Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ безубыточности производства и зоны безопасности организации




Методика маржинального анализа рентабельности

Методика анализа рентабельности, применяющаяся на россий­ских предприятиях, также не учитывает взаимосвязь «затраты ↔ объем ↔ прибыль». По данной методике уровень рента­бельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат.

В действительности и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной. Анализ рентабельности одного вида продукции, согласно методике маржина­льного анализа, будет выглядеть:

Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию используем следующую факторную модель

Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего используется следующая модель:

Анализ рентабельности совокупного капитала производится по следующей факторной модели:

где: ПФР – прочие финансовые результаты;

Коб – коэффициент оборачиваемости капитала.

 

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков; это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная едини­ца проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной про­дукции и безубыточным объемом продаж продукции – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предпри­ятия – основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке дея­тельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.

Согласно графическому способу определения безубыточного объе­ма продаж и зоны безопасности предприятия, строится график (рис. 1). По горизонтали показывается объем реализации про­дукции в процентах от производственной мощности предпри­ятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких продукции), по вертикали – себестоимость про­данной продукции и прибыль, которые вместе составляют вы­ручку от реализации.

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком - ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, низке кото­рой производство будет убыточным.

Рис. 1 – Зависимость между прибылью, объемами реализации продукции и ее себестоимости

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия - более удобен, чем графический, так как исключает необходимость чертить график. Более точно критическую точку объема продаж определяют аналитическим путем.

В процессе маржинального анализа определяют:

- маржинальный доход предприятия;

- безубыточный объем продаж (порог рентабельности);

- зону безопасности (безубыточности) предприятия;

- необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

- критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

- критический уровень цены продажи при заданном объеме продаж и уровня переменных и постоянных затрат.

1. Определяется величина маржинального дохода (МD): МD = N – Зпер = П + Зпост

Экономический смысл маржинального дохода состоит в том, что он обеспечивает покрытие постоянных расходов. Если недостаточно постоянных расходов, предприятие терпит убытки.

В практике работы предприятий встречаются следующие соотношения:

Маржинальный доход < Постоянные расходы = Убытки;

Маржинальный доход = Постоянные расходы = Безубыточность;

Маржинальный доход > Постоянные расходы = Прибыль.

2. Рассчитывается удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж – ставка маржинального дохода (СМD): СМD = МD / N

3. Определяется значение точки критического объема продаж (ТК):

- в стоимостном выражении: ТК руб. = Зпост / СМD

- в натуральном выражении: ТК ед = ТК руб. / Ц

- в относительном выражении: ТК % = ТК руб. / N ∙ 100

По точке критического объема продаж (порога рентабельности) определяется:

1 Граница безубыточности продаж. Граница безубыточности продаж равняется точке критического объема продаж в относительном выражении. Если объем продаж окажется ниже данного уровня, то предприятие может получить убытки.

2 Зона безопасности (запас финансовой прочности). Запас финансовой прочности – это показатель удаленности финансового состояния от критической точки. Расчет запаса финансовой прочности проводится следующим образом:

- в стоимостном выражении (ЗФПN): ЗФПN = N – ТК руб.

- в натуральном выражении(ЗФПед): ЗФПед = Q – ТК ед

- в относительном выражении (ЗФП%): ЗФП% = 100 – ТК %

Чем больше запас финансовой прочности, тем стабильнее положение предприятия, тем меньше риск получения убытка в результате колебаний объемов производства и продаж.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Расчет эффекта операционного левериджа. В основе эффекта операционного рычага лежит механизм влияния соотношения переменных и постоянных расходов на финансовые результаты предприятия. После того как достигнут объем производства, при котором обеспечивается покрытие постоянных расходов, любое его наращение обеспечивает рост прибыли.

Необходимо рассчитать, какой прирост прибыли дает каждый процент прироста объема продаж.

1. Объем продаж увеличится на 1% и составит: Q1 = Q · 1,01

2. Выручка от продаж увеличится на 1% и составит: N1 = N · 1,01

3. Постоянные затраты не изменятся и составят: Зпост

4. Переменные затраты возрастут на 1% и составят: Зпер1 = Зпер · 1,01

5. Прибыль после использования резервов увеличения объема продаж составит:

П1 = N1 – (Зпост + Зпер1)

6. Прирост прибыли на каждый процент прироста объема продаж составит:

- абсолютный ∆ П = П1 – П

- относительный ∆ П% = П1 / П

Таким образом, при увеличении объема продаж на 1% дает определенный прирост прибыли. Эта зависимость называется эффектом операционного рычага. При фиксированных постоянных затратах любое изменение объема продаж вызывает еще более сильное изменение прибыли. Это происходит за счет перераспределения постоянных затрат на новый объем продаж.

Таким образом, сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении объема продаж на 1%.

Например, при увеличении объема продаж на 1% прибыль возрастает на 3,13 %, если объем продаж снизится на 1%, то и прибыль снизится на 3,13%. А если объем продаж увеличится на 10%, то прибыль возрастет на 31,3%.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.