Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преимущества использования электронных систем государственных закупок

Основные понятия электронных систем государственных закупок

Создание системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд позволит автоматизировать эти процессы во всех федеральных органах исполнительной власти, значительно уменьшить издержки государственных заказчиков при проведении конкурсов, сократить потери и злоупотребления.

Федеральная целевая программа
"Электронная Россия (2002-2010 годы)"

Во многих странах отношения государства с бизнес-сообществом (сектора G2B и B2G) переходят на электронную основу быстрее, чем отношения с гражданами. Проблемы коммуникаций между частными компаниями и государственными организациями можно преодолеть, если интегрировать их операции в единую систему.

Государственные заказчики – федеральные министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов федерации и местного самоуправления являются в совокупности самым крупным покупателем продукции и заказчиком услуг.

Эффективность расходования бюджетов всех уровней в значительной мере зависит от полноты и доступности информации о заключенных контрактах на государственные закупки товаров и услуг и информации об их исполнении для всех участников процесса закупок, как покупателей (представителей государства), так и для поставщиков. Только полнота и широкая доступность информации по государственным закупкам делают «прозрачным» расходование бюджетных средств и создают условия для добросовестной и открытой конкуренции между поставщиками продукции (услуг) для государственных нужд, существенно ограничивают негативное влияние протекционизма и лоббирования интересов отдельных предприятий-поставщиков в сфере бюджетных закупок.

Анализ мирового опыта свидетельствует, что в экономически развитых странах управление процессами формирования и эффективного использования информационных ресурсов по государственным закупкам является одной из приоритетных функций правительства. Сведения о заключенных контрактах и отчёты об их исполнении составляют разветвлённую сеть общедоступных БД, интенсивно использующуюся не только государственными чиновниками, но и специалистами, работающими в сфере бизнеса, научно технических исследований и т.п.

Пример. Впервые вопрос о создании электронной системы закупок продукции для государственных нужд на самом высшем государственном уровне был поставлен в США в Меморандуме Президента США от 26 октября 1993 для Глав Исполнительных Органов Власти и Президентского Совета «Рационализация процесса закупок посредством электронной торговли».

В США в составе Федеральной контрактной системы функционирует Центральный федеральный информационный центр, ведомственные федеральные и региональные информационные центры, взаимодействующие как по специальным каналам связи, так и с использованием сети Интернет. В БД контрактов на государственные закупки и отчётов об их исполнении в США ежегодно поступает несколько миллионов новых документов.

Каждое федеральное ведомство обязано формировать и поддерживать ведение компьютерной БД, содержащей несекретные сведения по всем контрактам стоимостью свыше 25 тыс. долл. за 5 последних финансовых лет. Ведомства должны направлять всю указанную выше информацию в Центральную информационную систему федеральных закупок.

В странах Европейского Союза проведение и анализ государственных закупок обеспечивают многие информационно-консультационные центры. Ежегодно в БД этих центров вводится несколько сот тысяч документов о государственных закупках. В аналитических материалах, подготовленных Комиссией ЕС, отмечается первостепенное значение развития системы информационного обеспечения для процессов государственных закупок.

Основные информационные ресурсы, обеспечивающие процесс закупок и содержащие сведения о заключенных контрактах стран-членов Европейского Союза, включают полную информацию по предложениям о закупках, которая должна быть обязательно опубликована в «Официальном Журнале ЕС». Бумажная версия этого издания была упразднена в 1998 году, и с этого времени официальным изданием является электронная БД «Ежедневный электронный тендер» (Tender Electronics Daily – TED). К БД TED имеется сетевой вариант доступа через Интернет. БД TED ежедневно пополняются 500-750 новыми объявлениями и содержит данные о заключенных контрактах.

Традиционная организация процесса государственных закупок является крайне неэффективной. У сотрудников государственных учреждений, ответственных за закупки, нет полного представления о наличии товаров, ценах, поставщиках, которые присутствуют на рынке. Информационный обмен между покупателями и поставщиками весьма затруднен.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются, как государственные заказчики, так и организаторы закупок:

- низкая эффективность процесса консолидации заявок по однотипной продукции, работам и услугам;

- большие трудозатраты на сбор и обработку заявок от получателей продукции;

- отсутствие возможностей оперативного анализа заявок бюджетных организаций;

- трудности в получении данных о текущей рыночной конъюнктуре;

- низкая информационная прозрачность торгов, что снижает конкуренцию среди поставщиков;

- малое число участников торгов;

- трудоемкость многокритериальной оценки предложений от участников торгов по сложным видам продукции, работ и услуг;

- сложность и низкая эффективность оперативного мониторинга исполнения множества разнотипных контрактов из-за отсутствия единого информационного поля процесса государственных закупок.

Наиболее эффективным способом организации торгово-закупочной деятельности государственных организаций является использование электронных торгово-закупочных площадок. Эти площадки способны обеспечить более эффективное взаимодействие между службами снабжения государственных учреждений и предприятиями-поставщиками.

Электронная торгово-закупочная площадка – электронная торговая площадка, обеспечивающая взаимодействие закупающих организаций с их контрагентами в процессе осуществления торгово-закупочной деятельности через электронные каналы связи.

Предпосылками, определившими возможность и эффективность, применения электронных торгово-закупочных площадок в сфере государственных закупок являются:

- сфера государственных закупок формируется и функционирует в условиях рыночной экономики, постоянно тесно взаимодействуя с субъектами рынка различных форм собственности;

- финансовые потоки, направляемые на государственные закупки централизованы посредством механизмов казначейского исполнения бюджета;

- необходимость повышения эффективности и информационной прозрачности данной сферы деятельности;

- объективное повышение требований к оперативности, достоверности и безопасности информационного обеспечения органов власти в процессе анализа, планирования, прогнозирования и контроля государственных закупок.

Переход на использование электронных торгово-закупочных площадок позволяет привлечь к конкурсам государственных закупок самый широкий круг поставщиков. Компьютеризация повышает эффективность и надежность всех этапов проведения конкурса. В частности, существенно удешевляются, ускоряются и упрощаются процедуры получения конкурсной документации, подачи и приема конкурсной заявки, передачи уточняющих вопросов к конкурсной комиссии и получения ответов на них. Конкурсная комиссия получает в свое распоряжение удобные средства систематизации и сравнения полученных заявок, процедура конкурсного отбора становится более четкой и строгой.

Система электронного снабжения государственных организаций должна обеспечивать:

- планирование закупок продукции (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд;

- регистрацию и ведение БД поставщиков (к работе на площадке допускаются только зарегистрированные поставщики);

- автоматическую обработку подрядов и поступающих заявок на участие в тендерах и аукционах;

- проведение тендеров и аукционов (на основе законодательных актов о порядке проведения закупок для государственных нужд);

- организацию взаиморасчётов;

- отслеживание счетов-фактур и платежей;

- предоставление информации всем заинтересованным сторонам, в том числе контрольным и финансово-ревизионным органам;

- формирование отчетных документов, а также интеграцию с ERP-системами или другими информационными системами управления участников торгов.

С помощью данной системы поставщики могут просматривать информацию о результатах аукционов или тендеров, прохождении счетов-фактур, текущих подрядах, выставленных на торги, контактную информацию государственного ведомства и т.п.

Основным способом закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд являются открытые конкурсы (торги, тендеры). То есть такие конкурсы, в которых могут принимать участие любые поставщики, заинтересовавшиеся опубликованным в СМИ объявлением о проведении закупок.

Информация, которую поставщики обязаны представить при регистрации на электронной торгово-закупочной площадке, должна содержать сведения о поставщике и его бизнесе, включая идентификационный номер налогоплательщика и данные для электронной платёжной системы. Информация о поставщике включает:

- реквизиты поставщика. Предоставляются самим поставщиком в центральную электронную регистратуру;

- необходимая банковская информация и информация налоговой инспекции о поставщике;

- информация, полученная в результате анализа всех контрактов, заключённых с поставщиком.

Алгоритм проведения конкурсов при выборе поставщиков для государственных нужд приведен в п. 3.1.5.3.

Интерес к электронным закупкам проявила такая известная организация как Всемирный банк. Среди прочего, это объясняется глобальной заинтересованностью Всемирного банка в борьбе с коррупцией. По вполне обоснованному мнению, создание системы электронных государственных закупок может существенно уменьшить возможности злоупотреблений при осуществлении государственных закупок, повысить вероятность обнаружения и прямого доказательства неправомерности тех или иных операций и усилить стимулы к честной конкуренции.

В начале 2001 г. был распространен проект документа Всемирного банка «Электронные государственные закупки», призванный стимулировать широкую дискуссию о путях и формах развития электронных государственных закупок.

В этом документе говорится о возможностях и направлениях развития электронных государственных закупок, роли государств в данном процессе, приведены основные понятия и состав системы электронных государственных закупок, подходы к выработке стратегии становления и развития электронных государственных закупок, позволяющие унифицировать эти процессы в мировом масштабе.

Некоторые из ключевых элементов, определённых в данном проекте:

- законодательные требования публичного уведомления о государственных заказах и замена печатной формы такого уведомления на электронную;

- технологические и функциональные стандарты для электронных рынков;

- нормы и рекомендации относительно функциональных процедур, правил участия в торгах и механизмов разрешения споров;

- функциональные процедуры рынка электронных государственных закупок, в частности, протоколы и оперативные действия, подтверждающие авторство, отправление и получение электронных документов, а также заключение действительных, имеющих силу контрактов.

 

Использование электронной закупочной площадки позволяет создать конкурентную среду проведения тендеров за счёт обеспечения необходимой открытости для всех участников торгово-закупочного процесса, широких возможностей по привлечению новых поставщиков и более эффективного проведения тендеров.

Это даёт возможность оптимизировать процессы материально-технического снабжения и значительно снизить трудозатраты государственных органов на осуществление закупочной деятельности и привлечение новых поставщиков. Руководство государственных учреждений получает эффективный инструмент для анализа всех торгово-закупочных процессов.

Организация торгово-закупочной деятельности государства с помощью специализированной электронной площадки позволяет получить ощутимые выгоды и преимущества:

- снижение средних закупочных цен за счет увеличения числа участников конкурсов и конкуренции между ними за получение государственного заказа на 10-20%;

- расширение объёма публикуемой информации о процедурах и результатах государственных закупок. Усиление контроля над закупочной деятельностью со стороны руководства и общества, повышение «прозрачности» всех торгово-закупочных процессов;

- создание нового механизма закупок, тесно увязанного с управлением складскими запасами и отличающегося эффективным планированием (по номенклатуре, объемам и срокам поставки) и обеспечением бесперебойности поставок;

- получение консолидированной информации о закупках и исполнении договорных обязательств, благодаря формированию БД, содержащих сведения о процессах государственных закупок, заключённых контрактах на государственные закупки и результатах их исполнения;

- экономия бюджетных средств за счет объединения заявок от получателей однородной продукции и осуществления крупно-оптовых закупок;

- сокращения числа конкурсов за счет возможности формирования консолидированных лотов по одной номенклатуре;

- мониторинг результатов торгов, состава и характеристик поставщиков продукции (услуг) для государственных нужд;

- прогнозирование потребности в товарах (работах, услугах) на краткосрочный и среднесрочный периоды;

- информатизация процессов государственных закупок, внедрение электронного документооборота, средств электронных коммуникаций внутри и между государственными учреждениями;

- сокращение организационных затрат на проведение конкурсов за счет кардинального снижения числа рутинных операций по ручной обработке данных и появления возможности использования уже созданных и сохраненных электронных документов и материалов, что приводит к снижению транзакционных издержек на 25-75%;

- ускорение процедур проведения конкурсных торгов.

Пример. В 1998 году Пентагон объявил о разработке системы электронной торговли EMALL с целью организации процесса закупки вооружения и предметов материально-технического обеспечения войск через Интернет.

Благодаря EMALL исключаются от 30 до 40 промежуточных операций процесса закупки вооружения, весь процесс осуществления транзакции сводится к 10 операциям. Если в классической «бумажной» технологии при закупке продукции на сумму 1000 долл. от 300 до 400 долл. уходило на административные расходы, то в EMALL эти расходы составляют 4 долл. Кроме того, ускоряется процедура оформления заказов, которая раньше составляла 1-3 месяца, использованных, в основном, на различные согласования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственные электронные торгово-закупочные площадки | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.