Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы практических занятий




Вопросы для самоконтроля

Таблица VIII Критические значения F-критерия Фишера

Таблица VII Критические значения по Сальвосу

Таблица VI. Критические значения Т-критерия Вилкоксона

Таблица V. Критические значения U-критерия Манна-Уитни

Таблица IV. Критические значения t-критерия Стюдента

Таблица III. Критические значения критерия c2.

Таблица II Критические значения коэффициентов линейной корреляции Пирсона и ранговой корреляции Спирмена

Таблица I Данные для обработки

Приложение

Задание для самостоятельной работы

Кластерный анализ

Кластерный (таксономический) анализ используется с целью упорядочивания объектов и объединения их в однородные разряды. В результате исходная выборка объектов разделяется на группы схожих между собой объектов, называемых кластерами. Кластер – это группа объектов, характеризующихся повышенной плотностью (сгущенность внутри разряда) и дисперсией.

Результаты процедуры представляются графически в виде дендрограммы – древовидного графика. Алгоритм проведения данного вида анализа в настоящем пособии не рассматривается, так как, во-первых, это выходит за рамки изучаемого курса, а во-вторых, подобная задача легко может быть выполнена при помощи доступных статистических программ (в первую очередь это Statistica и SPSS).

Ниже в качестве примера приведен результат кластерного анализа показателей из Таблицы данных. Для обработки взяты первые 10 человек и рассмотрены показатели их интеллекта, экстраверсии-интроверсии, нейротизма и средней отметки. По горизонтальной шкале отложены личные номера оптантов, как они приведены в таблице. Лица принадлежащие к одному кластеру обладают наибольшей степенью близости исследуемых параметров. С начала в единый кластер объединяются 2 объекта с наиболее близкими показателями (№ 3 и 2, 8 и 6, 10 и 4, 5 и 1). Затем к кластеру присоединяется еще один объект с похожими параметрами (9 объединяется с кластером 5-1), потом следующий и так до конца.

1. Дать возможную интерпретацию результатов корреляционного анализа по представленной в данном разделе матрице интеркорреляций.

2. Построить плеяду, содержащую информацию о показателях средней отметки и ее взаимосвязи с данными коррелурующих субтестов.

3. Придумать и составить бланк матрицы наблюдений (числовые значения заносить в таблицу не обязательно), при обработке которой рекомендуется применить факторный анализ.

 

учащиеся пол класс профиль ВУЗа осведомленность скрытые фигуры пропущенные слова арифметика понятливость исключение изображений аналогии числовые ряды умозаключения геометрическое сложение заучивание слов средний IQ экстраверсия- интроверсия нейротизм средняя отметка
  ж гум                         10,3     3,93
  ж гум                         10,7     4,27
  м мат                               3,87
  ж гум                         11,6     4,57
  ж гум                         9,27     4,14
  ж гум                         10,5     4,93
  м мат                               3,71
  ж гум                         11,6     4,14
  ж гум                         10,6     3,6
  ж гум                         12,6     4,5
  ж гум                         7,18     3,71
  м гум                         9,73     3,87
  ж гум                         12,2     4,43
  ж гум                         11,7     4,38
  м гум                         9,18     4,57
  ж гум                         9,64     3,43
  м гум                         11,3     3,75
  ж гум                         10,4     4,2
  м мат                         10,9     4,23
  м мат                         12,2     4,07
  ж гум                         11,5     4,6
  ж гум                         8,82     3,93
  м гум                         10,8     3,87
  ж мат                         11,3     4,53
  ж гум                         11,4     4,27
  м мат                         10,5     3,67
  м мат                         9,36     3,8
  ж гум                         10,3     4,07
  м мат                         12,3     4,36
  ж маг                               3,71
  ж гум                         11,2     4,57
  м мат                         10,4     4,6
  м мат                               4,27
  м мат                         10,2     3,47
  м мат                         10,4     4,4
  м мат                         11,5     4,21
  м мат                         11,6     4,14
  м мат                         9,91     3,27
  м мат                         9,18     3,47
  м мат                         12,4     4,53
  м мат                         6,55     3,27
  ж гум                         7,73     3,71
  м мат                               3,64
  м мат                         11,9     4,43
  ж гум                         10,9      
  ж мат                         10,6     3,86

