КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1 (лекция 1). Предмет социологии потребления. Различия экономического и социологического подходов к изучению потребления
Мая (1 пара) - русский марксизм – «легальный» марксизм, (-) Плеханов, (Элина Файзуллина) Ленин, (Анжелика Сапожникова) Бухарин (Диана Абзалова) Сталин. (Элина Шафикова)
10. 18 мая (2 пары) – Булгаков - (Байков Данил) Бердяев (Булацев Игорь (-)) Франк (Иванова Анна) Струве (- - - -) Ильин (Сапожникова Анжелика) Флоренский (Илья Артюков) (Абзалова Диана, Шафикова Элина, Матвеев Андрей, Вяткин Андрей, Асмандияров Артур, Мирхайдаров Артур)
11. 21 мая - Сборник «Вехи» Гершензон - Струве – (Илья Артюков) Бердяев - Франк - Булгаков - (Данил Байков (-)) Изгоев – (Абзалова Диана) Кистяковский - (нет – Шафиковой Элины, Матвеева Андрея)
12. 25 мая (2 пары) – евразийцы Трубецкой – (Матвеев Андрей) Савицкий – (Данил Байков) Алексеев – (Аня Иванова) Карсавин Сувчинский Вернадский Левое евразийство
12. 5 июня (1 пара) – тест Предмет курса. Понятие потребления. Потребительское поведение как деятельность. Характеристики процесса потребления. Подходы к изучению потребления и различие моделей поведения потребителя в экономике и социологии. Существует множество определений понятия «потребление». В.В. Радаев предлагает следующее: потребление – это использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага. «Потребление» обладает следующими характеристиками: · потребление – это мотивированная деятельность, направленная на удовлетворение «потребности» или «желания»; · у процесса потребления есть объект (вещь или услуга, т.е. то, что именно потребляется), обладающий определенным набором свойств (овеществление); · у потребления есть также субъект, т.е. тот, кто именно потребляет (это может быть человек или группа людей), также со своими характеристиками; · кроме того, и сам процесс имеет некоторые характеристики – как, каким образом на основе каких механизмов сначала происходит выбор, а затем собственно потребление (использование субъектом потребления его объекта). Изучением «потребления» занимается множество наук, в том числе и социология. Потребление является социальным действием так как: · объект потребления является результатом труда самого человека или других людей и, следовательно, отражает их отношения · субъект потребления – человек – вынужден вступать в отношения с другими людьми для того, чтобы иметь возможность что-то потребить. Чаще всего при изучении потребления анализируют субъект потребления (кто потребляет), что потребляется и каковы его свойства, в каких количествах потребляется благо и каким образом и т.д. Однако у каждой науки свой подход к анализу, изучению потребления. На вопрос «почему потребительский выбор различается?» экономисты ответят, что потребление – это достижение определенной цели при ограниченных ресурсах, у индивидов различаются и цели (вкусы), и ресурсы (ограничения), а социологи - вкусы формируются как результат группового взаимодействия; в число ограничений входят социальные нормы; потребление выступает как особый язык (система знаков). Отличается также подход к модели человека, а также вопросы, на которые пытается ответить наука или понятия, которые она использует. Между экономистами и социологами разница будет заключаться в следующем: экономисты будут оперировать понятиями «рынок», «предпочтение», «цена», «ресурс», «ставка процента», а социологи – «мотив», «норма», «социальный статус», «санкция», «роль» и т.д. В рамках экономического подхода могут исследоваться, например, такие вопросы: - на микроуровне: какой из двух наборов товаров выберет человек при данных вкусах, доходе, ценах? - на макроуровне: как изменится объем потребления населения при росте банковской ставки процента? А в рамках социологического: - на уровне социальных групп: как влияет на потребление человека его социальный статус? - на уровне общества в целом: что такое «общество массового потребления»? Уже в рассмотренных выше примерах видно, что может быть несколько принципов классификации процесса потребления. 1. По протяженности процесса во времени различают: · одномоментное; · растянутое во времени потребления. 2. По числу пользователей потребление может быть: · индивидуальным; · групповым, поскольку есть блага, потребляемые коллективно – например, такие, как театр, автобус, образование. Но смотреть спектакль или ехать в автобусе может и один человек, в то время как ряд благ немыслим, если ими не пользуются все люди - например, организация дорожного движения, принятие законов, охрана границ государства. 3. По стоимости потребляемого блага выделяют: · платные блага, то есть потребление товаров (вещей и услуг, приобретенных за деньги), · бесплатные блага, то есть потребление не купленных товаров и услуг, а тех благ, которые или произведены самими людьми (например, выращенных на собственном огороде овощей), или предоставляются им бесплатно (например, образование или медицинские услуги, хотя фактически они оплачиваются средствами бюджета, а значит, налогов самих потребителей), или общедоступны (например, воздух, лес, река). Абсолютно бесплатных и общедоступных благ очень мало, как правило, это такие природные ресурсы, как воздух, солнечный свет и т.д. 4. По субъекту потребления можно выделить: · личное потребление (индивидов, домохозяйств); · производственное потребление (предприятий, организаций). Конечно, на предприятиях тоже работают люди, но использование, например, металла, для производства труб не удовлетворяет никаких личных потребностей работников.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |