Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1 Функции управления и их характеристика. Функция управления — это особый вид управленческого труда, характеризующий содержание управленческой деятельности и ее этапы




Тема 4 Управленческие решения

Тема 3 Методы управления

Тема 2 Принципы управления

Функция управления — это особый вид управленческого труда, характеризующий содержание управленческой деятельности и ее этапы. Они являются общими для любой организации и включают планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию.

1. Планирование — это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.

Процесс планирования предполагает поиск ответа на следующие вопросы:

  1. Что мы имеем?
  2. в каком направлении необходимо двигаться дальше?
  3. какие помехи могут возникнуть?

какие и в каком размере требуются дополнительные ресурсы?

Процесс планирования осуществляется на разных уровнях организации.

На высшем уровне осуществляется разработка стратегических планов. Цель – определить долговременные задачи развития организаци.

Следующий уровень- уровень подразделений, на котором разрабатываются тактические планв. Каждый такой план включает в себя систему мероприятий, которую необходимо осуществить соответствующей службе для решения поставленных задач.

На нижнем уровне организацииразрабатываются оперативные планы, где определяются задания, для каждого рабочего дня.

В условиях перехода к рыночным отношениям планы не задаются предприятиям сверху, ресурсы предприятие «добывает» самостоятельно, конкурентную проверку проходят не столько товары, сколько система планирования, способность управления делать правильные выводы из имеющейся информации и своевременно принимать взвешенные решения.

План становится основой деятельности предприятий всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечить согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих на предприятии.

Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов.

Для успешной реализации планов необходимо найти эффективный способ сочетания задач и работников, их решающих. Для этого необходимо осуществить следующую функцию управления - организацию.

Организация — вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры хозяйствующей единицы организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.

Таким образом, функция организации представляет собой создание реальных условий для достижения запланированных целей.

Этапы осуществления функции организации:

1 разработка и совершенствование организационной структуры управления, выделение подразделений, их задач и функций

2 определение типов взаимоотношений в организации (горизонтальных и вертикальных). На этом этапе устанавливаются права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц.

3. делегирование полномочий. Это предполагает поручение руководителем своим подчиненным выполнение отдельных обязанностей с предоставлением необходимых ресурсов

4. построение системы внутрифирменных коммуникаций. Налаживание системы коммуникаций между всеми участниками трудового процесса позволяет развивать прямую и обратную связь.

5. организационные отношения предприятия с элементами внешней среды. Они является необходимым условием своевременной и быстрой реакции на изменения всей совокупности внешних факторов.

Не менее важная задача функции организации — создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к измене­ниям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Здесь главное — это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников предпринимательского склада, склонных к творчеству, нововведениям и не боящихся рисковать или брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем предприятия.

Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Т.е. мотивация — это процесс побуждения человека и других людей к какому-нибудь виду деятельности для достижения личных целей и целей предприятия.

Одной из концепций мотивации, возникшей в конце прошлого века, является концепция «кнута и пряника», которую Тейлор и его современники довели до совершенства в начале XX века.

На смену этой концепции в 20-х годах пришла концепция мотивации, базирующаяся на использовании методов психологии.

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Поэтому главные инструменты выполнения этой функции - это наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.

Процесс контроля состоит из установившихся стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если реальные результаты отличаются в худшую сторону от принятых в планах предприятия.

По времени осуществления контроль бывает предварительным, текущим и заключительным.

Предварительный контроль проводится до начала работ и включает контроль имеющихся трудовых, финансовых и материальных ресурсов, привлекаемых для производства товаров и услуг.

Текущий контроль осуществляется в ходе выполнения производственной деятельности программы и требует обязательного наличия обратной связи.

Заключительный контроль проводится по завершении какого-либо периода (квартала, года, нескольких лет). Этот вид контроля не может повлиять на результаты, полученные ранее, но дает руководителям необходимую информацию для планирова­ния деятельности предприятия в будущем и связывает мотивационное вознаграждение с достижением определенных целей.

В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно руководителями. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.

Координация — это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации — достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональ­ных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевидения, документы. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля), а также действий руководителей.

В условиях роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней и исполнителей происходит рост так называемых неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. Одновременно сокращается необходимость в вертикальной координации, когда структуры управления становятся «плоскими».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.