Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные функции менеджмента. Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности




Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности.

Объектом курса является деятельность предприятия (организации) в условиях рыночной экономики.

Сущность и задачи менеджмента

 

Предметом курса «МЕНЕДЖМЕНТ» является: изучение построения и управления производством в различных звеньях, отношение людей — (руководителей, исполнителей) в производственном процессе.

В современной учебной и научной литературе по менеджменту нет единого, общепринятого определения данного понятия.

Под менеджментом в современной теории и практике понимается процесс руководства отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом.

Менеджмент определяется как: функция (вид деятельности), процесс, орган или аппарат управления, категория людей, наука и искусство.

Научную основу менеджмента составляет вся сумма знаний об управлении, представленная в виде концепций, теорий, принципов, методов, способов управления. Менеджмент как наука позволяет не только своевременно и качественно управлять текущей деятельностью, но и прогнозировать развитие событий, разрабатывать стратегию.

Цель — повышение эффективности производства и увеличение прибыли.

Как вид деятельность, не самостоятельная наука менеджмент возник ещё до н.э., когда люди собирались в сообщества, возникло разделение труда, общины, соответственно нужно было управлять и организовывать различные процессы жизнедеятельности.

Возникновение современной науки управления относится к началу 20 века. Основоположник современной науки управления считается Фредерик Тейлор.

Менеджмент как комплексное понятие включает в себя вопросы организации производства (формирование предприятий, определение их структур, размеров, материально-техническое обеспечение и т.д.) и собственно задачи по управлению трудовым коллективом.

Организация производства решает целый ряд задач, а именно:

1. подготовку производства;

2. организацию подразделений для нормального хода производственного процесса;

3. разделение функций и кооперирование основного и вспомогательного производства;

4. оптимизацию размеров подразделений и самой фирмы (пред­приятия) в целом;

5. материально-техническое обеспечение;

6. планирование (маркетинг);

7. организацию труда (стимулирование, нормирование и т.д.).

Управление — целенаправленное воздействие на коллектив работников (координация их деятельности) для решения поставленных задач, приведение в соответствие фактического хода работ с заданным (запланированным).

Управлять — вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы.

Производство организуется и управляется человеком (или группой), поэтому имеет место субъективный характер этих процессов.

Под объектом менеджмента понимается организация, а под субъектом менеджмента понимается - менеджер

Менеджер — наемный профессиональный управляющий; специалист по организации и управлению производством.

Менеджмент можно рассмотреть с трех точек зрения: содержательной, организационной и технологической.

С содержательной точки зрения управление направлено на выявление целей и методов их реализации в данный период;

С организационной точки зрения управление направлено на установление функций управления как определенных этапов принятия решений и их реализации, определения участников управления и порядка их взаимодействия;

С технологической точки зрения управление направлено на получение информации и определение порядка ее обработки и хранения, организацию делопроизводства и др.

Как наука менеджмент имеет самостоятельную область знаний, свой предмет изучения, свои проблемы и способы их решения. Менеджмент как искусство базируется на том, что хозяйствующий элемент является сложной системой, на которую воздействуют разнообразные внешние и внутренние факторы. Учет всех факторов требует научного подхода и искусства его применения.

Менеджмент», как систему, можно представить рядом функциональных направлений (разделов), всесторонне отражающих задачи по организации и управлению производством, а именно:

внутрипроизводственное планирование;

инвестиционный (финансовый) менеджмент;

инновационный менеджмент;

менеджмент персонала (управление трудом);

проектный менеджмент;

менеджмент информационный;

менеджмент технико-технологический;

менеджмент внешнеэкономической деятельности;

менеджмент материально-технического обеспечения;

менеджмент маркетинга и т.д.

Процесс управления – это выполнение разнообразных, но взаимосвязанных друг с другом функций.

Базовыми функциями являются:

Планирование, организация, мотивация, контроль, и координация.

Рассмотрим поподробнее каждую из функций.

1. Планирование – означает разработку и реализацию программы действий на определенный период.

Процесс планирования предполагает поиск ответа на следующие вопросы:

1. Что мы имеем?

2. в каком направлении необходимо двигаться дальше?

3. какие помехи могут возникнуть?

4. какие и в каком размере требуются дополнительные ресурсы?

Процесс планирования осуществляется на разных уровнях организации.

На высшем уровне осуществляется разработка стратегических планов. Цель – определить долговременные задачи развития организации.

Следующий уровень- уровень подразделений, на котором разрабатываются тактические планы. Каждый такой план включает в себя систему мероприятий, которую необходимо осуществить соответствующей службе для решения поставленных задач.

На нижнем уровне организации разрабатываются оперативные планы, где определяются задания, для каждого рабочего дня.

Типовые структуры управления

Следующая функция менеджмента – организация.

Взаимосвязь данной функции с предыдущей состоит в том, что после того как разработаны планы, создаются необходимые условия для их реализации.

Данная функция менеджмента заключается в создании такой структуры предприятия, которая позволяет осуществить намеченные планы.

Этапы осуществления функции организации:

1. Разработка и совершенствование организационной структуры управления, выделение подразделений, их задач и функций.

2. Определение типов взаимоотношений в организации (горизонтальных и вертикальных). На этом этапе устанавливаются права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц.

3. Делегирование полномочий. Это предполагает поручение руководителем своим подчиненным выполнение отдельных обязанностей с предоставлением необходимых ресурсов

4. Построение системы внутрифирменных коммуникаций. Налаживание системы коммуникаций между всеми участниками трудового процесса позволяет развивать прямую и обратную связь.

5. Организационные отношения предприятия с элементами внешней среды. Они является необходимым условием своевременной и быстрой реакции на изменения всей совокупности внешних факторов.

Существуют две основные концепции организации управления: соучастное и единовластное.

Следующая функция менеджмента – мотивация. Мотивация предполагает создание побудительных мотивов к определенной деятельности.Существуют два вида воздействия на людей – принуждение и побуждение. Мотивировать сотрудников значит учитывать их жизненно важные интересы и давать им возможность реализоваться в трудовой деятельности.

Следующая функция – функция контроля. Она связана с установлением определенных стандартов и сопоставлением фактических результатов со стандартами (плановыми показателями). Сопоставление полученной информации о реальных результатах с нормативными значениями, определяются отклонения рассматриваемых величин, выясняются причины отклонения. Для повышения эффективности деятельности организации.

Основное место среди всех функций менеджмента занимает функция – координации. Главная задача координации – обеспечить взаимодействие и согласованность в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.

Основу координации составляет обмен информации. Для выполнения этой функции могут использоваться различные формы: отчеты, аналитические доклады, совещания. Координация синхронизирует не только текущую деятельность организации, но позволяет осуществлять согласованные действия по её изменению, меняющимся требованиям рынка. Это имеет большое значение в связи с постоянно меняющейся внешней средой и необходимостью к этому изменению приспосабливаться.

 


ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.