Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Теория потребительского выбора

Тема 1. Введение в микроэкономику.

Рис. 9.16. Регулируемая естественная монополия

Однако при такой цене у ряда производителей производство мо­жет оказаться убыточным. Поскольку у разных производителей раз­личны издержки, то и цены тоже были бы разными.

В этих условиях потребитель беззащитен перед шантажом производителя, который может завышать цену под самыми различными (реальными или на­думанными) предлогами до уровня Рс. Поскольку государство стре­мится умерить "аппетит" естественных монополий, оно устанавлива­ет равную для всех цену на уровне средних издержек (Ра).

Хотя такая цена ведет к сокращению объема предоставляе­мых благ в сравнении с оптимальным случаем (Qa< Qb), потребите­ли получают все же больше в сравнении со случаем нерегулируе­мой естественной монополии (Qa > Qc).

Цену, устанавливаемую на уровне средних издержек, называют "ценой, обеспечивающей справедливую прибыль". За соблюдением "справедливости" следят в США многочисленные федеральные регулирующие комиссии (по тор­говле между штатами, по управлению энергетикой, по связи и др.). Их деятельность давно служит излюбленным объектом критики для представителей классического либерализма.

Организация комиссий, направленных против монополий, таит в себе элементы монополиз­ма. Ответственными работниками этих комиссий становятся пред­ставители компаний-монополистов, которые, конечно, стремятся кон­тролировать самих себя на самых выгодных условиях.

Часто круп­ные фирмы выступают инициаторами внедрения государственного регулирования в ранее конкурентные отрасли, обеспечивая себе тем самым надежную защиту от конкурентов и потребителей. Подобное "регулирование" саркастически называют "легальным картелем", который защищен государственной властью.

Политика дерегулиро­вания 70—90-х гг. в ряде случаев привела к разрушению таких "ле­гальных картелей" и снижению потребительских цен.

 

Вопросы:

1.1. Основные экономические понятия. Экономические модели.

1.2. Выбор и ограничения в экономике.

1.3. Проблема координации экономической деятельности в различных экономических системах. Модель кругооборота.

 

1.1. Микроэкономика является одной из двух составных частей современной экономической теории. Исторические корни микроэкономики уходят в труды экономистов классической (Ф.Кенэ, А.Смит, Д.Рикардо, Ж.-Б. Сэй, Дж. Милль) и неоклассической (Г.Госсен, К.Менгер, А.Маршалл, Л.Вальрас, В.Парето) школ. Предметом ее исследования являются поведение экономических субъектов и механизм согласования их хозяйственных целей.

Микроэкономика имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, поведение экономических субъектов микроэкономика трактует как равнодействующую поступков отдельных экономических единиц – атомов экономической деятельности (принцип экономического атомизма). Во-вторых, принципиальной чертой микроанализа является предположение рациональности действий экономических субъектов (принцип экономического рационализма). В-третьих, важной чертой микроанализа является принцип предельного подхода (маржинализм). В этом случае рационально действующий субъект сопоставляет не только общий уровень выгоды и затрат от экономической операции, но и дополнительную (предельную) выгоду и дополнительные (предельные затраты), связанные с данным действием. В-четвертых, важной чертой микроанализа является равновесный подход к исследованию динамичных экономических явлений и процессов.

Все рассмотренные выше особенности микроэкономики проявляются в ходе экономического моделирования. Экономическая модель – это упрощенное представление об экономической действительности. При проверке ее соответствия реальности важно, чтобы не нашедшие отражения в модели характеристики экономической действительности не изменялись. Это условие выражается при помощи допущения «при прочих равных условиях», по-латыни ceteris paribus.

1.2. Под экономическими потребностями обычно понимается либо недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом; либо – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах, другие – в ограниченных. Последние называются экономическими благами.

Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (продукты, напитки и т.п.). Среди благ выделяются взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта, сферы досуга и т.д. Примерами комплементарных товаров являются автомобиль и бензин, принтер и бумага, дискета и компьютер.

Экономические ресурсы (или факторы производства) – это элементы, используемые для производства экономических благ. К важнейшим из них в современном обществе относятся земля, труд, капитал, предпринимательская способность и информация.

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

Для решения основных экономических проблем – что, как и для кого производить – используется модель кривой производственных возможностей (см. рис 1.1). Эта модель дает представление о четырех взаимосвязанных понятиях: ограниченности (редкости) ресурсов, эффективности экономики, экономическом выборе и альтернативных затратах. Эффективной считается такая комбинация ресурсов, при которой невозможно увеличить производство одного товара без сокращения производства другого. Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара, т.е. «цена выбора» получила название альтернативных издержек.

1.3. Проблема координации экономической деятельности в рыночных условиях анализируется с помощью модели кругооборота и модели спроса и предложения.

Модель спроса и предложения дает объяснение взаимодействия предпринимательского сектора и сектора домашних хозяйств. Когда оба сектора взаимодействуют по поводу купли-продажи на товарном рынке, модель определяет цену и количество продаваемых товаров. Когда они взаимодействуют по поводу купли-продажи на рынке ресурсов, она определяет цену и количество ресурсов.

Модель кругооборота разделяет экономику на два сектора: домашние хозяйства и фирмы. Домашние хозяйства используют доходы, которые они получают от продажи своих ресурсов – труда, капитала и земли, для покупки товаров и услуг от фирм. Фирмы используют деньги, которые они получают от продажи товаров и услуг, для покупки ресурсов у домашних хозяйств.

