КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политический режим
Схема 4. Типы политических институтов Схема 3. Модель политической системы по Д. Истону Политическая система и политические институты Таблица 3. Особенности различных форм власти (по В. Ледяеву)
Политическая власть в обществе означает способность и возможность субъектов политики осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств. К признакам (особенностям) политической власти относят следующие. 1. Моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия важнейших решений, которым выступает главный политический институт – государство (для экономики, например, характерна полицентричность, т.е., наличие многочисленных субъектов экономической власти и собственности в различных её отраслях). 2. Публичность (обращенность от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам, а не к отдельным лицам) 3. Легальность в использовании силы, т. е. исключительная возможность создания и применения по закону и во исполнение законов силового аппарата, специальных органов принуждения (полиции, армии, спецслужб) на всей территории государства. 4. Многообразие ресурсов – возможность использовать для проведения политического курса и укрепления собственной легитимности (поддержки населением) разнообразные средства, часть из которых являются уникальными, присущими лишь политической власти: уже упомянутый силовой, нормативный (законотворческий) и административный (использование элитой услуг бюрократии за счет средств госбюджета) ресурсы; а также информационный ресурс (получение оперативной, секретной, полнообъемной информации; контроль над информационными потоками) и материально-экономический (возможность воздействия на социальные группы через налоги, бюджет, социальные программы; партийные средства и др.) 5. Верховенство (основанные на предназначении политической власти по управлению обществом в целом и мощи её ресурсов обязательность её решений для всякой иной власти, проникновение во все общественные процессы) В реальном историческом процессе, а также в политических теориях и проектах проявили себя либо были выделены гипотетически важнейшие формы политического властвования, некоторые из которых необходимо прокомментировать. Это, в частности: автократия – неограниченная верховная власть одного лица (деспота, абсолютного монарха, «фюрера», генсека, военного диктатора и т. п.); аристократия: а) правление представителей родовой знати; б) «идеальная» аристократия – правление «благородных духом» (например, «философов» у Платона); меритократия – власть достойнейших, отдалённейших, происходящих из разных слоев общества; «элита заслуг»; бюрократия (рассматриваемая здесь не как слой чиновников-управленцев или способ управления, а как форма властвования) – «власть канцелярий», «правление чиновников», решающее влияние на характер политических решений и приоритеты государственной политики слоя чиновников (государственных служащих), подчинение (ассимиляция) правящей элиты интересам исполнительного аппарата (не обоснованный растущей эффективностью управленческого труда рост зарплат, привилегий госслужащих на фоне деградации экономической и др. сфер общественной жизни и др.); охлократия (от греч. «толпа») – периоды властвования толпы, когда политические решения принимаются не легальными институтами власти, а толпой, либо под её давлением; часто под влиянием коллективных эмоций, а не рациональных соображений; характеризует слабость или кризисное состояние политических институтов; олигархия – а) «власть немногих», правление группы лиц в собственных интересах, часто за счёт общественных ресурсов, с их полной или частичной приватизацией. Тяготеет и к «приватизации» власти, устранению или фальсификации (имитации) политической конкуренции; б) в узком смысле – прямое (Платон) или опосредованное политическое правление богатейших граждан; теократия – политическая власть первосвященника, духовенства; совмещение в одних руках высшей духовной и светской (государственной) власти; геронтократия – от греч. «правление старцев», «власть стариков»: преобладание в составе правящей политической элиты лиц пожилого возраста. Рассматриваются как возможные недостатки геронтократии – консерватизм, малая мобильность и эффективность деятельности, проблемы имиджа и др. (например, Л.И. Брежнев и «брежневское» Политбюро ЦК КПСС), так и возможные преимущества – правление, основанное на опыте, мудрости (не случайно занятие высших государственных должностей часто ограничивается возрастными цензами); феминократия – «женское правление», потенциально возможное при преобладании женщин в составе правящей политической элиты, либо при автократии во главе с женщиной. При характеристике качеств политической власти, её конкретных проявлений в различных странах используют категории «легальность» и «легитимность». Термин «легальность политической власти» обозначает ее законность: законность происхождения власти и используемых ею методов властвования. Легитимность (от лат. legitimus – законный) – оправдание власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться ей. Легитимность обусловлена способностью власти формировать и поддерживать убеждения в оптимальности и справедливости существующих политических институтов для данного общества. Она представляет ценностный, культурный аспект власти; она не может быть навязана правящим режимом, а возникает из однородности политических установок, нравов, традиций и выражает доверие к власти. Легитимность – это: · Общественное признание власти · Приятие власти населением · Оценка власти как «законной и справедливой», приемлемой Мнение «Легитимен всякий режим, с которым согласен народ». (Морис Дюверже, французский политолог)