Профиль ВУЗа: 0 - выбор учеником гуманитарного профиля;

1 - выбор учеником математического или естественно-научного профиля

(источник: Наследов А.Д., Тарасов С.Г. Применение математических методов в психологии)

 

n a = 0,1 a = 0,05 a = 0,01   n a = 0,1 a = 0,05 a = 0,01
  0,805 0,878 0,959     0,246 0,291 0,469
  0,729 0,811 0,917     0,243 0,288 0,465
  0,669 0,754 0,875     0,240 0,285 0,460
  0,621 0,707 0,834     0,238 0,282 0,456
  0,582 0,666 0,798     0,235 0,279 0,451
  0,549 0,632 0,765     0,233 0,276 0,447
  0,521 0,602 0,735     0,231 0,273 0,443
  0,497 0,576 0,708     0,228 0,271 0,439
  0,476 0,553 0,684     0,226 0,268 0,435
  0,458 0,532 0,661     0,224 0,266 0,432
  0,441 0,514 0,641     0,222 0,263 0,428
  0,426 0,497 0,623     0,220 0,261 0,424
  0,412 0,482 0,606     0,218 0,259 0,421
  0,400 0,468 0,590     0,216 0,256 0,418
  0,389 0,456 0,575     0,214 0,254 0,414
  0,378 0,444 0,561     0,213 0,252 0,411
  0,369 0,433 0,549     0,211 0,250 0,408
  0,360 0,423 0,537     0,209 0,248 0,405
  0,352 0,413 0,526     0,207 0,246 0,402
  0,344 0,404 0,515     0,206 0,244 0,399
  0,337 0,396 0,505     0,204 0,242 0,396
  0,330 0,388 0,496     0,203 0,240 0,393
  0,323 0,381 0,487     0,201 0,239 0,390
  0,317 0,374 0,479     0,200 0,237 0,388
  0,311 0,367 0,471     0,198 0,235 0,385
  0,306 0,361 0,463     0,185 0,220 0,361
  0,301 0,355 0,456     0,174 0,207 0,341
  0,296 0,349 0,449     0,165 0,197 0,324
  0,291 0,344 0,442     0,158 0,187 0,310
  0,287 0,339 0,436     0,151 0,179 0,297
  0,283 0,334 0,430     0,145 0,172 0,285
  0,279 0,329 0,424     0,140 0,166 0,275
  0,275 0,325 0,418     0,135 0,160 0,266
  0,271 0,320 0,413     0,117 0,139 0,231
  0,276 0,316 0,408     0,104 0,124 0,207
  0,264 0,312       0,095 0,113 0,189
  0,260 0,308 0,398     0,088 0,105 0,175
  0,257 0,304 0,393     0,082 0,098 0,164
  0,254 0,301 0,389     0,078 0,092 0,155
  0,251 0,297 0,384     0,074 0,088 0,147
  0,248 0,294 0,380     0,067 0,080 0,134

 

(источник: Наследов А.Д., Тарасов С.Г. Применение математических методов в психологии)