Роль государства в современном мире весьма многообразна, так как оно влияет как на агентов рыночной экономики, так и на рынки продуктов и факторов производства. Домашние хозяйства и фирмы платят в пользу государства налоги, получая от него, в свою очередь, трансфертные платежи и субсидии. Кроме этого, правительство осуществляет на всех рынках крупные закупки как потребительского, так и производственного характера.

Модель экономического кругооборота имеет важное значение не только для понимания механизма функционирования рыночной экономики, но и для исследования специфики функционирования различных экономических систем.

 

 

 

Вопросы:

2.1 Понятие общей и предельной полезности блага.

Функция полезности.

2.2 Кривая безразличия. Бюджетное ограничение. Оптимум потребителя.

2.3 Эффект дохода и эффект замещения.

2.4 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг.

 

2.1. Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности – TU. Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность - MU – каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда предельная полезность становится равной нулю. Это означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.

Согласно теории, развиваемой сторонниками австрийской школы (К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер), цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью. Принцип убывающей полезности впервые был обоснован немецким экономистом и математиком Г.Госсеном (1854 г.) Первый закон Госсена гласит: при последовательном потреблении единиц блага их полезность падает. В работах австрийских экономистов, которые независимо от Госсена пришли к аналогичному выводу, этот закон получил название закона убывающей предельной полезности. Функция полезности показывает убывание предельной полезности блага с ростом его количества:

MU=,

где MU – предельная полезность, равная частной производной общей полезности данного блага.

Критики теории полезности сформулировали еще в XVIII в. парадокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех, должны была обладать максимальной полезностью, а алмазы – минимальной. Соответственно цены на воду должны быть максимальны, а на алмазы – минимальны, тогда как на практике – наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в начале XX в. в разграничении общей и предельной полезности. Очевидно, что величина запасов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае количество велико, а цена низка; во втором – наоборот: количество мало, цена высока.

Это означает, что общая полезность воды большая, а предельная – маленькая; у алмазов – наоборот, общая полезность мала, а предельная – велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмаза не опровергает функцию полезности.

Функция полезности лежит в основе потребительского выбора. Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

· ограниченность дохода потребителя;

· возвышение потребностей (потребитель стремится иметь большее количество любых благ);

· транзитивность (постоянство и определенная согласованность вкусов потребителя);

· субституция;

· убывающая предельная полезность.

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, евро и т.д.) затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. В этом заключается смысл второго закона Госсена:

= = = ¼= =l,

где l – предельная полезность денег.

Таким образом, в равновесии предельная полезность денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:

MUi = Pil.

Это означает, что предельная полезность блага равняется предельным затратам потребителя. Таким образом, разумный потребительский выбор не только предполагает сопоставление дополнительных выгод (МВ) и дополнительных затрат (МС), но и равенство между ними: МВ=МС.

2.2. Наибольший вклад в разработку ординалистской (порядковой) полезности внесли Ф.Эджуорт, В.Парето, Е.Слуцкий, Р.Аллен и Дж.Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя. Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения рассмотрим лишь два блага.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия.

Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия.

Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Предельная норма замещения (MRS) – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу:

MRSxy = ,

или для непрерывного случая

MRSxy = - ,

где MRSxy – предельная норма замещения y на x.

Тангенс угла наклона кривой безразличия в любой точке является отрицательной величиной, так как сокращению одного блага соответствует увеличение другого. Предельная норма замещения является положительной величиной, так как равна абсолютному значению угла наклона.

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение или линия цен, прямая расходов. Уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = PxX + PyY

или в более привычном виде:

Y = - X,

где I – доход потребителя;

Px – цена блага X;

Py – цена блага Y;

X и Y – соответственно купленные количества

благ;

– угловой коэффициент расходов, который

измеряет наклон этой прямой к оси абсцисс.

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя. В этой точке наклоны кривой безразличия и бюджетной линии совпадают. Поэтому в точке оптимума выполняется равенство:

= MRSxy

Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной прямой вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная прямая сдвигается влево вниз.

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3,¼, Вn. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями К1, К2, К3, ¼, Кn показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода. Эта кривая, названная Дж.Хиксом “доход-потребление”, получила название кривой уровня жизни.

Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель (1821-1896). Прежде всего происходит насыщение продовольственными товарами, затем – промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее – высококачественными товарами и услугами. Отмечена любопытная закономерность: даже после перехода к потреблению высококачественных товаров и услуг происходит новый рост спроса на промышленные товары стандартного качества, которые используются потребителем для повседневных нужд.

Рассматривая кривую “доход-потребление”, мы исходили из постоянства цен благ. Изменялся только доход. Теперь предположим в качестве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену одного из благ. Кривая “цена-потребление” соединяет ряд равновесных точек, образующихся при постепенном повороте бюджетной прямой, при изменении цены одного товара и неизменном доходе.

2.3. Воздействие цены на спрос (эффект цены) можно разделить на два компонента – эффект дохода и эффект субституции. Падение цены товара, во-первых, делает потребителя богаче, увеличивает его реальный доход, т.е. результаты снижения цены равнозначны росту дохода; во-вторых, снижение цены приводит к изменению относительных цен, поэтому независимо от изменения реального дохода возникает тенденция к замещению всех других товаров тем товаром, цена которого снизилась.

Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.

Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.

В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров. Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя скромное место, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цен). Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя (как это было в Ирландии середины XIX в. с картофелем), то в случае снижения цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения. Общий результат выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены (табл. 1.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Антимонопольное законодательство и регулирование | Эффект снижения цены
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.