КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сатирическая журналистика 1869-1870 гг
Просветительская публицистика Д. Писарева: тематика содержания и «эстетика» формы Вступая в русскую журналистику, критик должен был определить свое место в среди основных борющихся направлений. Он его определил как союзника «Современника» и Чернышевского, о чем прямо заявил во второй части одной из первых больших статей «Схоластика Х1Х в.». Прежде всего Писарев защищал умственное раскрепощение человека от догм и нравственных понятий, порожденных крепостничеством. Борцы за свободу человечества от темноты и угнетения (Вольтер и Гейне) заслуживают самой высокой оценки критика. Накануне крестьянской реформы Писарев выступает в защиту авторитета Герцена, резко отрицательно отзывается о династии царствующего дома Романовых и об обществе, разделенном на классы (см. статьи «О брошюре Шедо-Ферроти», «Пчелы»). В статье по поводу брошюры наемного писателя Шедо-Ферроти Писарев прямо призывал к свержению самодержавия. За попытку опубликовать эту работу в нелегальной типографии публицист был заточен на 4 года в Петропавловскую крепость. Писарев много размышлял о потенциальных способностях русского крестьянства к революционной борьбе. Отсутствие сознания в массе народа публицист считал большим недостатком и стремился к пропаганде знаний в максимальных размерах, веря, что знания сами по себе сила. Писарев выступал талантливым критиком и истолкователем творчества многих русских писателей: Л.Н. Толстого, И.С.Тургенева, Алекс. Ник. Островского, Ф.М.Достоевского, Н.Г.Чернышевского. В канун реформы и после нее он защищает тип разночинца в литературе, тип новых людей, подобных Базарову, а затем героя романа Чернышевского «Что делать?» Рахметова. Он пропагандирует литературные персонажи, которые способны стать деятелями революции (статьи «Базаров», «Реалисты», «Мыслящий пролетариат»). Известна талантливая защита Писаревым образа Базарова в полемике с критиком «Современника» Антоновичем. Будучи последователем Белинского, критик выступает за искусство, верное правде жизни, реализм, высокую идейность и нравственность. Самым решительным образом порицал Писарев так называемое «чистое искусство». Вместе с тем Писарев – фигура сложная и противоречивая. Ему свойственны определенные увлечения и прямолинейность в пропаганде своих убеждений и ошибочность некоторых отрицаний. Ряд так называемых утверждений Писарева нарочитым заострением проблем. Любил Писарев и парадоксальную постановку проблем. Он часто выдвигает положение, которое на первый взгляд кажется странным, противоречит привычным понятиям. Это возбуждает интерес к его статье и мнению. Затем критик развивает свои аргументы и показывает, что за парадоксальностью укрывается свежий и, главное, справедливый взгляд на вещи, события, высвечивающий их с той стороны, с которой к ним еще не подходили. Основные особенности стиля Писарева-публициста - смелость мысли, дерзость нападок, категоричность, определенность суждений, за которыми стоят убеждение, покоряющая логика, афористичность выражений, едкая ирония и полные ума парадоксы. Положение «Русского слова» к середине 1862 г. в силу его демократического направления осложнилось. Волна арестов коснулась и редакции «Русского слова». Были арестованы на разные сроки Шелгунов, Благосветлов, а журнал за свое направление, как и «Современник», был приостановлен на шесть месяцев. Журнал «Русское слово», так же как и «Современник», возобновился по окончании срока приостановления правительством. Причем он не только сохранил свое прежнее направление, но сделался еще более ярким и решительным в своем демократизме. Ведущую роль в журнале по-прежнему играл Писарев. Его матери удалось добиться для него разрешения писать статьи в журнал, находясь в крепости. Двойная цензура заставила Писарева перейти на статьи литературно-критического характера, но и в этом жанре он сумел остаться ярким публицистом. Сложность общественной обстановки, усиление факторов капиталистического развития, цензурные преследования привели в 1865 – 1866 гг. к кризисным явлениям в обоих журналах. Неудавшееся покушение в 1866 г. Каракозова на царя Александра II как бы подвело черту под целым периодом в русской журналистике. Царизм, напуганный этим актом, решил расправиться с журналами революционной демократии. В 1866 г. журналы «Современник» и «Русское слово» по докладу министра внутренних дел и личному распоряжению царя были закрыты. Эпоха революционного оживления 60-х годов привела к появлению в стране большого числа сатирических изданий. Сатира постоянно играла большую роль в русской литературе и журналистике. Наиболее выразительным по форме и содержанию был еженедельный журнал под названием «Искра» (1859 – 1873). Его издателями были известный поэт-переводчик Василий Степанович Курочкин и художник-карикатурист Николай Александрович Степанов. Кроме редакторов в журнале приняли участие И. Панаев, Г. Елисеев, Вейберг, Д. Минаев, Ник. Логинович Ломан, Василий Иванович Богданов, Гаввриил Николаевич Жулев и др. Изредка помещались отдельные произведения Добролюбова и Герцена. В «Искре» печатались произведения Владимира Григорьевича Бенедиктова, Алекс. Васильевича Дружинина, сотрудничали начинающие молодые журналисты Виктор Петрович Буренин и Ник. Лейкин. Одним из ведущих в журнале был отдел «Нам пишут», посвящался он в основном провинциальной жизни. Другим, не менее важным был отдел «Хроника прогресса», который вел Григорий Елисеев. Это был единственный серьезный прозаический отдел, он удачно дополнял содержание «Искры». Многие материалы этой рубрики сопровождала ирония. Журнал выступал как союзник «Современника» и «Колокола». Сатирические рисунки и подписи к ним разоблачали многие язвы русской жизни: цензурный произвол, реакционную прессу, бюрократизм, полицейское бесчинство, либеральная политика правительства и его министров. В «Искре» был неисчерпаемый набор малых форм, жанров, сатиры. Широко применялись пародии и перифразы известных стихотворений поэтов чистого искусства (Фета и др.) для борьбы против реакционных тенденций в литературе и политике. Особенно усиливалась антимонархическая направленность материалов «Искры» после крестьянской реформы 1861 г. Это привело к преследованиям цензуры. В 1870 г. журналу было запрещено помещать карикатуры. Это подорвало популярность издания, хотя журнал продолжал издаваться до 1873 г. Заслуживают высокой оценки фельетоны в стихах и прозе поэта Василий Иванович Богданова (автора известной песни «Эй, дубинушка, ухнем»), посвященные событиям 60–70-х гг, революционной борьбе во Франции, освободительной борьбе латиноамериканских стран. В 60-е гг. заслуживают внимания и такие сатирические журналы, как «Будильник», «Гудок», «Весельчак», «Арлекин», «Развлечение» и другие.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |