КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преимущества и недостатки методов управления ресурсами предприятия
Рис. 23. Значения составляющих себестоимости и цены продажи Рис. 22. Данные о потреблении комплектующих, их себестоимости и цене для единицы продукции Рис. 17. Иерархия производственных планов в системе MRP II Как показано на рисунке, главный план-график производства – ядро оперативного управления в системе MRP II. В нём отражается информация, поступающая с производства и отдела снабжения, на него накладывают ограничения плановые цифры по ресурсам и денежным средствам. Он содержит информацию, на основе которой можно заключать договора поставки с заказчиками, прогнозировать прибыльность и управлять сбытом. В системах MRP II предлагается специальный инструментарий формирования финансового плана и составления бюджетных смет, прогнозирования и управления движением денежных потоков. При финансовом анализе, проводимом в рамках MRP II, не учитываются косвенные затраты (накладные расходы), чисто финансовые затраты, например инвестиционные платежи, и такой важный планово-финансовый параметр как, график (диаграмма) финансовых потоков (cash-flow diagram); единственное, что подлежит анализу – общий «прямой» финансовый результат от основной деятельности за плановый период.
2.1.2.3. ERP – планирование ресурсов предприятия В результате развития систем планирования класса MRP – добавления возможностей финансового анализа, управления конструкторскими разработками, учёта основных средств – возникла концепция ERP. ERP – концепция согласованного решения задач учёта, контроля, планирования и управления производственными и финансовыми ресурсами предприятия, называемая иногда также системой планирования ресурсов в масштабе предприятия (Enterprise-wide Resource Planning). ERP-система – интегрированная информационная система управления, позволяющая создать единую среду для автоматизации планирования, учёта, контроля, управления и анализа всех основных хозяйственных процессов предприятия, реализующая концепцию ERP. ERP – широко распространённый термин, введённый исследовательской фирмой Gartner Group (http://www4.gartner.com/) для описания систем управления. Четких критериев для определения этих систем нет. Как правило, эти системы должны обеспечивать автоматизацию таких процессов, как планирование, прогнозирование и управление финансами, производством (объемно-календарное планирование, укрупненное планирование мощностей, планирование потребностей в материалах и планирование потребностей в мощностях, цеховое планирование и диспетчеризация производства), материально-техническим снабжением и сбытом (управление закупками, запасами, планирование себестоимости и т.п.), бухгалтерским учётом, а также проектирование продукции и разработку технологических процессов и т.п. ERP представляет собой набор интегрированных в общую систему приложений, позволяющих создать единую среду для автоматизации планирования, учёта, контроля и анализа всех основных хозяйственных процессов предприятия. Пример. Система управления предприятием «АКСАПТА» компании Microsoft позволяет планировать продажи и закупки, составлять графики производства и т.п. (рис. 18). В зависимости от задаваемых пользователем настроек система может самостоятельно предпринимать действия согласно производственным графикам, обеспечивая эффективную загрузку мощностей и своевременную доставку материалов. В общих чертах сводное планирование в системе «АКСАПТА» определяет: - потребности производства в ресурсах (рис. 19); - наличие ресурсов; - метод восполнения нехватки ресурсов (осуществление закупок материальных ресурсов или открытие производств). Рис. 18. Сводное планирование в системе «АКСАПТА» Рис. 19 Управление запасами в системе «АКСАПТА» «АКСАПТА» осуществляет автоматическое планирование закупок (рис. 20) необходимых материальных ресурсов на основе данных плана-графика производства, данных о наличии ресурсов на складах и заключенных договоров на их поставку. Рис 20. Спланированные системой «АКСАПТА» закупки В состав современной ERP-системы входит следующий набор подсистем: - производство, дополненное управлением данными об изделии PDM (Product Data Management), детализированным планированием ресурсов FRP (Finite Resource Planning) и усовершенствованным планированием и составлением производственных графиков APS (Advanced Planning and Scheduling); - снабжение и сбыт, включая управление цепочками поставок – SCM; - запасы; - техобслуживание оборудования; - послепродажное обслуживание произведенной продукции; - кадры; - научные исследования и конструкторские разработки; - бизнес-интелект (Business Intelligence), использующие технологии OLAP и системы поддержки принятия решений DSS (Decision Support Systems); - финансы. Различия между двумя системами (MRP II и ERP) вытекают из их функционального назначения. MRP II-системы созданы для использования только на промышленных предприятиях. ERP-системы не ограничены сферой промышленного производства, они могут использоваться в организациях сферы торговли и услуг, банках, страховых компаниях, образовательных учреждениях и т.д. Можно сформулировать основные отличия ERP-систем от MRP II-систем: - возможность использования на различных типах предприятий; - поддержка планирования ресурсов по различным направлениям деятельности предприятия (не только производство продукции); - возможность планирования и управления ресурсами сложного многопрофильного предприятия, корпорации. Кроме того, ERP-системы позволяют эффективно планировать финансовые затраты на инвестиции в производство новых изделий, что было невозможно в MRP-системах. Эти системы впервые обеспечили полный спектр инструментов автоматического управления себестоимостью. ERP-системы переняли у MRP-систем способность отслеживать состояние производственных ресурсов и складских запасов. Это делает возможным получение оперативной информации о сроках конкретных поставок, ценах индивидуальных заказов и т.п., что является необходимым условием использования электронных систем закупок. ERP-системы обеспечивают возможность полного сквозного учета и контроля информации, связанной с прохождением заказа по следующей цепочке: заявка от покупателя – расчет плановых показателей (себестоимость, срок производства и поставки) – оформление заказа – производственный заказ (резервирование производственных мощностей) – создание заказов на поставку комплектующих – учет прихода комплектующих, взаиморасчеты с поставщиками – учет списания комплектующих в производство в привязке к производственному заказу – учет характеристик выполнения производственного заказа – учет выпуска готовой продукции – учет поставки готовой продукции, взаиморасчетов с заказчиком – сравнение плановых и фактических показателей. Для этого обеспечивается: - автоматический расчет возможного срока выполнения и себестоимости каждого нового заказа с учетом текущей загрузки оборудования, наличия и сроков поставки комплектующих; - автоматическое формирование заявок на закупку на основе данных о запасах и плановом потреблении по всей номенклатуре комплектующих; - автоматическое формирование плана загрузки производства. Пример: Инвестором внедрения ERP-системы на Воронежской кондитерской фабрике (ВКФ) стала компания Sun Capital Partners. Использование ERP-системы, по утверждению руководства ВКФ, позволило обеспечить достоверное планирование производства и закупок, точнее оценить себестоимость продукции. Она даёт возможность связать многие предприятия отрасли, их поставщиков и дистрибьюторов таким образом, чтобы каждый из них мог корректно планировать выпуск продукции, ориентируясь не только на внутренние ресурсы, но и на внешние заказы. В ERP-системах автоматически планируется загрузка производственных мощностей предприятия исходя из тех параметров (объёмы товарных партий, их номенклатура и сроки поставки), которые были сформированы на основе существующих заказов (рис. 21). Непосредственно в процессе приёма заказа ERP-система рассчитывает себестоимость и цену единицы товара, при этом учитываются все компоненты себестоимости производства и расходы на доставку в соответствии с индивидуальными требованиями клиента (рис. 22 и 23). Время и расходы, необходимые для переналадки оборудования при смене ассортимента выпускаемой продукции, также учитываются ERP-системой при планировании производства и расчёте себестоимости. Пример. Система «АКСАПТА» рассчитывает график загрузки производственных мощностей, построенный с учётом изложенных выше параметров. Рис. 21. График загрузки производственных мощностей в системе «АКСАПТА» Кроме того, система рассчитывает потребление комплектующих на единицу продукции, а также себестоимость и цену каждого элемента комплектации. Дополнительно рассчитываются значения всех составляющих себестоимости продукции и цены продажи. Функциональные возможности системы позволяют детально анализировать многие экономические показатели, например, соотношение затрат и дохода (объема продаж) по номенклатурным группам или отдельным продуктам, по группам клиентов или отдельным клиентам, отслеживать доход от продаж по разным странам, регионам, группам клиентов или периодам времени и т.д. Это позволяет производителям переходить на работу по индивидуальным заказам. Соответственно интегрируются автоматизированные системы управления, при этом именно электронная коммерция позволяет автоматизировать наиболее трудоёмкие этапы коммерческой деятельности. Можно сказать, что ERP-системы и интернет-коммерция взаимно дополняют друг друга, что и предопределило значительный эффект от их интеграции. ERP-системы, обеспечивающие ресурсное планирование и интегрированное управление всеми бизнес-процессами, целесообразно рассматривать в качестве основы интернет-решений компании. Отсутствие надёжной системы внутреннего планирования и контроля, интегрированной с внешней (фронт-офис) системой интернет-коммерции, обрекает компанию в новой экономике на неудачу. Эффективное использование преимуществ интернет-коммерции возможно только на предприятиях, использующих автоматизированные системы управления ресурсами. На западных предприятиях в течение достаточно длительного времени шел процесс автоматизации бизнес-процессов. Были созданы системы управления ресурсами предприятий – ERP-системы, предназначенные для автоматизации так называемого бэк-офиса компании. Автоматизация, как правило, начиналась с систематизации управления корпоративными финансами; затем – складскими запасами; далее – расчётом заработной платы и так далее, вплоть до управления производством и персоналом. А самое главное, отдельные модули были интегрированы в единую систему. В России многим предприятиям еще предстоит пройти этот путь. Интеграция ERP -систем с системами интернет-коммерции секторов B2B и В2С – естественный и закономерный этап в развитии технологии управления ресурсами предприятия.Создание и эксплуатация систем интернет-коммерции, прежде всего систем сектора B2B, становится наиболее эффективной, если эти системы интегрированы в общекорпоративные бизнес-процессы и, соответственно, встроены в ERP-систему. Межкорпоративная интеграция на уровне взаимосвязей между ERP-системами поставщиков и потребителей обеспечивается через B2B -системы электронной коммерции – электронные системы сбыта (e-distribution), снабжения (e-procurement) и торговые площадки (e-marketplace). Поскольку электронная торговая площадка как система электронной коммерции B2B позволяет осуществить прямое взаимодействие между субъектами рынка – поставщиками и потребителями, то она может стать элементом интеграции между ERP-системами субъектов рынка (см. рис. 24).В этом случае отдельные корпоративные системы управления ресурсами становятся частью большого электронного рынка. Рис. 24. Схема интеграции ERP-систем поставщиков и потребителей посредством B2B-систем электронной коммерции Пример: Компания, производящая электротехническое оборудование на территории России, имеет ERP-систему, отслеживающую достаточность запаса комплектующих на складе. Как только число тех или иных деталей оказывается ниже установленного уровня, система автоматически формирует заказ на необходимую партию. Этот заказ в стандартной форме поступает через интернет-шлюз в ERP-систему зарубежного поставщика, которая анализирует его, ставит в очередь на исполнение и, исходя из загрузки мощностей и прочих внутренних факторов, формирует стандартное подтверждение о принятии заказа и планируемом сроке поставки. Данное подтверждение через интернет-шлюз поступает в ERP-систему компании-заказчика – исходя из предполагаемой даты и объёма поставки, эта система планирует складские запасы, данные по которым, в свою очередь, используются при планировании производства. По данным независимых информационных агентств, тщательно спланированное и полномасштабно осуществленное внедрение ERP-системы дает следующие результаты: - снижение операционных и управленческих затрат на 15%; - экономия оборотных средств на 2%; - уменьшение цикла реализации на 25%; - снижение коммерческих затрат на 35%; - снижение страхового уровня складских запасов на 20%; - уменьшение дебиторской задолженности на 12%; - увеличение оборачиваемости средств в расчетах на 25%; - увеличение оборачиваемости материальных запасов на 30%; - улучшение утилизации основных фондов на 30%. В качестве недостатка ERP-систем можно упомянуть то, что клиенты компании рассматриваются как «элемент внешнего мира» и определяющего влияния на функционирование компании не оказывают. ERP-система оптимизирует приём заказов, планирование производства, закупку материалов и комплектующих, производство, доставку и управление, т.е. только все внутренние операции предприятия. Другими словами, ERP-системы направлены на достижение конкурентных преимуществ путем оптимизации внутренних бизнес-процессов, что и обусловливает их основные недостатки (таблица 13). Таблица 13 Преимущества и недостатки использования ERP-систем
В последнее время ряд авторов (в том числе специалисты компании Gartner Group) говорит о возникновении новой концепции корпоративной информационной системы – ERP II (от англ. Enterprise Resource and Relationship Processing – управление корпоративными ресурсами и внешними связями). Основная идея этой концепции – выход за рамки задач автоматизации и оптимизации только внутренних бизнес-процессов предприятия, сотрудничество покупателей и продавцов, совместное создание продуктов и услуг, т.е. решение указанных выше проблем ERP-систем. Однако данная концепция – частный случай созданной ранее концепции CSRP.
2.1.2.4. CSRP – планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем Более современная, чем упомянутые ранее, концепция CSRP – концепция управления ресурсами предприятия, ориентированная на нужды предприятий-потребителей и учитывающего не только основные производственные и материальные ресурсы, но и все те ресурсы, которые обычно рассматриваются как вспомогательные, то есть ресурсы всего жизненного цикла товара. Это все ресурсы, потребляемые во время маркетинговой работы с клиентом, послепродажного обслуживания, перевалочных и обслуживающих операций и т.д. Эта особенность CSRP приобретает решающее значение для повышения конкурентоспособности предприятия в отраслях, где жизненный цикл товара невелик и требуется оперативная реакция на изменение желаний потребителя. Чтобы правильно управлять стоимостью товара, оценивать стоимость продвижения и обслуживания товара данного типа, необходимо учитывать все элементы его жизненного цикла. CSRP-система – интегрированная электронная информационная система управления, реализующая концепцию CSRP. Предназначение CSRP – создание продуктов с повышенной ценностью для покупателя, т.е. продуктов, которые наиболее полно удовлетворяют специфическому набору требований каждого конкретного покупателя. Реализация концепции CSRP на конкретном предприятии, позволяющая управлять заказами клиентов и всей работой с ними, на порядок оперативнее, нежели это было возможно ранее. Становится возможным ежечасное изменение графика поставок, что в условиях «классической» ERP было невыполнимо. Детальный анализ себестоимости заказа и конкретных элементов в его составе стал возможен уже на этапе его оформления. При расчёте себестоимости можно учесть все дополнительные операции по административному обслуживанию заказа, не говоря уже о послепродажном обслуживании, что практически невозможно в ERP-системах, где данные расходы учитываются только постфактум.
Рис. 25. Реализация принципа ориентации на интересы покупателя в CSRP–системах Как видно из рисунка, основной принцип CSRP – интеграция системы обработки информации о покупателе в систему процесса планирования и управления деятельностью организации. В результате этого покупатели могут оказывать влияние на ключевые бизнес-процессы организации, изменять её стратегию и последовательность действий по реализации этой стратегии. CSRP перемещает фокус внимания с планирования производства на планирование заказов покупателей. Таким образом, бизнес-процессы предприятия синхронизируются с деятельностью покупателей. В рамках CSRP и аналогичных ей методик важное значение приобретает интеграция системы управления ресурсами предприятия с программными продуктами её контрагентов, реализующих специфические задачи управления (например, управление технологическим оборудованием, проектированием изделий) и расчёта специфических ресурсов, характерных для конкретного предприятия. Такими продуктами могут быть, например, системы оптимального размещения заказов, управления технологией и т.д. Данная интеграция возможна на базе технологий интернет-коммерции. Преимущества использования систем класса CSRP: - повышение потребительской ценности продукции – достигается за счёт сфокусированности компании на конъюнктуре рынка; - быстрая адаптируемость к конъюнктуре рынка – обеспечивается усовершенствованием производственного планирования: изменения в заказе покупателя автоматически приводят к изменениям в заказах поставщикам и т.д.; - укрепление конкурентных позиций предприятия, обеспечиваемое координацией бизнес-процессов с покупателями благодаря доступу в реальном времени к точной информации о заказах покупателей; подразделения планирования могут динамично изменять группирование работ, последовательность исполнения заказов, заключения субконтрактов для улучшения обслуживания покупателей и снижения себестоимости продукции; - повышение качества товаров, так как средства поддержки покупателей объединяются с ключевыми приложениями планирования, производства и управления. Необходимая информация о покупателях и товарах заранее поставляется подразделениям, отвечающим за производство, продажи, исследования и развитие, а также другим подразделениям; - технологии, основанные на Интернете, расширяют возможности поддержки покупателей, включая удалённый, круглосуточный сервис по принципу самообслуживания; - CSRP-система реализована на базе технологии ERP, что позволяет реализовать все преимущества ERP-системы. В таблице 14 показаны преимущества и недостатки вышеописанных методов управления ресурсами предприятия, используемых в электронной коммерции.
Таблица 14
Использование CSRP обеспечивает поставщиков информацией о производственных графиках своих заказчиков, данными об их продажах и т. д., позволяя на основании этой информации заранее планировать производство и поставки для них. Технологию работы такой системы можно проиллюстрировать на примере деятельности компании по производству компьютеров – Dell Computer. Потребители направляют свои заказы в систему Dell по электронной сети, определяя в них все необходимые им характеристики (объём памяти, производительность, перечень периферийных устройств и т.д.). Автоматически вносятся изменения в график производства, и клиент информируется о времени выполнения заказа. Одновременно формируются заказы поставщикам комплектующих, которые могут начинать подготовку производства необходимой продукции. Это, помимо прочего, даёт возможность значительно сократить производственные запасы у головного производителя.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 3883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |