КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод потенциалов
Таблица поставок Таблица 6.1 Задачи ЛП транспортного типа
Задачи линейного программирования транспортного типа образуют широкий круг задач, общим для которых является, как правило, распределение ресурсов, находящихся у m производителей (поставщиков), по n потребителям этих ресурсов. Классическая транспортная задача имеет следующий вид. Имеются m пунктов (складов) отправления груза (некоторого однородного ресурса), запасы в каждом из которых составляют соответственно a1, a2, …, am. Известна потребность в грузах b1, b2, …, bn по каждому из n пунктов назначения (потребителей). Задана матрица стоимостей доставки по каждому варианту (паре склад-поставщик – потребитель): , где – себестоимость перевозки единицы груза от i -го склада-поставщика до j -го потребителя. Необходимо построить оптимальный план перевозок, т.е. определить, сколько груза должно быть отправлено из каждого i -го склада-поставщика каждому j -му потребителю с учетом минимизации транспортных затрат. Пусть xij () – искомый объем транспортируемого груза от i -го склада-поставщика j -му потребителю. Исходные данные по задаче удобно представлять в виде следующей таблицы, которую называют таблицей поставок или транспортной таблицей.
Задача линейного программирования транспортного типа называется закрытой, если суммарные запасы поставщиков равны суммарной потребности потребителей, т.е. . (6.2) Если такое равенство не соблюдается, то задача является открытой. Для того чтобы потребности всех потребителей были удовлетворены, необходимо выполнение следующей системы условий: . (6.3) Аналогично, для того чтобы были задействованы все запасы складов-поставщиков, необходимо выполнение следующей системы условий: . (6.4) По своей сущности искомые переменные не могут быть отрицательными величинами, т.е. (6.5) Введем функцию, отражающие суммарные транспортные затраты: . (6.6) Таким образом, математическая модель данной задачи будет иметь вид: , , , (6.7) , . Необходимо определить такой план перевозок , удовлетворяющий системам (6.3), (6.4), условию (10.5), при котором суммарные транспортные затраты будут минимальными, т.е. минимизирующий целевую функцию (6.6). Примечания: 1) Теорема 6.1. Для того чтобы транспортная задача линейного программирования имела решение, необходимо и достаточно, чтобы выполнялось условие (6.2). Поэтому если транспортная задача открытого типа, то а) при (т.е. если суммарная потребность потребителей превышает суммарные запасы складов-поставщиков) вводится фиктивный склад-поставщик, запас которого составляет: . (6.8) б) при (т.е. если суммарные запасы складов-поставщиков превышают суммарную потребность потребителей) вводится фиктивный потребитель, потребность которого составляет . (6.9) При этом стоимости перевозок для каждой фиктивной пары склад-поставщик – потребитель принимаются, как правило, равными нулю. 2) Теорема 6.2. Ранг r системы уравнений (6.3), (6.4) при условии (6.2) равен: . (6.10) Следовательно, опорный план (базисное решение) транспортной задачи должен содержать отличных от нуля неизвестных. Если в опорном плане число отличных от нуля компонент равно , то план является невырожденным, а если меньше – то вырожденным. 3) Рассмотренная транспортная задача является по своей сути целочисленной, так как перевозимые грузы в большинстве случаев представляют собой упаковки, ящики, контейнеры и т.д. Один из важнейших теоретических результатов исследования операций может быть сформулирован следующим образом: Теорема 6.3. Если для транспортной задачи (6.7) выполняются условия и , (6.11) (где N – множество натуральных чисел), то в любом ее допустимом базисном решении базисные переменные принимают значения из множества , т.е. являются целыми положительными числами или равны нулю. Поскольку оптимальное решение транспортной задачи (6.7) является допустимым, то при выполнении условий (6.11) оно удовлетворяет требованию целочисленности. Следовательно, условие целочисленности переменных в транспортной задаче (6.7) можно опустить. 4) В модели (6.7) вместо матрицы стоимостей перевозок (С) может задаваться матрица расстояний. В данном случае в качестве целевой функции рассматривается минимум суммарной транспортной работы.
Наиболее распространенным методом решения задач ЛП транспортного типа является метод потенциалов, состоящий из следующих этапов: 1) проверка сбалансированности запасов и потребностей; 2) разработка исходного опорного плана; 3) проверка вырожденности опорного плана; 4) расчет потенциалов; 5) проверка плана на оптимальность; 6) поиск «вершины максимальной неоптимальности» (ВМН); 7) построение контура перераспределения поставок; 8) определение минимального элемента в контуре перераспределения и перераспределение поставок по контуру; 9) получение нового опорного плана. Этапы 3-9 повторяются, пока не будет найдено оптимальное решение. Рассмотрим перечисленные этапы.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |