Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы бухгалтерского учета

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОРМАТИВНОЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Официальным исполнительным органом регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации. На него возложены как методологические (разработка нормативных документов), так и контрольные функции ведения бухгалтерского учета. Непосредственно разработкой нормативных документов для хозяйствующих субъектов занимается Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации. Регулирование бухгалтерского учета отдельных операций в кредитных организациях возложено на Центральный банк Российской Федерации.

Методология бухгалтерского учета имеет отраслевую специфику, связанную с учетом выручки и затрат, расчетом финансового результата. Регулировать отраслевые особенности ведения бухгалтерского учета были призваны отраслевые министерства и ведомства по согласованию с Минфином России. В настоящее время эту функцию выполняют очень немногие министерства и ведомства.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

В настоящее время систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в России составляют документы четырех уровней.

Первый уровень документов включает законы, указы президента, постановления правительства, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. К этой группе документов относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный. закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др.

Второй уровень системы нормативного регулирования составляют стандарты (положения) по бухгалтерскому учету, которые устанавливают базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным разделам (участкам) учета. В настоящее время утверждены и применяются на практике следующие положения:

• Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ1/98. Утверждено приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94. Утверждено приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г. № 167;

• Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена виностранной валюте» ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина России от 10 января 2000 г. № 2н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;

• Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98. Утверждено приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 56н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01. Утверждено приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. № 96н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ11/2000. Утверждено приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 5н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000. Утверждено приказом Минфина России от 27 января 2000г.№11н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ13/2000. Утверждено приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000. Утверждено приказом Минфина России от 16 октября 2000г.№91н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ15/01. Утверждено приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № 60н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02. Утверждено приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66 н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02. Утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002г. № 115н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02. Утверждено приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н.

Третий уровень системы нормативного регулирования представлен методическими указаниями, инструкциями, рекомендациями и т.п. Основными среди них являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

Документами четвертого уровня в системе регулирования бухгалтерского учета являются рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.

В 1998 г. Правительством Российской Федерации была создана Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета -и финансовой отчетности. Ее основные задачи — разработка программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и контроль за ходом ее выполнения. Наряду с разработкой правил бухгалтерского учета, соответствующих международным стандартам финансовой отчетности, программой предусмотрены создание новой системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и организация системы переподготовки бухгалтерского персонала.

К 2003 г. в рамках программы:

1) создана система национальных стандартов бухгалтерского учета (положения по бухгалтерскому учету);

2) разработана новая методология формирования финансовой отчетности;

3) приняты новые планы счетов бухгалтерского учета коммерческих и бюджетных организаций;

4) созданы профессиональные бухгалтерские объединения.

Принципы бухгалтерского учета — это исходные, базовые положения бухгалтерского учета, которые лежат в основе разработки правил ведения учета и составления отчетности и закреплены в стандартах, положениях, регламентирующих бухгалтерский учет. На основе базовых принципов разрабатывается учетная политика организации и формируются показатели финансовой отчетности.

Бухгалтерский язык — язык бизнеса любой организации, на котором общаются бухгалтеры и менеджеры всех уровней. Оперируя понятиями и показателями, они должны понимать под ними одно и то же либо знать методы расчетов этих показателей для обеспечения их сопоставимости при анализе.

Стремление снабдить многочисленные заинтересованные стороны одними и теми же правилами, использовать конкретно определенные подходы к регистрации хозяйственных операций и расчетам показателей означает, что бухгалтерский учет стремится к объективности. Для обеспечения объективности необходимо выполнять принципы, устанавливающие порядок записи данных о хозяйственных операциях.

Рассмотрим принципы бухгалтерского учета, лежащие в основе ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Принцип стоимости. В соответствии с этим принципом средства учитываются по цене приобретения или создания (фактической себестоимости), которая и служит основой для оценки будущего использования средств.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно,— по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации,— по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества).

В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавка), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Текущая рыночная стоимость формируется на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

Под стоимостью изготовления понимают фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества.

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

Принцип денежного выражения. Бухгалтерский учет оперирует только теми фактами, которые с достаточной степенью объективности могут быть измерены в денежном выражении.

Этот принцип нашел отражение в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» (п. 1 ст. 11) и Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 23). Согласно этим документам имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении.

Принцип действующей организации. В бухгалтерском учете всегда, за исключением случаев, когда наверняка известно обратное, считается, что организация будет работать на протяжении неопределенно длительного периода времени. Исходя из этого принципа составляется отчетность, где имущество показывается с обеих сторон: по составу и размещению и по источникам формирования. Необходимость оценить сумму выручки от реализации имущества организации возникает только при его продаже или закрытии. Во всех остальных случаях эти сведения считаются не представляющими интереса. Этот принцип тесно связан с принципом стоимости: если организация не признается действующей непрерывно, применение принципа стоимости невозможно. Более значимой является не стоимость, а продажная цена имущества сразу же после составления бухгалтерской отчетности.

Этот принцип закреплен в п. 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Принцип целостности организации. Этот принцип предполагает имущественную обособленность организации от имущества ее собственников и других юридических лиц. Хозяйствующий субъект юридически самостоятелен по отношению к своим собственникам и другим хозяйствующим субъектам. Бухгалтерский учет ограничен рамками организации и не распространяется на личные средства собственников и других юридических лиц. Принцип сформулирован как допущение имущественной обособленности в п. 6 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Принцип реализации. В бухгалтерском учете прибыль считается полученной, когда товары или услуги поступили заказчику и он принял на себя обязательства по ним. Для отражения в бухгалтерском учете дохода необходимо, чтобы у организации возникло право на получение денежных средств. Оно возникает не в момент подписания договора и его оплаты, а в момент перехода права собственности на отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).

Принцип двойственности. Для понимания данного принципа рассмотрим балансовое уравнение.

Для осуществления своей деятельности любой организации необходимо имущество, или в бухгалтерской терминологии — средства. Средства, которыми владеет организация, называются активами. Часть этих средств предоставляется собственником. Общая сумма вне-сенных им средств называется капиталом (собственным). Если собственник является единственным, кто внес средства, то справедливым будет уравнение:

А = Ск,

где А — активы;

Ск — собственный капитал.

В реальной практике часть активов вносится кроме собственника еще кем-то. Задолженность организации за эти активы называется обязательствами. В этом случае уравнение принимает следующий вид:

А = Ск + О,

где О — обязательства.

Суммы левой и правой сторон совпадают. В этом равенстве сформулирован основной подход к представлению данных в бухгалтерском учете — одна и та же вещь рассматривается с двух точек зрения: с одной стороны, чем являются средства (активы), с другой стороны, откуда они появились (капитал + обязательства).

Таким образом, любая хозяйственная операция рассматривается в двух аспектах: один представлен активами, другой — источником. Эти два аспекта всегда равны друг другу. Метод записи операций,

при котором соблюдается принцип двойственности, называется двойной записью.

В соответствии с п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Федерального закона «О бухгалтерском учете» организация ведет бухгалтерский учет путем двойной записи на счетах бухгалтерского учета.

Принцип накопления. Сущность этого принципа заключается в том, что под чистой прибылью организации понимают разницу между доходами и расходами, а не между непоступившими и затраченными денежными средствами. Наибольшую сложность на практике представляет приведение в соответствие расходов и доходов.

Принцип существенности. Этот принцип рассмотрим на примере. Предположим, организация приобрела блокнот для деловых записей с двумя запасными блоками, которые будут использованы в течение какого-то периода. Его стоимость будет уменьшаться по мере расходования бумаги. Можно было бы записывать эти расходы по мере использования бумаги. Однако цена блокнота настолько мала, что такой учет лишен всякого смысла. Поэтому стоимость блокнота будет отнесена на затраты в тот период, когда был приобретен блокнот. Коробка спичек также будет отнесена на расходы того периода, когда она была куплена.

Очевидно, что такие предметы не относятся к существенным, хотя и могут прослужить достаточно долго.

Согласно принципу существенности информация считается существенной, если ее значение важно в процессе выработки и принятия решения; каждая существенная величина актива или обязательства должна представляться в бухгалтерской отчетности отдельной строкой.

Согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 «Доходы организации» существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5%.

Принцип осмотрительности (консерватизма). В основе этого принципа лежит неопределенность в учете. Это обусловлено тем, что бухгалтерский учет оперирует величинами, которые (в большинстве своем) будут существовать в дальнейшем. Раскрытие учетной информации между прошлыми и будущими отчетными периодами производится исходя из определенных предположений.

Термин «осмотрительность» стал применяться по отношению к этому принципу в 70-е годы XX в. Ранее он назывался принципом «консерватизма».

Сущность принципа сводится к тому, что бухгалтер должен отражать самую низкую из возможных стоимостей активов и доходов и самую высокую из возможных стоимостей пассивов и расходов. Этот принцип определяет также временной параметр отражения доходов и расходов. Расходы должны быть зафиксированы как можно раньше, а доходы — как можно позднее.

Из этого следует, что активы оцениваются ниже рыночной стоимости, а доходы — по меньшей из нескольких альтернативных сумм.

В настоящее время существуют различные мнения о необходимости использования принципа осмотрительности (консерватизма) в учете. Одни считают, что использование принципа консерватизма обезопасит собственников, другие — что консерватизм противоречит требованию отражения всей доказательной информации, связанной с временными ограничениями, и лишает учетные данные сравнимости.

Принцип осмотрительности закреплен в п. 7 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», согласно которому организация должна проявить большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

Принцип постоянства. Этот принцип жизненно необходим для каждой организации, которая стремится представить бухгалтерскую информацию объективно. Согласно принципу постоянства организация, выбравшая метод бухгалтерской обработки определенного типа данных, должна четко придерживаться именно этого метода при обработке всех данных этого типа.

Выбранные методы закрепляются в учетной политике организации и действуют в течение отчетного года. Однако это не означает, что организация не может изменить выбранные методы. Они могут быть изменены, но только на достаточно серьезном основании. Причины изменения закреплены в п. 16 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Любое изменение в методах серьезно сказывается на финансовых результатах деятельности организации.

Принцип своевременности. Этот принцип означает, что данные в бухгалтерском учете должны быть представлены без задержки, для того чтобы пользователь мог принять необходимое решение. Требование своевременности сформулировано в п. 7 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Принцип полноты. Согласно данному принципу при отражении бухгалтерской информации недопустимы пропуски и изъятия. В противном случае такая информация может привести к неверному управленческому решению и нанести финансовый ущерб организации. Требование полноты сформулировано в п. 7 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», а п. 5 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» обязывает организации все хозяйственные операции и результаты инвентаризации своевременно регистрировать без каких-либо пропусков и изъятий.

Принцип полноты учтен и в ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», в п. 11 которого сказано, что информация об аффилированных лицах должна быть изложена ясно и полно, с тем чтобы пользователям были понятны характер и содержание отношений и операций с аффилированными лицами.

Принцип ценности, достоверности и сопоставимости. Ценность информации заключается в ее влиянии на принятие пользователем решений в отношении организации. При этом различают прогностическую ценность (возможность на базе информации сделать прогноз), ценность подтверждения прогноза и своевременность.

Достоверной признается информация, в которой нет существенных ошибок, т.е. информация, соответствующая требованиям нейтральности, правдивого представления, полноты и адекватности (отражения экономического содержания хозяйственных операций в соответствующей оценке).

Сопоставимость показателей, содержащихся в финансовой отчетности, с соответствующими показателями предыдущих периодов или показателями других организаций обеспечивается постоянством выбранных методов учета.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.