df a = 0,1 a = 0,05 a = 0,01   df a = 0,1 a = 0,05 a = 0,01
  2,706 3,842 6,635     58,641 62,841 71,221
  4,605 5,992 9,211     59,774 64,013 72,463
  6,251 7,815 11,346     60,907 65,183 73,703
  7,779 9,488 13,278     62,038 66,351 74,940
  9,236 11,071 15,088     63,167 67,518 76,175
  10,645 12,593 16,814     64,295 68,683 77,408
  12,017 14,068 18,478     65,422 69,846 78,638
  13,362 15,509 20,093     66,548 71,008 79,866
  14,684 16,921 21,669     67,673 72,168 81,092
  15,987 18,309 23,213     68,796 73,326 82,316
  17,275 19,677 24,729     69,919 74,484 83,538
  18,549 21,028 26,221     71,040 75,639 84,758
  19,812 22,365 27,693     72,160 76,794 85,976
  21,064 23,688 29,146     73,279 77,947 87,192
  22,307 24,999 30,583     74,397 79,099 88,406
  23,542 26,299 32,006     75,514 80,232 89,591
  24,769 27,591 33,415     76,630 81,381 90,802
  25,989 28,873 34,812     77,745 82,529 92,010
  27,204 30,147 36,198     78,860 83,675 93,217
  28,412 31,415 37,574     79,973 84,821 94,422
  29,615 32,675 38,940     81,085 85,965 95,626
  30,813 33,929 40,298     82,197 87,108 96,828
  32,007 35,177 41,647     83,308 88,250 98,028
  33,196 36,420 42,989     84,418 89,391 99,227
  34,382 37,658 44,324     85,527 90,531 100,425
  35,563 38,891 45,652     86,635 91,670 101,621
  36,741 40,119 46,973     87,743 92,808 102,816
  37,916 41,343 48,289     88,850 93,945 104,010
  39,087 42,564 49,599     89,956 95,081 105,202
  40,256 43,780 50,904     91,061 96,217 106,393
  41,422 44,993 52,203     92,166 97,351 107,582
  42,585 46,202 53,498     94,374 99,617 109,958
  43,745 47,408 54,789     95,476 100,749 111,144
  44,903 48,610 56,074     96,578 101,879 112,329
  46,059 49,810 57,356     107,565 113,145 124,116
  47,212 51,007 58,634     118,498 124,342 135,807
  48,363 52,201 59,907     129,385 135,480 147,414
  49,513 53,393 61,177     140,233 146,567 158,950
  50,660 54,582 62,444     151,045 157,610 170,423
  51,805 55,768 63,707     161,827 168,613 181,841
  52,949 56,953 64,967     172,581 179,581 193,207
  54,090 58,135 66,224     226,021 233,994 249,445
  55,230 59,314 67,477     279,050 287,882 304,939
  56,369 60,492 68,728     331,788 341,395 359,906
  57,505 61,668 69,976     384,306 394,626 414,474

(источник: Мартин Д. Психологические эксперименты.)

 

df р = 0,1 р = 0,05 р = 0,01   df р = 0,1 р = 0,05 р = 0,01
  6,314 12,706 63,657     1,683 2,02 2,701
  2,920 4,303 9,925     1,682 2,018 2,698
  2,353 3,182 5,841     1,682 2,017 2,695
  2,132 2,776 4,604     1,68 2,015 2,692
  2,015 2,571 4,032     1,679 2,014 2,69
  1,943 2,447 3,707     1,679 2,013 2,687
  1,895 2,365 3,499     1,678 2,012 2,685
  1,860 2,306 3,355     1,677 2,011 2,682
  1,833 2,262 3,250     1,677 2,01 2,68
  1,812 2,228 3,169     1,676 2,009 2,678
  1,796 2,201 3,106     1,675 2,008 2,676
  1,782 2,179 3,055     1,675 2,007 2,674
  1,771 2,160 3,012     1,674 2,006 2,672
  1,761 2,145 2,977     1,674 2,005 2,67
  1,753 2,131 2,947     1,673 2,004 2,668
  1,746 2,120 2,921     1,673 2,003 2,667
  1,740 2,110 2,898     1,672 2,002 2,665
  1,734 2,101 2,878     1,672 2,002 2,663
  1,729 2,093 2,861     1,671 2,001 2,662
  1,725 2,086 2,845     1,671 2,000 2,660
  1,721 2,080 2,831     1,67 2,000 2,659
  1,717 2,074 2,819     1,67 1,999 2,657
  1,714 2,069 2,807     1,669 1,998 2,656
  1,711 2,064 2,797     1,669 1,998 2,655
  1,708 2,060 2,787     1,669 1,997 2,654
  1,706 2,056 2,779     1,668 1,997 2,652
  1,703 2,052 2,771     1,668 1,996 2,651
  1,701 2,048 2,763     1,668 1,995 2,65
  1,699 2,045 2,756     1,667 1,995 2,649
  1,697 2,042 2,750     1,667 1,994 2,648
  1,696 2,04 2,744     1,667 1,994 2,647
  1,694 2,037 2,738     1,666 1,993 2,646
  1,692 2,035 2,733     1,666 1,993 2,645
  1,691 2,032 2,728     1,666 1,993 2,644
  1,69 2,03 2,724     1,665 1,992 2,643
  1,688 2,028 2,719     1,665 1,992 2,642
  1,687 2,026 2,715     1,665 1,991 2,64
  1,686 2,024 2,712     1,664 1,99 2,639
  1,685 2,023 2,708     1,664 1,99 2,639
  1,684 2,021 2,704   1,662 1,987 2,632

для проверки ненаправленных гипотез [3]

(источник: Наследов А.Д., Тарасов С.Г. Применение математических методов в психологии)

 

α = 0,05

n m
                               
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 

 

α = 0,01

n m
                               
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 

 

(источник: Мартин Д. Психологические эксперименты.)

