Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 1. Основные понятия информационных систем и информационных технологий

ВВЕДЕНИЕ

Предисловие

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие_ 8

ВВЕДЕНИЕ_ 10

Часть 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ_ 13

1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС - ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_ 13

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ_ 16

3. ПОНЯТИЕ СИСТЕМ И СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА_ 17

3.1. Основные понятия теории систем и системного анализа. 18

3.2. Свойства и признаки систем_ 23

3.3. Принципы системного подхода. 25

3.4. Системообразующие и системоразрушающие факторы__ 25

3.4.1. Системообразующие факторы_ 25

3.4.2. Системоразрушающие факторы_ 27

3.5. Система и внешняя среда_ 28

3.6. Структура, функции и этапы развития систем_ 31

3.7. Принципы системного подхода_ 35

3.8. Механизм процесса описания системных объектов_ 39

4. информационные технологии и преобразование информации в данные. 44

4.2. Логический уровень информационной технологии. 47

4.3 Физический уровень информационной технологии. 49

4.4 Процесс превращения информации в данные. 51

4.5 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ_ 51

5. УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМАХ_ 53

5.1. Управление как процесс целенаправленной переработки информации 53

5.2. СХЕМА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ_ 55

5.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ_ 57

5.4 РОЛЬ И МЕСТО ЧЕЛОВЕКА И ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В АВТОМАТИЗИРОВАННОМ УПРАВЛЕНИИ_ 58

5.5 ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ_ 59

ЧАСТЬ 2. Информационные экономические системы_____ 62

6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ_ 62

6.1. Классификация существующих информационных технологий и систем 62

6.2. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИХ РАЗВИТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ_ 64

6.3. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ_ 71

6.4. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ_ 73

6.4.1. Информационная технология обработки данных_ 73

6.4.2. Информационная технология управления 75

6.4.3. Автоматизация офиса 76

6.4.4. Информационная технология поддержки принятия решения 77

6.5. Этапы развития информационных систем_ 77

6.6. Основные понятия информационных систем_ 79

7. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ_ 82

7.1. Структура и состав информационной системы__ 82

7.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ: СТАДИИ И ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АИС И АИТ_ 89

7.3. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АИТ и АИС_ 93

7.4. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ РАБОТ_ 94

7.5. РОЛЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В СОЗДАНИИ АИС И АИТ И ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ_ 101

7.6. ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧИ_ 105

8. Типы, ВИДЫ И оценка и области применения информационных систем_ 110

8.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку_ 110

8.2. ВИДЫ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ 111

8.2.1. Информационная система оперативного уровня 112

8.2.2. Информационные системы специалистов_ 113

8.2.3. Информационные системы для менеджеров среднего звена 113

8.2.4. Стратегические информационные системы_ 114

8.2.5. Информационная система по отысканию рыночных ниш. 114

8.2.6. Информационные системы, ускоряющие потоки товаров. 114

8.2.7. Информационные системы по снижению издержек производства. 114

8.2.8. Информационные системы автоматизации технологии ("менеджмент уступок"). 115

8.3. Классификация информационных систем по характеру использования информации и сфере применения_ 115

8.3.1. Классификация по характеру использования информации_ 115

8.3.2. Классификация по сфере применения 115

8.4. ОСНОВНЫЕ Типы АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ_ 116

9. ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ_ 126

9.1. ВИДЫ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ ЭИС_ 126

9.2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ_ 129

9.3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАЩИТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В АИТ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 134

ЧАСТЬ 3. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ОБРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ В ЭКОНОМИКЕ_ 140

10. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ_ 140

10.1. НАЗНАЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКИХ СИСТЕМ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ._ 140

10.2. Бухгалтерские ИС на крупных предприятиях. 143

10.3. Особенности функционирования БУИС на предприятиях малого и среднего бизнеса. 143

10.4. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ бухгалтерских информационных систем 145

10.4.1. Основные характеристики АИС 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ_ 145

10.4.2. Основные характеристики АИС БЭСТ 146

10.4.2. Основные характеристики АИС ПАРУС_ 148

11. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_ 154

11.1. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО ДЕЛА В РОССИИ_ 154

11.2. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ_ 155

11.3. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОМАТИЗИРО-ВАННЫХ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ_ 159

11.4. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ_ 161

11.5. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКАХ_ 163

11.6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И МОДУЛИ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ_ 166

11.7. АВТОМАТИЗАЦИЯ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ_ 168

12. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АИС РАЗРАБОТКИ И ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ_ 171

12.1. Производственный процесс и его обеспечение. 171

12.2. Бизнес-план как средство выражения идей развития фирмы__ 172

12.3. стадии разработки бизнес-планов_ 174

12.4. Использование информационных систем для бизнес - планирования 179

12.5 Краткая характеристика пакета Project Expert_ 182

13. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АИС УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ_ 185

