Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный земельный кадастр

Общие сведения о кадастре

Кадастр в системе управления недвижимым имуществом

Кадастр в настоящее время ведется во всех странах мира. Он неразрывно связан с понятием учета, оценки, состояния и использования природных ресурсов, инженерной деятельности, экологии и характеризуется выделением внутренне однородных по своим условиям территориальных единиц, картографированием и составления и описания количественных и качественных характеристик этих единиц.

В зарубежной практике понятие "кадастр" чаще всего связывают с понятием "недвижимость". Одни источники дают ему определение "общественной описи, содержащей данные по количеству, стоимости и собственности земли", другие - " общественный, методический организованный инвентарь всех недвижимых имуществ, основанный на съемке границ и графическом представлении на карте, неразрывно связанный с архивом, содержащим данные по состоянию, правам, природе, размерам и использованию собственности". При этом под недвижимостью может приниматься как земля, пространство, подпочва, здания и конструкции, различные природные и социально-экономические явления.

В зависимости от типа классификации кадастр приобретает различные значения, соответствуя целям, для которых он создается.

По назначению кадастр можно разделить на три большие категории:

- налоговый или фискальный для характеристики недвижимого имущества с целью определения порядка и размеров налогообложения;

- правовой или юридический для защиты прав владельцев собственности;

- многоцелевой для решения широкого аспекта правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также решение проблем управления и планирования развитием территории. Многоцелевой кадастр содержит сведения об объектах разного типа природных ресурсах, инфраструктуре, социально-экономических явлениях.

По территориальному принципу кадастр может быть разделен на:

- государственный, т.е.кадастр, распространяющийся на всю территорию страны, каксреду общегосударственного управления;

- региональный, т.е. кадастр, область распространения которого ограничена территориальным регионом (областью, городом, поселком и т. д.).

В тоже время, если управление и методическое обеспечение кадастра, его обновление осуществляют по единым для страны требованиям, то такой кадастр независимо от территориального принципа деления является государственным.

Кадастровые работы, обеспечивающие ведение кадастра, формирование недвижимой собственности, создание инфраструктуры рынка и других операций с недвижимостью, включают в себя кадастровые съемки, инвентаризацию земли и прочно связанных с ней объектов недвижимости, закрепление границ земельных участков на местности, физическую и правовую регистрацию недвижимой собственности.

Полное и целостное информационное описание земельной собственности - главное условие создания государственного земельного кадастра. Его соблюдение особенно важно в городах, характеризующихся многообразием целевого использования земель, большой плотностью земельных участков незначительных размеров и большим их количеством, развитой транспортной и социально-коммунальной инфраструктурой, сложной градостроительной ситуацией, различиями в стоимости земельных участков в зависимости от местоположения и т.д.

Без полного и достоверного информационного описания земельной собственности невозможно обеспечить ее точное разделение, защиту прав собственности, стабильность функционирования рынков недвижимости, решение земельных споров, организовать правильное налогообложение, рынок, ипотеку и т.д.

Это возможно в полной мере осуществить на основе земельно-кадастровых систем, которая представляет совокупность трудовых и материальных ресурсов технических средств, технологий, включенных в единый производственный процесс, обеспечивающий информационное описание объектов земельной собственности, хранение, обновление и выдачу кадастровой информации.

 

Что такое земельный кадастр? В переводе с латинского "кадастр" означает буквально опись податных предметов или книгу, содержащую опись облагаемых налогом земель с указанием их площади, качества почв, размера земельного налога. Такое определение понятия земельного кадастра раскрывает его суть как системы показателей, характеризующих правовое положение земельного участка, его количественное и качественное состояние как природного тела, величину земельного налога, взимаемого государством с собственника земли. Из такого определения земельного кадастра следует, что основной его функцией является фискальная функция.

