, который позволяет из нескольких вариантов выбрать оптимальное решение. Центральное место в платежной матрице занимает вероятность (доля риска), которая прямо влияет на определение ожидаемого результата.

9. Дерево решений. Схематическое представление выработки наилучшего направления действий с учетом финансовых результатов, вероятности возникновения их позитивного значения при заданных критериях.

10. Прогнозирование это метод, который основывается как на прошлом опыте, так и текущей деятельности с целью определения и перенесения тенденций развития в будущем.

11. Качественные методы основаны на суждениях экспертов, к которым обращаются за помощью с целью принятия оптимального решения (Метод коллективной экспертной оценки, метод Дельфи, метод «мозговой атаки»).

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что собой представляет информация?

2. В чем проявляется сущность связующих процессов?

3. В чем заключается значение коммуникаций в управлении?

4. Какие существуют виды коммуникаций?

5. Что такое коммуникационный процесс?

6. В каких формах осуществляются организационные коммуникации?

7. Каково определение термина «управленческое решение»?

8. Что собой представляет процесс принятия решений?

9. Как классифицируются управленческие решения?

10. Какие существуют основные подходы и способы принятия оптимальных решений?

 

Тема 10 «Руководство и групповая динамика»

1. Руководство: власть и влияние.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сообщение сообщение | Групповая динамика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.