Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и методы исследования антикризисного управления (АУ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Сущность понятия «антикризисное управление», его содержание и место в системе социально-экономических категорий. 3

2. Предмет и методы исследования антикризисного управления (АУ). 4

3. Цели и задачи антикризисного управления. 5

4. Кризис предприятия. Экономическая формула кризиса. 6

5. Значение менеджера и его ключевая функция в антикризисном управлении 10

6. Управление персоналом в условиях кризиса. 11

7. Признак и порядок установления банкротства предприятия. 17

8. Роль и деятельность арбитражного суда. 18

9. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур. 19

10. Ликвидация обанкротившихся предприятий. 24

11. Реорганизация и ликвидация кооператива. 26

12 Методика прогнозирования возможного банкротства предприятия. 29

13. Анализ причин банкротства российских предприятий. Основные причины возникновения банкротства. 30

14. Особые причины неплатежеспособности предприятий.. 31

15. Методы прогнозирования банкротства в зарубежной и отечественной практике. Проблема предсказания банкротства. 36

16. Корректировка методик предсказания банкротства с учетом специфики отраслей 44

17. Основные виды реорганизации фирмы в экономике. 46

18. Правовое регулирование и нормы законодательства РФ при реорганизации фирмы 49

19. Понятие экономической безопасности и подходы к её обеспечению. 60

20. Экономическая безопасность предприятия как успешная составляющая современного бизнеса. 63

21. Понятие и анализ техногенных угроз и тенденции их появления. 67

22. Теротехнологический подход к обеспечению техногенной безопасности технологического комплекса. 69

23. Разработка эффективной системы диагностирования. 71

24. Деятельность менеджера в антикризисном управлении.. 73

25. Стимулирование труда работников в условиях кризиса как ключевая функция менеджера. 74

26. Факторы, определяющие эффективность работы менеджера в антикризисном управлении.. 75

27. Участие менеджера в процессах изменений деятельности предприятия во время кризиса. 77

28. Действия менеджеров на каждом этапе прохождения кризиса. 81

29. Реализация программы преобразований.. 84

30. Контроль эффективности программы преобразований.. 86

31. Методология анализа антикризисного менеджера. Специфика деятельности АКУ (антикризисного управленца). 87

32. Специфика анализа труда антикризисного управляющего.. 89

33. Фотография труда АКУ с целью её последующей оценки.. 89


1. Сущность понятия «антикризисное управление», его содержание и место в системе социально-экономических категорий.

Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато. В литературе не фиксируются признаки отличия антикризисного и обычного управления.

Внимание, как правило, акцентируют не на "лечении" кризиса, а на мерах по его недопущению и механизме банкротства. Поскольку на достижение этой цели направлена вся управленческая теория и практика, особое содержание антикризисного управления не понятно. Создается впечатление, что единственным обоснованием существования термина являются правительственные постановления, создавшие институт антикризисных управляющих: антикризисное управление - это то, чем занимаются антикризисные управляющие.

Однако, анализируя опыт реорганизации предприятий, почерпнутый в ходе консультационной деятельности, можно прийти к выводу, что антикризисное управление может и должно обрести свою "нишу" в управленческой теории и практике. Необходимо лишь корректно определить его отличие от управления в обычном режиме. Путь к этому, лежит через уточнение понятия "кризис предприятия". Кризисное состояние отдельных предприятий в условиях рынка естественно: не все оказываются способными выдержать конкуренцию.

В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых.

ВРоссии около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами. К сожалению, среди них много крупных.Основная причина рыночной несостоятельности - грубейшие просчеты руководителей, низкий уровень менеджмента, отсутствие опыта работы в условиях рынка, а также стремление многих из них обогатить себя, свою семью, приближенных за счет трудовых коллективов.Проводимые сегодня процедуры банкротства многих предприятий, в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», призвана привести к появлению на них новых собственников, новых менеджеров, способных эффективно функционировать на рынке, соблюдая действующее законодательство.Новым управляющим нужно в полной мере осознать, что «делают деньги» не они, а их труженики, трудовой коллектив и, создавая для последних трудности, они режут курицу, «несущую золотые яйца».Однако многие трудности России связаны с тем, что у нас имеется огромный дефицит менеджеров.Сегодня в стране не хватает около 5 млн. менеджеров, а качество подготовки к рыночной деятельности большинства имеющихся оставляет желать много лучшего. В России менеджеров – всего полпроцента занятых (для сравнения: в США – около 16 процентов). Попытка подготовки готовит управленческие кадры за рубежом или на основе западных программ успехов не принесли: в России нет развитой рыночной инфраструктуры, иные традиции хозяйствования, свой менталитет, наследие коммунистического прошлого, совсем другие ориентиры бизнеса.Общеизвестна триада, определяющая ныне успех в бизнесе «Люди - продукт-прибыль». Стабильность бизнеса, прочность позиции фирмы на рынке, ее финансов обеспечивают, прежде всего, люди.Однако самое главное-голова, менеджер. В каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств и достоинств менеджера, являющегося мотором рыночной экономики. Сегодня опыт убеждает, что очень важно не попасть в «черные дыры» экономики, т.е. предприятия, которые поглощая в изобилии ресурсы, просто не в состоянии произвести конкурентоспособную продукцию, поскольку большинство из них оснащены техникой вчерашнего дня, не выдерживают конкуренции с потоком высокотехнологичных товар.

Антикризисное управление определяется западноевропейскими экономистами, как деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание. Данная деятельность характеризуется повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления угрожающей существованию предприятия ситуации.

Наряду с целеполаганием, понятие антикризисного менеджмента включает в себя и временные характеристики. Во-первых, это определение содержит все задачи по разработке и проведению мероприятий, которые ведут к ослаблению, преодолению и т.д. кризисного процесса, что характеризует антикризисный менеджмент в узком смысле, и во-вторых, к этому необходимо добавить еще профилактику и терапию кризиса, и это будет понятием антикризисного менеджмента в широком смысле. Подобное определение обусловливает задачи руководства и характеризует действия в рамках острого кризиса как реактивный антикризисный менеджмент и задачи профилактики кризисов как превентивный (предупреждающий) антикризисный менеджмент или антиципативный (опережающий) антикризисный менеджмент[1].

Антикризисное управление фирмой начинается с момента выбора ее миссии, т. е. с ответа на вопрос: «Что делать?» На всех последующих этапах развития фирмы внимание ее руководства должно быть сосредоточено на своевременном «улавливании» сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения фирмы, ее конкурентного статуса. Для этого необходимо построить систему, позволяющую сочетать количественный и качественный анализ сигналов об угрозе приближения кризисного состояния, т. е. существенного снижения конкурентного статуса фирмы[2].

В процессе анализа необходимо определить каналы связей, возникающие между агентами внешней и внутренней среды, с одной стороны, факторами состояния фирмы и моментом наступления кризисного состояния (несостоятельности, банкротства) фирмы, - с другой[3]. Именно по этим каналам поступают сигналы о неблагополучных тенденциях, возникающих во внешней и внутренней средах фирмы. Эти сигналы - вначале слабые - по мере накопления информации постепенно усиливаются, позволяя руководству фирмы заблаговременно принимать меры по предотвращению кризисных состояний.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Цели и задачи антикризисного управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.