Таким образом, с самого начала своего применения земельный кадастр представлял собой не произвольный набор сведений, а взаимосвязанную целенаправленную систему показателей, объединенных в разделы, каждый из которых нес определенную информационную нагрузку, подчиненную решению главной задачи - определению размера земельного налога. Отсюда строго определенная логика земельного кадастра - он начинается с характеристики земельного участка как объекта отношений собственности.

Содержание земельного кадастра изменяется под воздействием изменения состояния окружающей природной среды и экономических отношений. Так, если в условиях рыночной экономики земельный кадастр выполняет, главным образом, роль инструмента налогообложения в сфере землепользования, то в плановой экономике он сводится к учету земель.

Основной земельно-кадастровой единицей единого земельного кадастра является землепользование - участок земли, который гражданином или юридическим лицом получен от государства или другого гражданина (юридического лица) бесплатно или приобретен на рынке земли в порядке ее купли-продажи и предназначен для использования по целевому назначению, определяемому соответствующей категорией земель.

На уровне управления землепользованием осуществляется регистрация землепользований, производится исчисление и взимание земельного налога, формируются мероприятия по охране земель, осуществляется контроль за состоянием земель. Поэтому на данном уровне сохраняется весь тот набор показателей, который характеризует все аспекты хозяйственного использования земельного участка.

Единый земельный кадастр на уровне области, края и т. д. представляет собой свод кадастров районного уровня. Однако район (город) - это чисто административно-территориальное образование в составе области, края. Земельный кадастр на данном уровне становится, главным образом, инструментом выработки и принятия региональных социально-экономических решений.

Единый земельный кадастр на федеральном уровне управления землепользованием имеет своим объектом земельный фонд, находящийся в границах Российской Федерации. В первом разделе этого кадастра, содержащем сведения о правовом положении земель, в разрезе регионов приводятся сведения о числе землепользований и площади земель, находящихся в частной и государственной соб­ственности. Тем самым единый земельный кадастр на федеральном уровне (федеральный земельный кадастр) - это не кадастр земель, являющихся только федеральной собственностью, а кадастр всех земель в границах федерации, В результате единый земельный кадастр формируется на основе принципа необходимости и достаточности информации.

В связи с переходом от так называемого бесплатного землепользования к платному (рыночному) устраняется само деление земель на общую и частную оценку, принятое в земельном кадастре плановой экономики. Исключаются такие показатели оценки земель, как окупаемость затрат и дифференциальный доход. Вместо них вводятся показатели нормативной цены земли и земельного налога.

Государственный земель­ный кадастр - это систематизи­рованный свод документиро­ванных сведений, получаемых в результате проведения госу­дарственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом на­значении и правовом положе­нии земель Российской Феде­рации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Правовое регулирование деятельности по ведению го­сударственного земельного кадастра и использования его сведений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации на­стоящим Федеральным зако­ном, другими федеральными законами и иными норматив­ными правовыми актами Рос­сийской федерации, а также принимаемыми в соответст­вии с настоящим Федераль­ным законом законами и ины­ми нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственный земель­ный кадастр создается и ве­дется в целях информацион­ного обеспечения:

- государственного и муни­ципального управления зе­мельными ресурсами;

- государственного контроля за использованием и охраной земель;

- мероприятий, направленных на сохранение и повыше­ние плодородия земель;

- государственной регистра­ции прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним;

- землеустройства;

- экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресур­сов;

- установления обоснованной платы за землю;

- иной связанной с владени­ем, пользованием и распоряжением земельными участками.

Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется, в соответствии со следующими принципами:

- единство системы и техно­логии ведения государствен­ного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;

- непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся харак­теристик земельных участков;

- открытость сведений госу­дарственного земельного ка­дастра;

- сопоставимость и совмес­тимость сведений государст­венного земельного кадастра со сведениями, содержащи­мися в других государствен­ных и иных кадастрах, реест­рах, информационных ресур­сах.

Сведения государствен­ного земельного кадастра яв­ляются государственным ин­формационным ресурсом.

Государственный зе­мельный кадастр является ис­точником информационного обмена сведениями при осу­ществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недви­жимого имущества, природ­ных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законо­дательством Российской Фе­дерации.