М. Вебер выделял три основных способа легитимизации власти: 1) традиционный; 2) харизматический; 3) рационально-легальный. Традиционная легитимность опирается на веру подданных в правомерность власти в силу обычаев, привычек повиноваться ей (монархии, патриархальная семья). Харизматическая легитимность основывается на вере людей в необыкновенные, магические свойства вождя; на его личном магнетизме, способности подчинять своей воле большие массы людей, ораторском даре. Рационально-легальная означает, что люди подчиняются не правителю, а законам, которые едины как для руководителей, так и для управляемых. Здесь люди, стоящие у власти, являются всего лишь вышестоящими исполнителями определенных правом обязанностей в четко обозначенный период (конституционные демократии). Политическая власть может быть: легальной и легитимной (оптимальный тип политического правления); легальной, но нелегитимной (конец 2-го президентства Б.Н. Ельцина); не легальной, но легитимной (тирания Писистрата[1] в Афинах; легитимация власти большевиков, вслед за вооруженным переворотом принявших «Декрет о земле» и «Декрет о мире»); не легальной и нелегитимной, но реально функционирующей (военные диктатуры, теневые олигархии, власть мафиозных кланов).
Политическая система – важнейшая категория политической и политико-управленческой наук, введение которой связано с именами американских политологов Г. Алмонда, К. Дойча и канадского политолога Д. Истона. Политическая система – это сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношений между ними, в которых осуществляется верховная власть в обществе, принимаются решения, обязательные для всех. Системный подход преодолевает правовую и институциональную ограниченность и обращает внимание на всю сферу политической деятельности в обществе. Впервые применил системный подход к изучению общества американский политолог и социолог Талкотт Парсонс. Его концепция социальной системы оказалась плодотворной и несла в себе огромный познавательный потенциал для политической науки. Дэвид Истон использовал системный подход в политике. Его научная деятельность положила начало системным теориям политики и политической власти. При системном подходе главным предметом анализа является не институт, а социальное взаимодействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли. Политическую систему Д. Истон определяет как некий механизм функционирования власти, определяющий порядок распределения ресурсов и ценностей. Процесс функционирования политической системы, по Истону, состоит из четырех фаз: «входа» («ввода») – влияния на политическую систему в форме требований к политической системе (demands), и поддержки (supports). Они образуют окружающую среду политической системы и обозначают переменные величины для ее сохранения или выживания (persistence); «конверсии» («преобразования») – реакции системы на требования окружающей среды и их преобразования в определенные решения; «выхода» («вывода») – осуществления принятых решений в форме конкретных действий системы; «обратной связи» – влияния действий системы на окружающую среду с целью формирования на «входе» определенных требований и обеспечения поддержки.
Габриэль Алмонд называет четыре «входные» функции политической системы: 1) политическая социализация и рекрутирование; 2) артикуляция интересов; 3) агрегирование интересов; 4) политическая коммуникация, а также три «выходные» функции: 1) нормотворческая; 2) использование правил, норм; 3) контроль за соблюдением правил, норм. Политические институты, с точки зрения представителей теории политических систем, выступают элементами политической системы, а с позиций институционального подхода, являются структурообразующими основаниями политики. Политический институт (от лат. institutum – установление, учреждение) – это устойчивый комплекс норм и правил, регулирующих политическую деятельность. Политические институты организуются для реализации определенных политических целей и функций. К ним относятся государственные организации (парламент, правительство, суды), политические партии, общественные движения и группы интересов, политические программы и уставы, процедуры избрания должностных лиц (избирательные системы, типы избирательных округов и т.д.). Типология политических институтов представлена на схеме 4.
Политический режим (от лат. regimen; франц. regime – управление)представляет собойспособ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности. Политический режим обычно отражает способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью. Мнение Российский политолог А.Л. Громыко: • целесообразно различать понятия «государственный режим» и «политический режим» • «Если первое в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти, то второе … есть среда и условия политической жизни общества, иначе говоря, определенный политический климат, существующий в данном обществе в данный момент исторического развития» [4]. Характеристика трех основных типов политических режимов, выделяемых в современной политической науке, дается в таблицах 4 и 5.
Таблица 4. Политические режимы: сущность
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 3744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |