Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование исторической эволюции гражданства в Великобритании

Социальные классы и природа классовых конфликтов

 

Маршалл попытался систематически определить природу «социального класса».

Он отвергает чисто объективные и чисто субъективные теории класса.

 

Объективные теории: определяют класс по автоматически заданным признакам:


— доход;

— собственность;

— образование;

— род занятий.


У отдельных лиц внутри того или иного класса эти параметры различаются. — Поэтому через них класс определить невозможно.

 

Субъективные теории: отталкиваются от факта самоопределения индивида. — Но совершенно ясно, что классовая принадлежность индивида не создается просто волевым усилием и личным решением.

 

Социальный класс имеет как объективные, так и субъективные аспекты. — Класс существует там, где:

(1) есть иерархическая социальная стратификация;

(2) эта стратификация получает социальное признание; и

(3) эта стратификация обладает относительным постоянством.

Объективность класса выражается в социальных отношениях, которые он производит.

Субъективность — в базовой потребности во взаимном осознанном признании.

 

Признание: не просто признание чего-то уже существующего, но и активное наделение статусом. — Признание не просто фиксирует социальные классы, но и создает их. — Когда человека признают принадлежащим к определенному классу, он получает доступ к соответствующим возможностям (экономическим, социальным и прочим); иначе говоря, признание имеет объективные следствия (социальные отношения).

 

Социальный класс (если его условно рассматривать как группу) — не группа лиц с определенными внутренними и/или внешними атрибутами, а группа лиц со схожими социальными шансами.

 

Между тем: это не группа. — Маршалл категорически против реификации класса.

Социальный класс — скорее не группа, а социальная сила.

Он может быть действенным фактором, определяющим поведение и социальные отношения в обществе, там, где отсутствуют четко обозначенные классовые группы, т.е. где иерархические слои не отделены друг от друга ясными и определенными границами.

 

Это единый, пронизывающий все общество принцип, создающий единую схему размещения для всех его элементов. — Если общество дифференцированное и состоит из множества сообществ, то это единый принцип, применяющийся к разным сообществам (сложные классовые структуры). — В чем состоит этот принцип? — Это единый для общества стандарт более высокого или более низкого положения, определяющий для каждого лица его отношения с другими и доступ к возможностям. — Если бы лица, схожие с точки зрения отношений с другими и доступа к возможностям, встретились, они могли бы образовать группу. — Однако в типичном случае социальный класс существует не в форме группы, а в форме сходства установок.

 

Принцип, создающий различия между более или менее выраженными классами, действует также внутри классов, создавая более тонкие социальные расслоения.

Вследствие этого класс не является гомогенной совокупностью единиц: он внутренне неоднороден. — Маршалл предлагает перенести внимание на эти внутренние различия.

В силу этих различий солидарность класса — не исходный факт, а продукт сравнения с другими классами.

 

Это сравнение интенсифицируется в условиях классового конфликта.

(См. статью «Природа классового конфликта», 1938)

 

Классовый конфликт имеет место тогда, когда некоторый общий интерес объединяет смежные социальные слои (уровни) в противоположность более отдаленным социальным слоям (уровням).

Это объединение имеет аффективную поддержку: ресентимент против неравенства.

 

Ресентимент развивается на базе трех социальных процессов:

(1) сравнение: создает социальные слои и их обособление, формируя установки, стимулирующие и усугубляющие конфликт;

(2) фрустрация: возникает при осознании неравенства возможностей и возлагает ответственность за несправедливость на верхние классовые слои;

(3) подавление: (в условиях образования противостоящих партий) происходит идентификация группы лиц, против которой можно вести борьбу: разжигает конфликт между сторонами, вовлеченными в неравное сотрудничество.

Капиталистической демократии свойственно хроническое состояние несогласия между классами относительно условий сотрудничества. — Рыночная динамика постоянно создает почву для новых сравнений и обид (ресентиментов).

 

Джек Барбалет в книге «Эмоция, социальная теория и социальная структура» (1998)

предлагает развитие идей Маршалла:

(1) ресентимент затрагивает все классовые слои (не только низшие, но и высшие); эскалацию взаимной враждебности между классами подпитывает взаимная интенсификация чувств противостоящих классов;

(2) взаимный ресентимент может возникать не только в отношениях между классами, но и внутри классов — между разными прослойками;

(3) такие внутриклассовые конфликты, подпитываемые ресентиментом, могут возникать в современном обществе постоянно — в рамках деловых циклов, изменяющих рыночную ценность разных товаров и услуг и, соответственно, взаимное расположение индивидов и групп в стратификационной иерархии.

 

 

(«Гражданство и социальный класс», 1949)

 

Гражданство = статус полного членства в (национально-государственном) сообществе.

 

Т.Х. Маршалл: «Гражданство — это статус, присуждаемый полноправным членам сообщества. Все, кто обладает этим статусом, являются равными в отношении прав и обязанностей, которыми наделен этот статус».

 

Гражданство имеет свою историю: Маршалл попытался показать ее на примере Великобритании и разработал для этого простую аналитическую схему.

 

Гражданство делится на три элемента:

(1) гражданский (civil): права, необходимые для индивидуальной свободы: равенство перед законом, свобода личности, свобода слова, мысли и вероисповедания, право владеть и распоряжаться собственностью и заключать договоры, право на правосудие;

(2) политический: право участвовать в осуществлении политической власти: (более конкретно) право избирать и избираться в органы, наделенные политической властью;

(3) социальный: сюда входит целый спектр прав — от права на минимум экономического и социального благосостояния до общего «права иметь полноценную долю в социальном наследии и жить жизнью цивилизованного существа в соответствии с преобладающими в обществе стандартами».

 

Каждый аспект гражданства связан с соответствующими институтами:

¨ гражданский — с судебными институтами;

¨ политический — с парламентом и органами местного самоуправления;

¨ социальный — с системой образования и социальными службами.

 

Развитие гражданства неотделимо от развития этих институтов.

 

Первоначально: в условиях нераздельной слитности социальных институтов: все права и обязанности вытекали из статуса членства в локальном сообществе и были соединены в единый клубок.

 

Развитие гражданства начинается с развитием территориальных национальных сообществ и отделением общенациональных структур от локальных. — Вместе с этим происходила дифференциация институтов.

 

Поскольку институты, соответствующие разным типам прав, отделяются друг от друга, три указанных аспекта гражданства развиваются в значительной мере независимо друг от друга, и пути их развития, разошедшиеся в Англии еще в XII веке, вновь сходятся лишь в середине ХХ века.

 

Развитие каждого аспекта гражданства Маршалл связывает с особым периодом исторического развития Англии (условно и приблизительно):

¨ гражданские права — XVIII век;

¨ политические права — XIX век;

¨ социальные права — ХХ век.

Исторически статус гражданства, сформировавшись как статус свободы, все более обогащается разного рода правами.

Вектор развития гражданства: движение к большему социальному равенству.

 

Например: основные вехи развития гражданских прав:

§ XII век: учреждение королевского правосудия: королевский суд опирался в своей работе не на местные обычаи, а на обычно право;

§ XVIII век: утверждение безличного верховенства закона;

§ XVIII век: закрепилось право на труд (основополагающее гражданское право в экономической сфере) — право человека выбирать родя занятий и место работы, ограниченное только законными требованиями к предварительной профессиональной подготовке:

  • упразднение елизаветинского статута о ремесленниках, не допускавшего определенные социальные классы к определенным родам занятий;
  • аннулирование местных установлений, резервирующих рабочие места в городе за его членами.

Новая установка: ограничение права гражданина на труд — преступление против свободы субъекта и угроза процветанию нации.

Решение суда по одной из тяжб (1705): «Все люди вольны жить в Винчестере, и как можно ограничивать их в пользовании законными средствами для проживания здесь? Такой обычай ущемляет право человека и вреден для общества».

((Сравнить: современную Россию. — «Феодализм»?))

§ утверждение принципа индивидуальной экономической свободы, произошедшее к началу XIX века, окончательно упразднило холопский статус виллана: на смену холопскому труду пришел свободный труд по договору;

§ XIX век: продолжение развития гражданских прав: в направлении устранения барьера между наличием формального права и возможностью реально им пользоваться: (в судебной системе) развитие механизмов, обеспечивающих доступ к правосудию каждому, независимо от его дохода.

 

Аналогичный анализ проводится в отношении политических и социальных прав.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 12. Социология томаса Хэмфри Маршалла | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.