Органы, осуществляю­щие ведение государственных или иных кадастров, реестров, органы, осуществляющие го­сударственную регистрацию прав на недвижимое имущест­во и сделок с ним, органы (ор­ганизации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов не­движимого имущества, при­родных ресурсов и территори­альных зон, координируют свою деятельность в части информационного и технологического взаимодействия на основании сведений государственного земельного кадастра о кадастровом делении Российской Федерации.

Государственному када­стровому учету подлежат зе­мельные участки, располо­женные на территории Рос­сийской Федерации, незави­симо от форм собственности на землю, целевого назначе­ния и разрешенного исполь­зования земельных участков.

Государственный кадаст­ровый учет земельных участ­ков, проводившийся в устано­вленном порядке на террито­рии Российской Федерации до вступления в силу настоя­щего Федерального закона, является юридически дейст­вительным.

Органы, осуществляю­щие государственную регист­рацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и ор­ганы (организации), осущест­вляющие специальную реги­страцию или учет отдельных видов недвижимого имущест­ва, природных ресурсов и тер­риториальных зон, бесплатно в десятидневный срок пред­ставляют информацию о заре­гистрированных правах, нали­чии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зонах орга­нам, осуществляющим дея­тельность по ведению госу­дарственного земельного ка­дастра, в необходимом объе­ме.

К полномочиям органов государственной власти Рос­сийской Федерации в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра относят­ся:

- разработка и принятие фе­деральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в дан­ной области, контроль за их соблюдением;

- разработка, утверждение и реализация федеральных программ развития государ­ственного земельного кадаст­ра;

- определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление деятельности по ведению государственного земельного кадастра;

- определение перечня ос­новных сведений государст­венного земельного кадастра;

- установление порядка фи­нансирования деятельности по ведению государственного земельного кадастра;

- установление предельного размера и порядка использо­вания платы, взимаемой за предоставление сведений го­сударственного земельного кадастра;

- определение перечня све­дений государственного зе­мельного кадастра, отнесен­ных к категории ограниченно­го доступа, и порядка предос­тавления таких сведений;

- координация деятельности органов государственной вла­сти Российской Федерации и органов государственной вла­сти субъектов Российской Фе­дерации, а также органов ме­стного самоуправления в слу­чае наделения их в установ­ленном законом порядке от­дельными государственными полномочиями в данной обла­сти;

иные вопросы, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и фе­деральными законами.

Государственное управ­ление в области осуществле­ния деятельности по ведению государственного земельного кадастра осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти по го­сударственному управлению земельными ресурсами.

Федеральный орган ис­полнительной власти по госу­дарственному управлению зе­мельными ресурсами осуще­ствляет возложенные на него полномочия в области осуще­ствления деятельности по ве­дению государственного зе­мельного кадастра непосред­ственно и через свои террито­риальные органы.

Субъекты Российской Федерации вправе самостоя­тельно устанавливать пере­чень дополнительных сведе­ний государственного земель­ного кадастра, не установлен­ных Российской Федерацией. Сбор, обработка и хранение указанных сведений осущест­вляются за счет средств субъ­ектов Российской Федерации.

Включение в государствен­ный земельный кадастр до­полнительных сведений, не установленных Российской Федерацией и субъектами Российской федерации, осу­ществляется органами мест­ного самоуправления само­стоятельно и за счет средств местных бюджетов.

Государственный земель­ный кадастр содержит сведе­ния о:

- земельных участках;

- территориальных зонах;

- землях и границах террито­рий, на которых осуществляет­ся местное самоуправление;

- землях и границах субъек­тов Российской Федерации;

- землях и границах Россий­ской Федерации.

Указанные сведения содер­жатся в государственном зе­мельном кадастре в объеме, необходимом для осуществле­ния государственного управ­ления земельными ресурсами.

Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который пред­назначен для проведения госу­дарственного кадастрового учета земельных участков.

В Едином государствен­ном реестре земель содержат­ся следующие основные све­дения о земельных участках:

- кадастровые номера;

- местоположение (адрес);

- площадь;

- категория земель и разре­шенное использование зе­мельных участков;

- описание границ земельных участков, их отдельных частей;

- зарегистрированные в уста­новленном порядке вещные права и ограничения (обреме­нения);

- экономические характери­стики, в том числе размеры платы за землю;

- качественные характери­стики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель;

- наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государст­венного кадастрового учета в соответствующих границах яв­ляется дата внесения соответ­ствующей записи в Единый го­сударственный реестр земель.

Кадастровое дело пред­ставляет собой совокупность скомплектованных в установ­ленном порядке документов, подтверждающих факт возник­новения или прекращения су­ществования земельного уча­стка как объекта государствен­ного кадастрового учета.

Кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графиче­ской и текстовой формах вос­производятся сведения, со­держащиеся в государствен­ном земельном кадастре.

Дежурные кадастровые карты (планы) воспроизводят в графической и текстовой фор­мах сведения о местоположе­нии земельных участков и тер­риториальных зон.

Производные кадастро­вые карты (планы) воспроизво­дят в графической и текстовой формах обобщенные сведения о земельном фонде, об эконо­мических, о социальных, о при­родных и об иных, связанных с землей, процессах.

На всей территории Рос­сийской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представ­ляет собой последовательные действия по сбору, документи­рованию, накоплению, обра­ботке, учету и хранению сведе­ний о земельных участках.

Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, место­положении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государ­ственного земельного кадаст­ра на основании данных о ме­жевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земель­ных участков, результатов про­ведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустрои­тельных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.

Сведения о правах на зе­мельные участки и об ограни­чениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый госу­дарственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущест­во и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически дей­ствительными на момент вне­сения указанных сведений в государственный земельный кадастр.

Сведения об экономиче­ских характеристиках земель­ных участков вносятся в доку­менты государственного зе­мельного кадастра на основа­нии данных государственной кадастровой и иной оценки зе­мель и положений норматив­ных правовых актов органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправле­ния.

Сведения о территори­альных зонах вносятся в доку­менты государственного зе­мельного кадастра на основа­нии данных, полученных от ор­ганов, осуществляющих реги­страцию или учет территори­альных зон.

Кадастровое деление территории Российской Феде­рации осуществляется в целях присвоения земельным участ­кам кадастровых номеров. Единицами кадастрового деления территории Россий­ской Федерации являются ка­дастровые округа, кадастро­вые районы, кадастровые кварталы. Кадастровый номер зе­мельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового кварта­ла, номера земельного участка в кадастровом квартале. Порядок кадастрового деления территории Россий­ской Федерации, а также поря­док присвоения кадастровых номеров земельным участкам устанавливается Правительст­вом Российской Федерации.

Для проведения государ­ственного кадастрового учета земельных участков органы го­сударственной власти, органы местного самоуправления, за­интересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляю­щие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на участки и документы о межевании земельных участков.

Проведение государст­венного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, со­ставление описаний земель­ных участков в Едином госу­дарственном реестре земель, присвоение кадастровых но­меров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участ­ков и формирование кадастро­вых дел.

В проведении государст­венного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если:

- с заявкой о проведении го­сударственного кадастрового учета земельных участков об­ратилось ненадлежащее лицо;

- документы, представлен­ные в органы, осуществляю­щие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения го­сударственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не со­ответствуют требованиям за­конодательства Российской Федерации;

- при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государ­ственный кадастровый учет зе­мельных участков, нарушены права смежных землепользо­вателей;

- площадь земельного участ­ка, в отношении которого дол­жен проводиться государст­венный кадастровый учет зе­мельных участков, меньше ми­нимального размера, установ­ленного в соответствии с нор­мативными правовыми актами субъектов Российской Феде­рации или нормативными пра­вовыми актами органов мест­ного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.