Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация

Среда косвенного воздействия

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Схема 6

Общая характеристика внешней среды

· взаимосвязанность факторов;

· сложность;

  • подвижность (изменчивость);
  • неопределенность.

 

 

Политико-правовой Экономический Социально-культурный

фактор фактор фактор

 

Научно-технический

прогресс Природно-

Среда прямого воздействия географический

Поставщики Потребители фактор

Конкуренты Гос органы

 

Собственники

 

социальным изменениям в долгосрочной перспективе, что создает для одних организаций возможности для развития, для других – угрозу существования.

Научно-технический прогресс определяет уровень технологий, применяемых при производстве продукции и оказании услуг. Этот фактор значительно обостряет конкуренцию, несет в себе огромные возможности для развития организации, а также может представлять угрозу для ее существования. Сегодняшние лидеры в бизнесе – это те фирмы, которые предлагают потребителю продукцию, изготовленную по новейшим технологиям. Развитие новых информационных технологий, средств коммуникации, роботизация производственного цикла, появление новых материалов, поиск новых энергоресурсов - все это реалии сегодняшнего научно-технического прогресса.

Природно-географический фактор связан с климатическими условиями, запасами природных ресурсов, экологической обстановкой, влияющими на деятельность организации. Например, уменьшение запасов природных ресурсов, вызывает необходимость их вторичного использования, разработки ресурсосберегающих технологий, заменителей сырья, традиционных материалов, видов энергии. Сегодня требуют соблюдения экологических стандартов при производстве и потреблении продукции, утилизации отходов, строительства очистных сооружений, что связано с вложением значительных средств.

Компоненты внешней среды очень тесно взаимосвязаны, изменение одного фактора вызывает изменение другого. Например, ухудшение экономической ситуации вызывает ухудшение социальных условий жизни, снижение потребления, спроса и прибыли организации.

В среду прямого воздействия входят потребители продукции и услуг, поставщики сырья, материалов и энергии, конкуренты, государственные и муниципальные органы, общественные организации, в данном случае профсоюз. В отличие от макросреды организация имеет большую степень воздействия на эти факторы.

Поставщики могут быть:

· Поставщиками материалов, сырья, оборудования и энергии

· Поставщиками финансовых ресурсов

· Поставщиками трудовых ресурсов


Современные производители продукции сейчас все больше ориентируются на приобретение комплектующих элементов у партнеров-поставщиков (японская система субподряда), чем сами их производят, поэтому можно говорить о возрастании зависимости от поставщиков, от цен, сроков, качества и ритмичности поставок.

Поставщиками капитала являются крупные и мелкие инвесторы: банки, страховые компании, акционеры и частные лица. Зависимость проявляется в объемах и условиях займа и взаиморасчета, страховых услугах и т.д.

Рынок рабочей силы является поставщиком трудовых ресурсов. Зависимость организации от этого фактора проявляется в уровне квалификации, требований уровня заработной платы

Потребители – это основной фактор, решающий сможет ли фирма возместить свои издержки, получить прибыль и развитие. Успех организации заключается в нахождении своего потребителя и удовлетворении его потребностей. Поэтому необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос, кроме этого, следует не только прогнозировать потребление, но и создавать потребителя.

Конкуренты определяют, какой товар, по какой цене надо продавать. Потеря 10 % доли рынка ведет к снижению нормы прибыли на 5-8%. Недооценка конкурентов может привести к потерям и кризису фирмы. Кроме борьбы за рынки сбыта существует борьба за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, капитал, право использовать нововведения, т.е. конкуренция пронизывает все сферы экономической жизни и усиливается год от года.

Государственные органы. Каждая организация имеет свой правовой статус и подчиняется определенным законам, несет определенные обязательства перед государственными и муниципальными органами, обществом в целом в виде налогов, различных социальных отчислений, благотворительности. Государственные органы в свою очередь через законодательные акты, меры государственного регулирования, субсидии и льготы могут значительно влиять на деятельность организации. Например, снижение ставок налогов способствует привлечению капитала, оживлению предпринимательской деятельности.

Во взаимоотношениях с внешней средой у организации возникают две основные проблемы – взаимодействия и адаптации. Быстрое развитие технологий, усложнение и многообразие предлагаемых товаров и услуг, сокращение их жизненного цикла, появление большого количества конкурентоспособных организаций, возрастание требований покупателей – все эти и другие изменения усиливают влияние и зависимость организаций от внешних условий, это вынуждает их искать лучшие способы взаимодействия и адаптации. Для адаптации организации во внешней среде необходимо изменять внутреннюю среду.

Практикующее упражнение. Задание 10.

Ситуация для анализа «Уроки августовского кризиса»

Закрытое акционерное общество «Красная заря» - предприятие по производству трикотажного белья и изделий спортивного ассортимента – имеет почти вековую историю. Сегодня на нем работают 850 работников и производят около 20 млн трикотажных изделий и свыше 2 тыс тонн полотна. Оно является лидером своей отрасли. В 1993-94 гг. за счет собственных средств был построен и введен в эксплуатацию производственный корпус площадью более 10 тыс. кв.м с самым современным оборудованием, что позволяет обновлять ассортимент выпускаемой продукции на 30%, обеспечивается 100 %-ный контроль качества. Предприятие активно расширяет сеть фирменных секций-салонов в крупных торговых домах.

Тем не менее, в период августовского кризиса 1998 г. оно оказалось в тяжелых экономических условиях. Его цель по обеспечению средней отраслевой рентабельности была переориентирована на выживание. Была разработана рыночная стратегия, направленная на капитализацию прибыли и ее инвестирование в современную технику, технологию и социальную сферу, на повышение качества и конкурентоспособности продукции в своем сегменте; на маркетинговую концепцию; на развитие товаропроводящей сети; на обучение персонала.

По мнению генерального директора Н.Г.Калининой, меры, принятые для реализации стратегии, помогли им не только выжить, но и восстановить некоторые потерянные позиции в своей отрасли и увеличить влияние на рынке трикотажных изделий. Был сохранен самый важный ресурс организации – коллектив работников.На вопрос, были ли они готовы к августовскому кризису, Калинина ответила: «И да, и нет. Но кризис научил нас многому. Мы убедились, что успех организации сегодня определяется не столько состоянием внутренней среды, сколько динамикой внешнего окружения. Поэтому мы стараемся не только стабилизировать внутреннее состояние, но и уделять большое внимание взаимосвязи с нашими поставщиками, потребителями и другими составляющими внешней среды».

Вопросы:

1. Какова миссия организации?

2. Как можно характеризовать внешнюю среду данной организации?

3. Как отреагировала организация на изменения внешней среды?

4. Сформулируйте цели и стратегию предприятия после августовского кризиса?

5. Как вы изменили цели своей организации в условиях экономического кризиса и были ли вы к нему готовы?

6. Какие уроки вы получили от этой кризисной ситуации?

Контрольные вопросы:

1. Какие основные переменные внутренней среды организации следует учитывать руководителю?

2. Чем отличаются цели организации от задач?

3. Что такое структура организации, по какому принципу формируется структура?

4. Опишите кратко классификацию по Вудвордт и Томпсону.

5. Какую роль в эффективности организации играют люди и культура?

6. Приведите пример, характеризующий взаимосвязанность всех переменных внутренней среды организации

7. Проведите различия между средой косвенного и прямого воздействия.

8. Рассмотрите основные факторы косвенного воздействия, степень их влияния на вашу организацию.

9. Рассмотрите основные факторы прямого воздействия, степень их влияния на вашу организацию.

10. Приведите примеры, характеризующие неопределенность, сложность, изменчивость и взаимосвязанность факторов внешней среды.


Тема 2. Коммуникации в менеджменте.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внешняя среда бизнеса | Сущность и цели коммуникации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.