Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Административно-правовые режимы

Вопрос 2. Общая характеристика межотраслевого государственного управления

Вопрос 1. Межотраслевое государственное управление: понятие, субъекты и объекты

 

Межотраслевое управление во многом обусловлено существованием ведомственной разобщенности и необходимостью ее преодоления. Особенностью управления на уровне нескольких отраслей на современном этапе является его координационно-контрольное содержание, по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов управления.

Это предопределено тем, что управление осуществляется органами исполнительной власти, наделенными полномочиями надведомственного характера по отношению к объектам управления. В качестве общего объекта межведомственного управления в административно-правовой литературе предлагается рассматривать предприятия, организации и иные объекты управления, которые организационно не подчинены субъектам межотраслевого управления, что является определяющим признаком для них.

Межотраслевое управление в широком смысле представляет собой составную часть госуправления в целом, т.е. управленческую деятельность всех органов управления, состоящую в реализации возложенных на них функций и полномочий межотраслевого значения. В узком смысле является разновидностью гос управления, имеющей уникальное организационно-правовое обеспечение, которое объединяет систему органов, их компетенцию, структуру методы и формы, которые, в конечном счете, образуют организационно-правовой механизм межотраслевого управления.

Субъектами межотраслевого управления являются исполнительные органы государственной власти, обеспечивающие решение межведомственных проблем в пределах своих полномочий. Ведущую роль играют органы общей компетенции, в частности Президент РФ, Правительство РФ при которых создаются совещательные, координационные органы, их отдельные решения обязательны для федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, к субъектам межотраслевого управления (специальным органам) относятся Федеральная служба госстатистики, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба. При федеральных органах исполнительной власти не редко создаются межотраслевые комиссии, например, по контролю за эффективностью управления государственным имуществом. Целями ее создания являлось в 2000г. ускорения реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, посредством обеспечения эффективного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, к ведению которых относятся федеральные государственные унитарные предприятия и учреждения, расположенные на территории субъекта Российской Федерации. Перечисленные субъекты могут иметь и имели различную отраслевую принадлежность.

По мнению Алехина межотраслевое управление в большей степени становится условным и его понимание сводится к трем взаимообусловленным аспектам: 1. это аналог межведомственного управления, состоящего в осуществлении специальных функций. Субъекты не имеют отраслевой принадлежности и осуществляют функции касающиеся деятельности многих органов управления, учреждений, предприятий и т.д.; 2. как аналог межведомственного управления, содержанием которого является реализация отраслевых, специальных функций; 3. как управление комплексами, например, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим: функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов.

 

Межотраслевое госуправление в зависимости от области (их основных видов) опосредуемых отношений включает: управление в области статистики, управление в области таможенного дела, управление в сфере антимонопольной деятельности и защиты конкуренции, управление в области тарифов, управление в области экономического развития.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах а также функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности. Она находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Росстат свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

К его основным полномочиям относятся:

представление официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;

разработка и утверждение методологии для проведения статистических наблюдений;

утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета;

осуществляет подготовку, методологическое обеспечение, проведение федеральных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, в целях формирования официальной статистической информации;

разрабатывает и ведет в установленном порядке общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации в установленной сфере деятельности;

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Его деятельностью руководит Правительство Российской Федерации.

осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату;

обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (за исключением кредитной организации) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции;

перечень документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган хозяйствующими субъектами, имеющими намерение достигнуть соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с антимонопольным законодательством;

правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган;

осуществляет контроль:

за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа);

за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях;

за действиями субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности) в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности);

за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением.

принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: методические указания (методики):

по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования;

по расчету стоимости отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии от объемов их планового почасового производства (потребления) с использованием повышающих (понижающих) коэффициентов;

по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа;

по вопросам государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки;

по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств;

по определению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства;

по расчету тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

 

устанавливает (утверждает, регистрирует):

цены (тарифы) на услуги коммерческого оператора оптового рынка электрической энергии и мощности;

предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, за исключением электрической энергии, поставляемой по нерегулируемым ценам (тарифам);

тарифы на транспортировку газа по трубопроводам;

тарифы, сборы и плату, связанные с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере железнодорожных перевозок (за исключением транзита);

тарифы (цены) на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 14. Межотраслевое государственное управление | Тема 16. Правовое положение полиции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.