КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хозяйственные организации
Классификация организаций Организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых форм и организационных структур. В любой науке классификация занимает особое место. Первую классификацию — по принципам объединения людей — предложил А. Этциани. Он выявляет три группы организаций: •добровольные организации — церкви, политические партии, клубы и т.д.; •принудительные организации — армия, начальная школа, места заключения, психиатрическая больница и т.д.; •унитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей, — предприятия, банки, высшие учебные заведения и т.д. Как и системы, организации подразделяются на искусственные и естественные. Первые создаются искусственным путем: они проектируются, затем строятся и реализуются на практике. Примерами искусственных организаций являются предприятия, школы, больницы и др. Вторые возникают без предварительного проектирования и других заранее намеченных действий, например стихийно возникающие поселения людей. Различают организации и по характеру деятельности: технологические организации реализуют технологию изготовления определенной продукции или предоставления услуг; программно-целевые организации реализуют определенную программу работ по решению некоторой социальной проблемы; непрограммные организации реализуют гибкую и сложную программу действий, которую определить заранее невозможно. Организации могут быть: правительственные и неправительственные; коммерческие и некоммерческие; бюджетные и небюджетные; общественные и хозяйственные; формальные и неформальные. Кроме того, различают организации по: • отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.); • самостоятельности принятия решений (головные материнские, дочерние и зависимые). Могут применяться и дополнительные признаки для классификации. Коммерческие организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие организации. Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и небюджетные средства. Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), а хозяйственные — для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Так, профсоюзы являются общественной организацией, поскольку все поступившие членские взносы тратятся на удовлетворение потребностей своих же членов. Формальные организации — это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица. Неформальные организации — это незарегистрированные в государственном органе организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли. Например, четыре рыбака-любителя постоянно в течение ряда лет совместно готовят снасти, выезжают на рыбалку, обсуждают результаты, получают от этого удовольствие. Это неформальная организация, так как налицо все признаки системы — наличие цели, элементов, иерархии, взаимодействия. Роль в обществе неформальных организаций очень велика. В них люди в большей мере могут реализовать свои потребности и интересы, чем в формальной; найти свое место в жизни; испробовать различные варианты поведения, отношений и т.д. Помощь и защита коллег, доступ к неформальным каналам информации (слухам и др.) — основные причины вступления в неформальную организацию. Необходимо отметить, что на современном этапе развития общества неотъемлемой составляющей социальной организации (социально-экономической организации) являются информационные технологии. Они пронизывают и оказывают огромное влияние на все сферы деятельности предприятия (ускоряют процессы коммуникаций, принятия решений, исследования рынка, процессы управления), привели к ужесточению конкуренции и изменению организационных форм, организационных структур. К социальным организациям относится группа хозяйственных или производственных организаций. Производственная или хозяйственная организация как система представляет собой совокупность целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности. Производственную организацию можно представить как совокупность людей, механизмов, материальных и других ресурсов, интегрированных в единую социальную систему, имеющую целью своей деятельности производство материальных благ. Выступает в качестве предприятия. Таким образом, хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний. Производственным организациям, несмотря на их многообразие, присущи некоторые общие свойства: ориентация деятельности на социальные потребности. Производственные организации создаются для удовлетворения потребностей общества в материальных благах; целенаправленность как свойство производственной системы определяет, что система может иметь несколько целей (внешних и внутренних). Деятельность организации строится таким образом, чтобы поставленные цели были достигнуты; целостность производственной организации рассматривается как свойство, обеспечивающее взаимосвязи людей, орудий и предметов труда в процессе производства и реализации товаров и услуг; интегрированный характер системы — в состав производственной организации входят различные подразделения, объединенные общими целями и общей программой развития; наличие объекта управления — совокупность участников процесса производства, орудий и предметов труда, осуществляющих деятельность по производству материальных благ; наличие единого центра (субъекта) управления, роль которого заключается в координации деятельности участников производственного процесса путем управляющих воздействий; иерархическая структура системы; способность решать возникающие проблемы. Модель производственной организации непосредственно основывается на концепции социальных систем и помогает представить составляющие организации, ее инструментальные и поведенческие переменные. Социальную систему можно описать с помощью выделения ряда переменных, ее характеризующих. Эти переменные можно разбить на три класса — первичные переменные, переменные управления и переменные эффективности. Первичные переменные — это требования к системе управления организацией, задаваемые извне или формирующиеся внутри нее. К первичным переменным относятся внешняя среда, цели и стратегии, производственно-технологическая основа, персонал. Окружающая (внешняя) среда включает: социальную среду — элементы и подсистемы всего общества, воздействующие на организацию: общественно-экономические отношения, политику, идеологию, культуру, государственное устройство и законодательство, образование, традиции и т.д.; среду задачи — совокупность подсистем и элементов связи, которые возникают вследствие специфических производственно-хозяйственных задач данной организации (характер собственности, конкуренция, природная среда и т.д.). Окружающая (внешняя) среда выделяется как главная определяющая переменная организации, которая в значительной степени влияет на характер внутренних структур и процессов организации, устанавливает ее границы, воздействует на поведение. В процессе своего функционирования организация адаптируется к внешней среде, подстраивает к ней свои цели, частично регулирует входы и выходы.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |