Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хозяйственные организации




Классификация организаций

Организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых форм и организа­ционных структур. В любой науке классификация занимает осо­бое место. Первую классификацию — по принципам объединения лю­дей — предложил А. Этциани. Он выявляет три группы органи­заций:

•добровольные организации — церкви, политические партии, клубы и т.д.;

•принудительные организации — армия, начальная школа, ме­ста заключения, психиатрическая больница и т.д.;

•унитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей, — предприятия, банки, высшие учебные заведения и т.д.

Как и системы, организации подразделяются на искусствен­ные и естественные. Первые создаются искусственным путем: они проектируются, затем строятся и реализуются на практике. Примерами искусственных организаций являются предприятия, школы, больницы и др. Вторые возникают без предварительно­го проектирования и других заранее намеченных действий, на­пример стихийно возникающие поселения людей.

Различают организации и по характеру деятельности:

­ технологические организации реализуют технологию изготов­ления определенной продукции или предоставления услуг;

­ программно-целевые организации реализуют определенную программу работ по решению некоторой социальной про­блемы;

­ непрограммные организации реализуют гибкую и сложную про­грамму действий, которую определить заранее невозможно.

Организации могут быть:

­ правительственные и неправительственные; коммерческие и некоммерческие;

­ бюджетные и небюджетные;

­ общественные и хозяйственные;

­ формальные и неформальные.

Кроме того, различают организации по:

• отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохо­зяйственные, транспортные, торговые и др.);

• самостоятельности принятия решений (головные материн­ские, дочерние и зависимые).

Могут применяться и дополнительные признаки для класси­фикации.

Коммерческие организации строят свою деятельность на полу­чении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общест­венных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредите­лям, а на развитие организации.

Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Небюджетные ор­ганизации сами изыскивают источники финансирования. Мно­гие организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и небюджетные средства.

Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутрен­ней среде), а хозяйственные — для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Так, профсоюзы являются общественной организацией, по­скольку все поступившие членские взносы тратятся на удовлетво­рение потребностей своих же членов. Формальные организации — это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица. Неформальные организации — это незарегистрированные в государствен­ном органе организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ве­дущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли. Например, четыре рыбака-любителя постоянно в течение ряда лет совместно готовят снасти, выезжают на рыбалку, обсуждают результаты, получают от этого удовольствие. Это неформальная организация, так как налицо все признаки системы — наличие цели, элементов, иерархии, взаимо­действия. Роль в обществе неформальных организаций очень ве­лика. В них люди в большей мере могут реализовать свои потреб­ности и интересы, чем в формальной; найти свое место в жизни; испробовать различные варианты поведения, отношений и т.д.

Помощь и защита коллег, доступ к неформальным каналам информации (слухам и др.) — основные причины вступления в не­формальную организацию.

Необходимо отметить, что на современном этапе развития общества неотъемлемой составляющей социальной организации (социально-экономической организации) являются информационные технологии. Они пронизывают и оказывают огромное влияние на все сферы деятельности предприятия (ускоряют процессы коммуникаций, принятия решений, исследования рынка, процессы управления), привели к ужесточению конкуренции и изменению организационных форм, организационных структур.

К социальным организациям относится группа хозяйственных или производственных организаций. Производственная или хозяйственная организация как система представляет собой совокупность целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности.

Производственную организацию можно представить как совокупность людей, механизмов, материальных и других ресурсов, интегрированных в единую социальную систему, имеющую целью своей деятельности производство материальных благ. Выступает в качестве предприятия.

Таким образом, хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.

Производственным организациям, несмотря на их многооб­разие, присущи некоторые общие свойства:

­ ориентация деятельности на социальные потребности. Про­изводственные организации создаются для удовлетворения потребностей общества в материальных благах;

­ целенаправленность как свойство производственной системы определяет, что система может иметь несколько целей (вне­шних и внутренних). Деятельность организации строится та­ким образом, чтобы поставленные цели были достигнуты;

­ целостность производственной организации рассматривает­ся как свойство, обеспечивающее взаимосвязи людей, ору­дий и предметов труда в процессе производства и реализа­ции товаров и услуг;

­ интегрированный характер системы — в состав производствен­ной организации входят различные подразделения, объеди­ненные общими целями и общей программой развития;

­ наличие объекта управления — совокупность участников про­цесса производства, орудий и предметов труда, осуществ­ляющих деятельность по производству материальных благ;

­ наличие единого центра (субъекта) управления, роль которо­го заключается в координации деятельности участников про­изводственного процесса путем управляющих воздействий;

­ иерархическая структура системы;

­ способность решать возникающие проблемы.

Модель производственной организации непосредственно основывается на концепции социальных систем и помогает представить составляющие организации, ее инструментальные и поведенческие переменные.

Социальную систему можно описать с помощью выделения ряда переменных, ее характеризующих. Эти переменные можно разбить на три класса — первичные переменные, переменные управления и переменные эффективности.

Первичные переменные — это требования к системе управления организацией, задаваемые извне или формирующиеся внутри нее. К первичным переменным относятся внешняя среда, цели и стратегии, производственно-технологическая основа, персонал.

Окружающая (внешняя) среда включает:

социальную среду — элементы и подсистемы всего обще­ства, воздействующие на организацию: общественно-экономические отношения, политику, идеологию, культуру, государственное устройство и законодательство, образование, традиции и т.д.;

среду задачи — совокупность подсистем и элементов свя­зи, которые возникают вследствие специфических производственно-хозяйственных задач данной организации (характер соб­ственности, конкуренция, природная среда и т.д.).

Окружающая (внешняя) среда выделяется как главная определяющая переменная организации, которая в значительной степени влияет на характер внутренних структур и процессов орга­низации, устанавливает ее границы, воздействует на поведение. В процессе своего функционирования организация адаптируется к внешней среде, подстраивает к ней свои цели, частично регулирует входы и выходы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.