Уровень значимости для одностороннего критерия
n 0,05 0,025 0,01 0,005 n 0,05 0,025 0,01 0,005
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
n 0,1 0,05 0,02 0,01 n 0,1 0,05 0,02 0,01
Уровень значимости для двустороннего критерия

 

(источник: Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии.)

Степень асимметричности р <0,05 р <0,01 р <0,001 Степень асимметричности р <0,05 р <0,01 р <0,001
  -1,64   -2,33   -3,09     1,64   2,33   3,09  
0,1   -1,62   -2,25   -2,95   0,1   1,67   2,4   3,23  
0,2   -1,59   -2,18   -2,81   0,2   1,7   2,47   3,38  
0,3   -1,56   -2,1   -2,67   0,3   1,73   2,54   3,52  
0,4   -1,52   -2,03   -2,53   0,4   1,75   2,62   3,67  
0,5   -1,49   -1,95   -2,4   0,5   1,77   2,69   3,81  
0,6   -1,46   -1,88   -2,27   0,6   1,8   2,76   3,96  
0,7   -1,42   -1,81   -2,14   0,7   1,82   2,83   4,1  
0,8   -1,39   -1,73   -2,02   0,8   1,84   2,89   4,24  
0,9   -1,35   -1,66   -1,9   0,9   1,86   2,96   4,39  
  -1,32   -1,59   -1,79     1,88   3,02   4,53  
1,1   -1,28   -1,52   -1,68   1,1   1,89   3,09   4,67  

 

(источник: Наследов А.Д., Тарасов С.Г. Применение математических методов в психологии)

Степени свободы для числителя dfмг (таблица для p £ 0,05)
                                     
  4,965 4,103 3,708 3,478 3,326 3,217 3,135 3,072 3,020 2,978 2,845 2,774 2,730 2,700 2,678 2,661 2,648 2,637
  4,844 3,982 3,587 3,357 3,204 3,095 3,012 2,948 2,896 2,854 2,719 2,646 2,601 2,570 2,548 2,531 2,517 2,507
  4,747 3,885 3,490 3,259 3,106 2,996 2,913 2,849 2,796 2,753 2,617 2,544 2,498 2,466 2,443 2,426 2,412 2,401
  4,667 3,806 3,411 3,179 3,025 2,915 2,832 2,767 2,714 2,671 2,533 2,459 2,412 2,380 2,357 2,339 2,325 2,314
  4,600 3,739 3,344 3,112 2,958 2,848 2,764 2,699 2,646 2,602 2,463 2,388 2,341 2,308 2,284 2,266 2,252 2,241
  4,543 3,682 3,287 3,056 2,901 2,790 2,707 2,641 2,588 2,544 2,403 2,328 2,280 2,247 2,223 2,204 2,190 2,178
  4,494 3,634 3,239 3,007 2,852 2,741 2,657 2,591 2,538 2,494 2,352 2,276 2,227 2,194 2,169 2,151 2,136 2,124
  4,451 3,592 3,197 2,965 2,810 2,699 2,614 2,548 2,494 2,450 2,308 2,230 2,181 2,148 2,123 2,104 2,089 2,077
  4,414 3,552 3,160 2,928 2,773 2,661 2,577 2,510 2,456 2,412 2,269 2,191 2,141 2,107 2,082 2,063 2,048 2,035
  4,381 3,522 3,127 2,895 2,740 2,628 2,544 2,477 2,423 2,378 2,234 2,155 2,106 2,071 2,046 2,026 2,011 1,999
  4,351 3,493 3,098 2,866 2,711 2,599 2,514 2,447 2,393 2,348 2,203 2,124 2,074 2,039 2,013 1,994 1,978 1,966
  4,325 3,467 3,072 2,840 2,685 2,573 2,488 2,420 2,366 2,321 2,176 2,096 2,045 2,010 1,984 1,965 1,949 1,936
  4,301 3,443 3,049 2,81



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.