КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственный земельный кадастр
Общие сведения о кадастре Кадастр в системе управления недвижимым имуществом Кадастр в настоящее время ведется во всех странах мира. Он неразрывно связан с понятием учета, оценки, состояния и использования природных ресурсов, инженерной деятельности, экологии и характеризуется выделением внутренне однородных по своим условиям территориальных единиц, картографированием и составления и описания количественных и качественных характеристик этих единиц. В зарубежной практике понятие "кадастр" чаще всего связывают с понятием "недвижимость". Одни источники дают ему определение "общественной описи, содержащей данные по количеству, стоимости и собственности земли", другие - " общественный, методический организованный инвентарь всех недвижимых имуществ, основанный на съемке границ и графическом представлении на карте, неразрывно связанный с архивом, содержащим данные по состоянию, правам, природе, размерам и использованию собственности". При этом под недвижимостью может приниматься как земля, пространство, подпочва, здания и конструкции, различные природные и социально-экономические явления. В зависимости от типа классификации кадастр приобретает различные значения, соответствуя целям, для которых он создается. По назначению кадастр можно разделить на три большие категории: - налоговый или фискальный для характеристики недвижимого имущества с целью определения порядка и размеров налогообложения; - правовой или юридический для защиты прав владельцев собственности; - многоцелевой для решения широкого аспекта правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также решение проблем управления и планирования развитием территории. Многоцелевой кадастр содержит сведения об объектах разного типа природных ресурсах, инфраструктуре, социально-экономических явлениях. По территориальному принципу кадастр может быть разделен на: - государственный, т.е.кадастр, распространяющийся на всю территорию страны, каксреду общегосударственного управления; - региональный, т.е. кадастр, область распространения которого ограничена территориальным регионом (областью, городом, поселком и т. д.). В тоже время, если управление и методическое обеспечение кадастра, его обновление осуществляют по единым для страны требованиям, то такой кадастр независимо от территориального принципа деления является государственным. Кадастровые работы, обеспечивающие ведение кадастра, формирование недвижимой собственности, создание инфраструктуры рынка и других операций с недвижимостью, включают в себя кадастровые съемки, инвентаризацию земли и прочно связанных с ней объектов недвижимости, закрепление границ земельных участков на местности, физическую и правовую регистрацию недвижимой собственности. Полное и целостное информационное описание земельной собственности - главное условие создания государственного земельного кадастра. Его соблюдение особенно важно в городах, характеризующихся многообразием целевого использования земель, большой плотностью земельных участков незначительных размеров и большим их количеством, развитой транспортной и социально-коммунальной инфраструктурой, сложной градостроительной ситуацией, различиями в стоимости земельных участков в зависимости от местоположения и т.д. Без полного и достоверного информационного описания земельной собственности невозможно обеспечить ее точное разделение, защиту прав собственности, стабильность функционирования рынков недвижимости, решение земельных споров, организовать правильное налогообложение, рынок, ипотеку и т.д. Это возможно в полной мере осуществить на основе земельно-кадастровых систем, которая представляет совокупность трудовых и материальных ресурсов технических средств, технологий, включенных в единый производственный процесс, обеспечивающий информационное описание объектов земельной собственности, хранение, обновление и выдачу кадастровой информации.
Что такое земельный кадастр? В переводе с латинского "кадастр" означает буквально опись податных предметов или книгу, содержащую опись облагаемых налогом земель с указанием их площади, качества почв, размера земельного налога. Такое определение понятия земельного кадастра раскрывает его суть как системы показателей, характеризующих правовое положение земельного участка, его количественное и качественное состояние как природного тела, величину земельного налога, взимаемого государством с собственника земли. Из такого определения земельного кадастра следует, что основной его функцией является фискальная функция. Таким образом, с самого начала своего применения земельный кадастр представлял собой не произвольный набор сведений, а взаимосвязанную целенаправленную систему показателей, объединенных в разделы, каждый из которых нес определенную информационную нагрузку, подчиненную решению главной задачи - определению размера земельного налога. Отсюда строго определенная логика земельного кадастра - он начинается с характеристики земельного участка как объекта отношений собственности. Содержание земельного кадастра изменяется под воздействием изменения состояния окружающей природной среды и экономических отношений. Так, если в условиях рыночной экономики земельный кадастр выполняет, главным образом, роль инструмента налогообложения в сфере землепользования, то в плановой экономике он сводится к учету земель. Основной земельно-кадастровой единицей единого земельного кадастра является землепользование - участок земли, который гражданином или юридическим лицом получен от государства или другого гражданина (юридического лица) бесплатно или приобретен на рынке земли в порядке ее купли-продажи и предназначен для использования по целевому назначению, определяемому соответствующей категорией земель. На уровне управления землепользованием осуществляется регистрация землепользований, производится исчисление и взимание земельного налога, формируются мероприятия по охране земель, осуществляется контроль за состоянием земель. Поэтому на данном уровне сохраняется весь тот набор показателей, который характеризует все аспекты хозяйственного использования земельного участка. Единый земельный кадастр на уровне области, края и т. д. представляет собой свод кадастров районного уровня. Однако район (город) - это чисто административно-территориальное образование в составе области, края. Земельный кадастр на данном уровне становится, главным образом, инструментом выработки и принятия региональных социально-экономических решений. Единый земельный кадастр на федеральном уровне управления землепользованием имеет своим объектом земельный фонд, находящийся в границах Российской Федерации. В первом разделе этого кадастра, содержащем сведения о правовом положении земель, в разрезе регионов приводятся сведения о числе землепользований и площади земель, находящихся в частной и государственной собственности. Тем самым единый земельный кадастр на федеральном уровне (федеральный земельный кадастр) - это не кадастр земель, являющихся только федеральной собственностью, а кадастр всех земель в границах федерации, В результате единый земельный кадастр формируется на основе принципа необходимости и достаточности информации. В связи с переходом от так называемого бесплатного землепользования к платному (рыночному) устраняется само деление земель на общую и частную оценку, принятое в земельном кадастре плановой экономики. Исключаются такие показатели оценки земель, как окупаемость затрат и дифференциальный доход. Вместо них вводятся показатели нормативной цены земли и земельного налога. Государственный земельный кадастр - это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Правовое регулирование деятельности по ведению государственного земельного кадастра и использования его сведений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации, а также принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения: - государственного и муниципального управления земельными ресурсами; - государственного контроля за использованием и охраной земель; - мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель; - государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; - землеустройства; - экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов; - установления обоснованной платы за землю; - иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками. Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется, в соответствии со следующими принципами: - единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации; - непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков; - открытость сведений государственного земельного кадастра; - сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах. Сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом. Государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы, осуществляющие ведение государственных или иных кадастров, реестров, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, координируют свою деятельность в части информационного и технологического взаимодействия на основании сведений государственного земельного кадастра о кадастровом делении Российской Федерации. Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, бесплатно в десятидневный срок представляют информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зонах органам, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в необходимом объеме. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра относятся: - разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в данной области, контроль за их соблюдением; - разработка, утверждение и реализация федеральных программ развития государственного земельного кадастра; - определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление деятельности по ведению государственного земельного кадастра; - определение перечня основных сведений государственного земельного кадастра; - установление порядка финансирования деятельности по ведению государственного земельного кадастра; - установление предельного размера и порядка использования платы, взимаемой за предоставление сведений государственного земельного кадастра; - определение перечня сведений государственного земельного кадастра, отнесенных к категории ограниченного доступа, и порядка предоставления таких сведений; - координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в случае наделения их в установленном законом порядке отдельными государственными полномочиями в данной области; иные вопросы, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Государственное управление в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами. Федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами осуществляет возложенные на него полномочия в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы. Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать перечень дополнительных сведений государственного земельного кадастра, не установленных Российской Федерацией. Сбор, обработка и хранение указанных сведений осуществляются за счет средств субъектов Российской Федерации. Включение в государственный земельный кадастр дополнительных сведений, не установленных Российской Федерацией и субъектами Российской федерации, осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно и за счет средств местных бюджетов. Государственный земельный кадастр содержит сведения о: - земельных участках; - территориальных зонах; - землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; - землях и границах субъектов Российской Федерации; - землях и границах Российской Федерации. Указанные сведения содержатся в государственном земельном кадастре в объеме, необходимом для осуществления государственного управления земельными ресурсами. Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. В Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: - кадастровые номера; - местоположение (адрес); - площадь; - категория земель и разрешенное использование земельных участков; - описание границ земельных участков, их отдельных частей; - зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); - экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; - качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; - наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками. Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель. Кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. Дежурные кадастровые карты (планы) воспроизводят в графической и текстовой формах сведения о местоположении земельных участков и территориальных зон. Производные кадастровые карты (планы) воспроизводят в графической и текстовой формах обобщенные сведения о земельном фонде, об экономических, о социальных, о природных и об иных, связанных с землей, процессах. На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр. Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Сведения о территориальных зонах вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон. Кадастровое деление территории Российской Федерации осуществляется в целях присвоения земельным участкам кадастровых номеров. Единицами кадастрового деления территории Российской Федерации являются кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы. Кадастровый номер земельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, а также порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам устанавливается Правительством Российской Федерации. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на участки и документы о межевании земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. В проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если: - с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо; - документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; - при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей; - площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |