Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1 (лекция 1). Предмет социологии потребления. Различия экономического и социологического подходов к изучению потребления

Мая (1 пара)

- русский марксизм –

«легальный» марксизм, (-)

Плеханов, (Элина Файзуллина)

Ленин, (Анжелика Сапожникова)

Бухарин (Диана Абзалова)

Сталин. (Элина Шафикова)

 

 

10. 18 мая (2 пары) –

Булгаков - (Байков Данил)

Бердяев (Булацев Игорь (-))

Франк (Иванова Анна)

Струве (- - - -)

Ильин (Сапожникова Анжелика)

Флоренский (Илья Артюков)

(Абзалова Диана, Шафикова Элина, Матвеев Андрей, Вяткин Андрей, Асмандияров Артур, Мирхайдаров Артур)

 

11. 21 мая - Сборник «Вехи»

Гершензон -

Струве – (Илья Артюков)

Бердяев -

Франк -

Булгаков - (Данил Байков (-))

Изгоев – (Абзалова Диана)

Кистяковский -

(нет – Шафиковой Элины, Матвеева Андрея)

 

12. 25 мая (2 пары) – евразийцы

Трубецкой – (Матвеев Андрей)

Савицкий – (Данил Байков)

Алексеев – (Аня Иванова)

Карсавин

Сувчинский

Вернадский

Левое евразийство

 

12. 5 июня (1 пара) – тест

Предмет курса. Понятие потребления. Потребительское поведение как деятельность. Характеристики процесса потребления. Подходы к изучению потребления и различие моделей поведения потребителя в экономике и социологии.

Существует множество определений понятия «потребление». В.В. Радаев предлагает следующее: потреблениеэто использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага.

«Потребление» обладает следующими характеристиками:

· потребление – это мотивированная деятельность, направленная на удовлетворение «потребности» или «желания»;

· у процесса потребления есть объект (вещь или услуга, т.е. то, что именно потребляется), обладающий определенным набором свойств (овеществление);

· у потребления есть также субъект, т.е. тот, кто именно потребляет (это может быть человек или группа людей), также со своими характеристиками;

· кроме того, и сам процесс имеет некоторые характеристики – как, каким образом на основе каких механизмов сначала происходит выбор, а затем собственно потребление (использование субъектом потребления его объекта).

Изучением «потребления» занимается множество наук, в том числе и социология.

Потребление является социальным действием так как:

· объект потребления является результатом труда самого человека или других людей и, следовательно, отражает их отношения

· субъект потребления – человек – вынужден вступать в отношения с другими людьми для того, чтобы иметь возможность что-то потребить.

Чаще всего при изучении потребления анализируют субъект потребления (кто потребляет), что потребляется и каковы его свойства, в каких количествах потребляется благо и каким образом и т.д.

Однако у каждой науки свой подход к анализу, изучению потребления. На вопрос «почему потребительский выбор различается?» экономисты ответят, что потребление – это достижение определенной цели при ограниченных ресурсах, у индивидов различаются и цели (вкусы), и ресурсы (ограничения), а социологи - вкусы формируются как результат группового взаимодействия; в число ограничений входят социальные нормы; потребление выступает как особый язык (система знаков). Отличается также подход к модели человека, а также вопросы, на которые пытается ответить наука или понятия, которые она использует. Между экономистами и социологами разница будет заключаться в следующем: экономисты будут оперировать понятиями «рынок», «предпочтение», «цена», «ресурс», «ставка процента», а социологи – «мотив», «норма», «социальный статус», «санкция», «роль» и т.д.

В рамках экономического подхода могут исследоваться, например, такие вопросы:

- на микроуровне: какой из двух наборов товаров выберет человек при данных вкусах, доходе, ценах?

- на макроуровне: как изменится объем потребления населения при росте банковской ставки процента?

А в рамках социологического:

- на уровне социальных групп: как влияет на потребление человека его социальный статус?

- на уровне общества в целом: что такое «общество массового потребления»?

Уже в рассмотренных выше примерах видно, что может быть несколько принципов классификации процесса потребления.

1. По протяженности процесса во времени различают:

· одномоментное;

· растянутое во времени потребления.

2. По числу пользователей потребление может быть:

· индивидуальным;

· групповым, поскольку есть блага, потребляемые коллективно – например, такие, как театр, автобус, образование. Но смотреть спектакль или ехать в автобусе может и один человек, в то время как ряд благ немыслим, если ими не пользуются все люди - например, организация дорожного движения, принятие законов, охрана границ государства.

3. По стоимости потребляемого блага выделяют:

· платные блага, то есть потребление товаров (вещей и услуг, приобретенных за деньги),

· бесплатные блага, то есть потребление не купленных товаров и услуг, а тех благ, которые или произведены самими людьми (например, выращенных на собственном огороде овощей), или предоставляются им бесплатно (например, образование или медицинские услуги, хотя фактически они оплачиваются средствами бюджета, а значит, налогов самих потребителей), или общедоступны (например, воздух, лес, река). Абсолютно бесплатных и общедоступных благ очень мало, как правило, это такие природные ресурсы, как воздух, солнечный свет и т.д.

4. По субъекту потребления можно выделить:

· личное потребление (индивидов, домохозяйств);

· производственное потребление (предприятий, организаций). Конечно, на предприятиях тоже работают люди, но использование, например, металла, для производства труб не удовлетворяет никаких личных потребностей работников.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Апреля (2 пары) | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.