Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы сбора, группировки, анализа, использования информации




Система управления - некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого (совокупность взаимосвязанных элементов, представляющих единое целое).

Целью информационной системы является:

- оказание помощи в процессе принятия решений;

- оценка деятельности управленческого персонала по принятию качествен-ных управленческих решений.

Информационная система должна отвечать следующим требованиям:

- информация должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить удобное хранение и оперативный поиск, своевременное представление;

- информация, выдаваемая системой, должна быть актуальной, своевременной и полезной для решения проблемы;

- информационные данные в системе должны быть сгруппированы по определенным признакам (временному фактору, применительно к сферам управления и т.д.).

Показатели, характеризующие информационную систему управления:

1) объем информации в звеньях ее сосредоточения - количество листов:

- количество документов на одного работника управленческой деятельности как отношение количества входящих и исходящих документов к среднесписочной численности работников;

- коэффициент исполнительности как отношение количества фактически использованных документов к количеству документов, подлежащих исполнению;

- коэффициент абсолютного использования информации;

- коэффициент эффективного использования информации;

2) объем движущейся информации, величина ее потоков;

- коэффициент использования информации как отношение количества использованной информации за определенный период к общему количеству информационных сообщений;

3) пропускная способность каналов информационной связи:

- коэффициент непрерывности информационных потоков;

4) быстродействие (как быстро руководитель находит нужную ему информацию):

- коэффициент оперативности информации;

- качество учета информации;

- коэффициент оперативности работы аппарата управления.

 

Информационный массив

Создание информационного массива допускается осуществлять двумя способами: прямым и косвенным.

Прямой метод предполагает производить сбор информации с помощью привлечения специалистов (экспертов) различных уровней управления при помощи метода анкетирования, интервьюирования и др.

Косвенный метод подразумевает под собой анализ документных источников (плановых документов, отчетов о деятельности и т.д.).

Каждый из указанных методов имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому на практике применяют различные методы, что в результате дает возможность получить объективные данные.

При формировании информационного массива необходимо учитывать затраты на получение информации. Величина затрат является ограничивающим фактором. Практика показала, что даже сбор информации внутреннего характера требует значительных затрат в процессе непосредственно сбора, хранения, обработки и поиска данных (комплексный анализ, локальный, пролонгированный, экспессивный).

Комплексные оценка и анализ – это наиболее сложный и ответственный вид оценки, т.к. состоит в получении общего впечатления о деятельности.

Локальное оценивание, в противоположность комплексному, производится на основе результатов выполнения какой-то одной функции или даже ее части (с точки зрения назначения информации). Локальная оценка имеет большое значение для дальнейшего совершенствования системы информационного обеспечения, т.к. выявление причинно-следственных связей позволяет обнаружить типичные особенности востребования информации и на этой основе вести перегруппировку информационных данных.

Пролонгированная оценка осуществляется на основе изучения длительного периода деятельности объекта исследования. Данный вид оценки может приводить к значительным искажениям, т.к. в зону анализа попадают только следы этой деятельности (разовых документов, субъективных мнений участников событий). При подготовке информации для представления по требованию следует учитывать: чем длительнее оцениваемый период, тем больше значимость этих источников.

Экспрессивное оценивание относится исключительно к текущей деятельности. Недостаток таких источников информации проявляется в психологической окраске: категорических суждениях, пристрастном анализе и пр.

Потребители информации.

При создании информационного массива необходимо учитывать - кто запрашивает информацию, какая информация (какого рода) необходима, где будет использоваться, какие объемы и качество устроят потребителя. Например, у руководителей разных уровней управления различная потребность в информации с позиции полноты охвата, точности, структурированности по времени, сферам приложения и т.д. Выявлена следующая тенденция в изменениях потребности в информации при перемещении от уровня управления к выше стоящему уровню: руководителю становятся необходимы все более общие данные для планирования и принятия решений, изменения стратегии организации, формирования перспективных направлений развития. При подготовке информации конкретному руководителю, необходимо учитывать:

- на каком уровне управления находится руководитель;

- какие функции выполняет;

- каковы его полномочия в области принятия управленческих решений;

- каков его опыт, характер и уровень образования.

 

Методы сбора информации:

1) прямой метод предполагает прямое участие специалистов (экспертов) при помощи наблюдения; анкетирования; интервьюирования и др.;

2) косвенный метод – анализ документных источников.

Методы анализа информации.

1) Метод сравнения – научный метод познания, в процессе использования которого изучаемое явление (предметы) сопоставляются с уже известными с целью определения общих черт либо различий между ними.

В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа:

- горизонтальный – для определения абсолютных и относительных отклонений;

- вертикальный – изучается структура явлений;

- трендовый – для анализа относительных темпов роста и прироста к базису;

- одномерный – сравнение по одному показателю нескольких объектов, либо одного объекта по нескольким показателям;

- балансовый – для установления соотношения между необходимыми и имеющимися в наличии ресурсами;

- многомерный – сравнение нескольких объектов по большому спектру показателей.

 

2) Методы приведения показателей к сопоставимому виду.

- единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов;

- единство промежутков времени, за которые сравниваются показатели;

- сопоставимость исходных условий (технических, природных, климатических и т.д.);

- единство методики исчисления и состава.

 

3) Методы использования относительных и абсолютных величин.

Абсолютные величины показывают размеры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д.

Относительные величины (ОВ) отражают соотношение величин явления с величиной другого явления (ОВ планового задания, ОВ динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности).

4) Способы группировки информационных данных.

Типологические – группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности.

Структурные группировки – определяют внутреннее строение показателей, соотношение в нем частей. Например, состав рабочих по профессиям, стажу, возрасту…).

Аналитические (причинно-следственные) группировки – для изучения связей между явлениями.

По сложности построения:

- простые – по одному признаку;

- сложные – по разным признакам.

5) Балансовый метод анализа информации используется для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.

Балансовый метод используется при анализе обеспеченности предприятия ресурсами: трудовыми, финансовыми, материальными, информационными.

Левая часть уравнения = Правая часть уравнения.

Потребность в ресурсах = фактическое наличие в ресурсах.

6) Графический метод.

Диаграммы: столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.

Линейные. Графики связи результативного и факторного признаков. Графики контроля (план-факт).

7) Табличный метод.

Таблицы:

- простые – одно явление;

- групповые – данные по отдельным единицам, объединенные в группы по одному признаку;

- комбинированные – по нескольким признакам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.