КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статистическая значимость
Тема 4 Основные понятия математической статистики Задания для самостоятельной работы Пример построения гистограммы Кол-во разрядов * Объем разряда ≥ Размах+1 Алгоритм построения диаграммы 1. Упорядочивание выборки, нахождение минимального и максимального значений, определение размаха. Составление таблицы частот для каждого значения. 2. Выбор количества разрядов. Разряд – это несколько близких значений. Рекомендуется, чтобы количество разрядов было в промежутке от 6 до 15. Желательно отсутствие пустых разрядов. 3. Определение объема разряда. Границы разрядов определяются так, чтобы минимальное и максимальное значения попадали в крайние интервалы. При этом необходимо, чтобы произведение количества разрядов на объем разряда превышало показатель размаха по крайней мере на одно значение: 4. Табулирование, то есть составление таблицы распределения частот для каждого интервала значений. Разрешается ситуация, когда минимальное значение выше нижней границы наименьшего интервала, а максимальное значение ниже наибольшего интервала ниже верхней границы наибольшего интервала. 5. Построение графика. В студенческой группе объемом 42 человека давалось тестовое задание и фиксировалось время его выполнения в секундах. Были получены следующие значения: Задание: необходимо построить диаграмму распределения значений. 1. Х max = 77` Хmin = 32` Размах = 77 - 32 = 45 Значения заносятся в таблицу частот:
2. Определение количества разрядов (столбиков) Допустим, мы их возьмем в количестве равном 10. 3. Сколько необходимо назначить значений в разряде? Допустим, 4. Если мы возьмем количество значений в разряде равным 5, то произведение количества разрядов на показатели интервала превысит показатель размаха более чем на одно значение (5 * 10 = 50), что нас устраивает. 4. Построение таблицы интервалов дает следующий вариационный ряд.
5. По результатам взятым из таблицы строится график. 1. Было проведено сравнительное исследование эмоционального реагирования юношей и девушек. По его результатам были построены графики распределения частот, наложенные друг на друга. Необходимо ответить на следующие вопросы. 1.1. Где на графике ось частоты и ось показателей? 1.2. Какие различия у девушек и юношей по показателям разнообразия паттернов эмоционального реагирования? 1.3. У девушек или юношей в большей степени выражены индивидуальные различия? 2. При исследовании уровня эмоциональной устойчивости в студенческой группе были получены следующие данные: {9, 12, 4, 5, 3, 8, 12, 10, 11, 5, 6, 8, 4, 2, 8, 7, 5, 3, 9, 7, 6, 7, 6, 6}. Задание: построить гистограмму распределения показателей эмоциональной устойчивости. При этом количество разрядов и интервалы значений студентам предлагается назначить самим. 3. Построить гистограмму для данных приведенных в этом параграфе (раздел «Пример построения гистограммы»). При этом количество разрядов назначить равным восьми. 4. Построить гистограмму для показателей роста студентов своей учебной группы. Количество разрядов и интервалы значений студентам предлагается назначить самим. 5. Построить гистограмму для показателей субтестов «осведомленность» и «скрытые фигуры» (Таблица I Приложения). Количество разрядов и интервалы значений студентам предлагается назначить самим. Уровень достоверности результата исследования (так называемый р - уровень) – это выраженная количественно степень уверенности, что полученные результаты можно распространить на всю популяцию. Количественные показатели уровня достоверности, называемого также уровнем статистической значимости, находятся в обратной зависимости от надежности результата. То есть чем выше р – уровень, тем ниже надежность и ниже уровень доверия к найденной зависимости. Так, р = 0,05 является более надежным и более желаемым для исследователя значением, нежели чем р = 0,1. Таким образом, р - уровень показывает вероятность ошибки, связанной с распространением наблюдаемого результата на всю популяцию. Например, р - уровень = 0,05 показывает, что имеется 5 % вероятности, что найденная в выборке связь между переменными является случайной и характерна только для данной выборки. Существуют различные мнения относительно того, какая величина р - уровня необходима для определения уровня статистической значимости. Например, Е.В. Сидоренко[1] указывает, что зона значимости результатов начинается только после того, как р - уровень достигнет уровня р = 0,01. Но подобные нормативы приняты по неформальному соглашению среди математиков, физиков и экономистов. В гуманитарных же науках большее распространение получила точка зрения, гласящая, что приемлемой границей статистической значимости является результат р £ 0,05. Именно поэтому мы предлагаем пользоваться классификацией предлагаемой А.Д. Наследовым[2], так как считаем ее более удобной и более популярной среди психологов. Итак, для определения, является ли результат действительно значимым, рекомендуется пользоваться представленной ниже схемой.
Вероятность ошибки (р - уровень)
Уровень значимости (надежность) результатов Соотношение показателей р-уровня и степени значимости можно представить также в виде таблицы.
Для каждого статистического критерия критические значения р - уровня можно взять из соответствующих специальных таблиц. Знание значения р - уровня необходимо для подтверждения или опровержения статистических гипотез
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |