Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами

Российская Федерация может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектам РФ.

Недра

Классификация земли

Средние специальные и профессиональные учебные заведения, имеющие общереспубликанское значение, базы комплектации, холодильные установки, элеваторное хозяйство, оптово-складские помещения и предприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций также включены в перечень таких объектов.

Виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесные фонды, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вторую группу объектов государственной собственности (Перечень 2 ) составляют предприятия, относящиеся к федеральной собственности, отдельные объекты из которых могут передаваться в государственную собственность национально и административно-территориальных образований и административное управление которыми до момента их приватизации осуществляет Правительство РФ.

К ним относятся: предприятия всех отраслей народного хозяйства, занимающие доминирующее положение на российском или местных рынках товаров, работ и услуг; крупнейшие предприятия со среднегодовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 200 млн. руб. или численностью занятых более 10 тыс. человек; предприятия атомного и энергетического машиностроения, рыбопромысловой промышленности, зверосовхозы.

В составе таких объектов входят не включаемые в имущество предприятий государственные санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении центральных органов государственного управления Российской Федерации, объекты гостиничного хозяйства, учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, научно-производственные объединения.

Сюда же относятся предприятия: автомобильного транспорта, строительства и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений, телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия и издательства, информационные и телеграфные агентства Министерства печати и массовой информации России, общереспубликанские предприятия строительства, производство строительных материалов и конструкций.

В соответствии с п. 3 этого постановления, объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3, передаются в собственность субъектов федерации.

Особое значение имеет тот факт, что до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Таким образом, было законодательно установлено, что до момента определения и соответствующего оформления прав собственности она является федеральной.

Действие постановления не распространяется на землю, ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир (п. 1), а также на объекты интеллектуальной собственности и объекты, ранее созданные и содержавшиеся за счет средств государственного бюджета СССР и находящиеся за пределами территории России, правовой режим которых определяется другими законодательными актами РФ и международными соглашениями.

В частности, в России действуют такие федеральные акты: Земельный и Водный кодексы, Основы лесного законодательства РФ, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах". Однако названные законы не всегда обеспечивают детальное размежевание полномочий в области использования природных ресурсов между Федерацией и ее субъектами.

Некоторые субъекты федерации, не дожидаясь такого разграничения, начали принимать свои законы и другие нормативные акты по упомянутым сферам, в том числе и противоречащие федеральным законам. Практика разграничения компетенции в настоящее время идет по пути заключения договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. В настоящее время такие договоры заключены с республиками Башкортостан, Татарстан, Краснодарским краем и рядом других регионов России.

Порядок, заложенный Постановлением, не распространяется на объекты:

- ранее переданные в собственность нынешних субъектов федерации, в порядке, установленном Законом РФ "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям";

- на объекты, ранее находившиеся в негосударственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц;

- на собственность иностранных государств и международных организаций.

Для передачи имущества в собственность субъектов федерации соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни находящихся на их территории объектов, куда включаются объекты, не отнесенные к федеральной и муниципальной собственности.

По объектам, отнесенным к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов федерации, представляются для регистрации отдельные перечни, согласованные с теми органами государственного управления, в ведении которых находятся такие объекты.

В соответствии с Положением, указанные перечни подлежали утверждению соответствующим Советом республики в составе РФ субъекта. В настоящее время такие перечни утверждаются главами администраций субъектов федерации.

Утвержденные перечни направляются на регистрацию в Госкомимущество, который проверяет перечни и содержащиеся в них данные на соответствие указанным выше документам.

Порядок оформления прав собственности имеет важные особенности. Так, в соответствии с п. 10 Положения в случае, если в установленные законодательством сроки (три месяца) не было принято решение правительства по объектам, передаваемым в государственную собственность субъекта федерации, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов.

Право и обязанность ведения реестра принадлежит: Госкомимуществу России - по объектам федеральной собственности; комитетам по управлению имуществом субъектов федерации - по объектам, переданным в государственную собственность.

По функциональному назначению земли делятся на:

· земли сельскохозяйственного назначения;

· земли населённых пунктов (городов и других поселений);

· земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

· земли особо охраняемых территорий (природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения);

· земли лесного фонда;

· земли водного фонда;

· земли запаса.

Отнесение земель к той или иной категории, перевод из одной категории в другую производятся органами исполнительной власти в соответствии с правовыми актами субъектов федерации.

По уровню хозяйственной освоенности земли подразделяются на:

· земельный участок незастроенный, предназначенный под строительство;

· земельный участок плюс объект незавершенного строительства;

· застроенный земельный участок (плюс здание, сооружение);

· земельный участок, занятый парком, лесом;

· земельный участок, занятый ветхой застройкой, подлежащей сносу;

· земельные участки, занятые объектами, подлежащими выводу (переносу) в целях высвобождения участка по экологическим или градостроительным требованиям;

· свободные участки.

Объектом рыночных операций могут быть земельные участки или их
части, как застроенные, так и свободные от застройки, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, а также права их аренды.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и иными природными ресурсами, равно как и вопросы природопользования, отнесены ст.72 Конституции к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

Право государственной собственности на землю и иные природные ресурсы обладает определенными особенностями. В Конституции РФ установлено, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Кроме того, Конституция закрепляет разнообразие форм собственности на указанные объекты, которые могут "находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности".

ГК РФ в развитие положений Федеральной Конституции устанавливает общее правило, в соответствии с которым "земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью". Таким образом, новым гражданским законодательством значительно расширен круг природных объектов, которые могут находиться в частной собственности, по сравнению с действующим земельным законодательством, распространяющим право частной собственности только на поверхность земли.

ГК раскрывает содержание права собственности на землю и иные природные ресурсы: "владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц".

Российская Федерация, как предусмотрено ГК, выступает в гражданском обороте, приобретает и осуществляет свои имущественные и неимущественные права через органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной соответствующими актами. Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование по вопросам земельных отношений и использования земельных ресурсов, в настоящее время является Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем), действующий на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1993 г. № 91. Роскомзем и его органы на местах обеспечивают осуществление задач, относящихся к ведению РФ, а также совместному ведению РФ и субъектов федерации в области земельных отношений:

· ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель;

· осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

· организацию и проведение работ, связанных с приватизацией земель.

Кроме того, Роскомзем в порядке выполнения своих функций:

· составляет ежегодно государственный (национальный) доклад о состоянии использования земель РФ и отчеты о государственном контроле за использованием и охраной земель;

· участвует в подготовке проектов законодательных и других нормативных актов по вопросам использования земельных ресурсов и издает в установленном порядке инструкции и указания по вопросам, связанным с государственным регулированием земельных отношений.

Осуществление функций по регулированию земельных отношений
возложено на соответствующие местные администрации. В ведении местной
администрации находятся так называемые земли запаса - все земли, не
предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду.

Реализация права собственности

 

 

Владение - фактическое обладание Пользование - извлечение из земли

землей путем: полезных свойств или дохода путем:

- отвода участка на местности; - свободного хозяйствования;

- перенесение в натуру проектов - рациональной организации

землеустройства; территории;

- создания зон с особыми - защита земли от процессов

условиями использования; разрушения, загрязнения и

- использования генплана заражения от вредителей;

планировки и застройки; - использования имеющихся на

- возведения межевых линий, участке полезных ископаемых,

знаков; торфа, воды и др.

- охраны от посягательств на

участок.

 

 

Распоряжение - определение юридической

судьбы участка путем:

1. Изменения статуса участка:

· перевода из одной категории в другую;

· установление определенного порядка

пользования;

· возведение строений на участке и др.

2. Изменение состава лиц-собственников,

владельцев и пользователей участка:

- отчуждения участка;

- передачи в аренду и т.п.

 

Могут быть сосредоточены у одного собственника или разделены между различными субъектами

 

Ответственность

 

Рис. 3.1. Структура права собственности на землю


 

Форма собственности - принадлежность земель к субъектам единой общей природы

 

 

Частная Государственная

 

 

Граждан Юридических Федеральная Субъектов РФ

лиц

 

 

- отдельных - хозяйственных - казенных - республик

лиц; обществ и предприятий; - краев и

- членов семьи товариществ; - государственных областей;

- объединения - кооперативов; учреждений; - округов

граждан; - АО; - городов федерального - унитарных

- иностранных - некоммерческих значения; государственных

граждан; общественных - иных федеральных предприятий

- фермерского объединений; субъектов

хозяйства - иностранных лиц - иных субъектов

 

Муниципальная Иные формы

 

- административных - общая;

районов; - совместная;

- городов; - долевая;

- сельских населенных - членов семьи;

пунктов; - объединения

- префектур; граждан

- других населенных

пунктов

 

 

Вид собственности - принадлежность земель к различным однотипным группам субъект

в рамках одной формы

 

 

Смешанные Переход от Взаимопроникновение Совместное существование

формы одной к другой видов собственности разных форм собственности

в одном объекте

Рис.3.2. Структура форм собственности на землю

Отношения государственной собственности на недра урегулированы Федеральным законом «О недрах» от 21.02.92 г. Закон содержит правовые и экономические основы использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также прав пользователей недр.

Исходя из положений закона, под недрами понимается часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Все участки недр (используемые и неиспользуемые), находящиеся в пределах территории РФ и её континентального шельфа, составляют государственный фонд недр.

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ и, соответственно, полномочия собственника в отношении государственного фонда недр «в пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами РФ».

Согласно ст.36 закона «О недрах» государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов федерации, а также федеральным органом управления государственным фондом недр и органами государственного горного надзора.

Причем федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения не могут выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.

Органы государственной власти РФ в пределах своей компетенции в сфере регулирования отношений недропользования осуществляют:

· разработку и совершенствование законодательства РФ о недрах;

· установление общего порядка пользования недрами и их охраны;

· распоряжение недрами континентального шельфа РФ;

· распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении РФ.

Чтобы обеспечить комплексное использование месторождений полезных ископаемых, а также рациональное размещение предприятий по их добыче, ведется Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, включающий в себя сведения по каждому месторождению.

Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, находятся в собственности государства и не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Однако добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по лицензии могут находиться не только в федеральной государственной собственности и собственности субъектов РФ, но и в муниципальной, частной и иных видах собственности.

Кроме того, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому права пользования недрами, в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Пользователям недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами. Право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий подтверждается лицензией.

Оформление, регистрация и выдача лицензии производится Российским комитетам по недрам или его территориальным подразделением. Решение о переоформлении лицензии на пользование недрами принимается на основе правопреемства. Документами, позволяющими решать вопросы, связанные с правопреемством, являются передаточный акт или разделительный баланс, которые должны включать в себя положения о правопреемстве по всем обязательствам, связанным с использованием недр (статьи 58 и 59 ГК РФ).

Для переоформления лицензиина пользование недрами в производится Российском комитете по недрам или его территориальное подразделение одновременно подаются заявления от:

- владельца лицензии с его согласием переоформить лицензию на какой-то хозяйствующий субъект;

- хозяйствующего субъекта, претендующего на получение лицензии, с просьбой ее переоформить.

Являясь собственником, Российская Федерация взимает с пользователей платежи за

пользование недрами, поступающие в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, соответствующие местные бюджеты. Кроме того, пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Ставки этих отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы России и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством РФ они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недр.

Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На срок недра предоставляютсяв пользование в случаях:

- геологического изучения - на срок до 5 лет;

- добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, - на срок до 20 лет;

- в случае совмещения указанных видов пользования - на срок до 25 лет.

Сроки пользования недрами для добычи полезных ископаемых определяются, исходя из технико-экономического обоснования их разработки, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.

Без ограничения срока предоставляются участки недр для строительства и под эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, с образованием особо охраняемых объектов и в иных целях.

Собственники, владельцы земельных участков могут по своему усмотрению в их границах осуществлять (без применения взрывных работ) добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, строительство подземных сооружений для собственных нужд на глубину до пяти метров, устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником центрального водоснабжения, в порядке, установленном местными органами власти.

Недра предоставляются в пользованиедля:

- регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также. иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

- геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

- разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающих и связанных с ним перерабатывающих производств;

- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое санитарно-оздоровительное и иные значения (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

- сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование единовременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча производится как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Говоря о недрах как об объекте права собственности, необходимо упомянуть о континентальном шельфе РФ. Статус континентального шельфа определяется Федеральным законом «О континентальном шельфе РФ» от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ, а также международными соглашениями, участницей которых является Россия. Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ (т.е. 12-мильной зоны) на всём протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (но не более 200 морских миль). Россия осуществляет на континентальном шельфе суверенные права в целях его разведки, а также разработки его минеральных и живых ресурсов, обладает исключительным правом на сооружение, эксплуатацию и использование различных установок, в том числе буровых, в пределах континентального шельфа. Юрисдикция РФ распространяется и на проведение научных исследований. Права РФ на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над ним.

Права пользования участками континентального шельфа могут предоставляться пользователям - физическим и юридическим лицам, как российским, так и иностранным. Пользование недрами, за некоторым исключением, является платным.

От платежей при пользовании недрами освобождаются:

· собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд;

· пользователи недр, ведущие региональные геолого-географические работы, геологическую съемку и другие геологические работы, исследования без существенного нарушения целостности недр;

· пользователи недр, получившие участки для образования особо охраняемых геологических объектов.

При пользовании недрами производятся следу­ющие виды платежей :

· сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;

· платежи за пользование недрами;

· отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

· акцизы.

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю или за акваторию и участок дна территориального моря, а также плату за геологическую информацию о недрах.

Платаза пользование недрами может вноситься в формах:

- денежных платежей;

- части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр;

- выполнения работ или предоставления услуг;

- зачета сумм предстоящих платежей в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ, в местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный капитал создаваемого горного предприятия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.