13.1. Базовые функциональные возможности систем управления___ 185

13.2. Характеристики наиболее распространенных систем управления проектами_ 185

13.2.1. Microsoft Project 185

13.2.2. Time Line 6.5_ 186

13.2.3. Primavera Project Planner (P3) 186

13.2.4. SureTrak_ 188

13.2.5. Artemis Views 188

13.2.6. Spider Project 189

13.2.7. Open Plan Welcom Software 189

14. Справочно-правовые информационные системы_ 191

14.1. Система "Консультант Плюс"_ 191

14.2. Система "Гарант " _ 191

14.3. Информационная система “Договор”_ 192

15. Экспертные системы. 193

15.1. Характеристика и назначение экспертных систем_ 193

15.2. Основные компоненты информационной технологии экспертных систем. 194

16. НЕЙРОСЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_ 199

17. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ, ОБРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ В НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ_ 203

17.1. Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог»_ 203

17.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ В ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ. 206

17.3. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АИС НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ 209

17.4. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ__ 212

18. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КАЗНАЧЕЙСТВЕ_ 214

18.1. СОЗДАНИЕ КАЗНАЧЕЙСКИХ ОРГАНОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ_ 214

18.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ КАЗНАЧЕЙСТВА_ 214

18.3. ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНАХ КАЗНАЧЕЙСТВА_ 215

18.4. ТЕРМИНАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КАЗНАЧЕЙСТВА_ 216

18.5. АРХИТЕКТУРА «КЛИЕНТ - СЕРВЕР» АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАЗНАЧЕЙСТВА_ 218

18.6. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ КАЗНАЧЕЙСТВА_ 219

19. ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТОЧКИ В РОССИИ_ 221

20. АВТОМАТИЗАЦИЯ В ТОРГОВЛЕ_ 226

20.1. АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА В ТОРГОВЛЕ_ 226

20.2. штрихкоды как средство автоматизации торговых расчетов_ 227

20.3. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЕМ_ 228

21. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ_ 229

21.1. КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ АИС_ 229

21.2. Основные требования к интегрированной АИС. 230

22. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫМ ДОКУМЕНТООБОРОТОМ_____ 232

23. АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ_ 234

24. Корпоративные информационные системы: технологии и решения_ 236

24.1. Введение_ 236

24.2. Структура корпоративной информационной системы__ 237

24.3. Заключение_ 243

25. Электронные каналы маркетинга и дистрибуции_ 244

26. Информационные технологии в туризме_ 254

26.1. Пути развития и эффективность внедрения новых информационных технологий в туризме_ 254

26.2. Классификация специалистов и классы задач, решаемых в туристском офисе_ 256

26.3. Прикладные программы по формированию, продвижению и реализации туристского продукта_ 259

26.3.1. Анализ рынка прикладных программ автоматизации туристского офиса 259

26.3.2. Программа Само-Тур_ 260

26.3.3. Программа ТурбоТур_ 260

26.3.4. Пакет прикладных программ Туристский офис 261

26.3.5. Система интеграции сети розничной продажи туристских услуг TRAVELNET-2000_ 263

26.3.6. Программа автоматизации работы в турофисе «TurWin»_ 263

26.3.7. Программа "TourPilot 264

26.3.8. Программа "Business Tour" 265

26.4. Автоматизированные системы бронирования и резервирования в туризме_ 265

26.4.1. Отечественные системы резервирования 265

26.4.2. Зарубежные системы бронирования и резервирования 266

26.5. Отечественные системы бронирования мест размещения_ 269

26.5.1. Система Ключ_ 269

26.5.2. Система Туринтел (www.tourintel.ru) 269

26.5.3. Система Тур Резерв (www.tours.ru) 270

26.6. Комплексная автоматизация гостиниц_ 270

26.6.1. Гостиничная АСУ (PMS) "Эдельвейс" - ядро комплекса. 271

26.6.2. Работа с другими программами и системами_ 275

26.6.3. Программы автоматизации объектов питания и развлекательных комплексов_ 278

26.7. БЭСТ-ПРО (ПРИЛОЖЕНИЕ "АДМИНИСТРАТОР ГОСТИНИЦЫ") 281

26.8. Использование глобальной компьютерной сети Internet в практике туристского бизнеса_ 284

26.8.1. Возможности Internet в формировании, продвижении и реализации туристского продукта 284

26.8.2. Участие в международных туристских выставках и ярмарках в сети Internet 285

26.8.3. Электронная система бронирования и резервирования туристских услуг в Internet 286

26.8.4. Другие возможности использования Internet для туризма 291

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 291

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 292

Переход к рыночным отношениям в экономике и научно-технический прогресс чрезвычайно ускорили темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества последних достижений в области информатизации. Термин «информатизация» впервые появился при создании локальных многотерминальных информационно-вычислительных систем и сетей массового обслуживания. Достижение Россией высоких результатов в экономике и социальной области и завоевание места полноправного партнера в мировой экономической системе в значительной степени зависит от того, каковы будут масштабы использования современных информационных технологий во всех аспектах человеческой деятельности, а также от того, какую роль будут играть эти технологии в повышении эффективности общественного труда.

Включение курса автоматизированных информационных технологий в учебные планы экономических специальностей государственных вузов говорит о безусловной значимости информатики и её составной части - информационной технологии в деятельности экономиста любого профиля.

Информатика как наука о способах и средствах получения и преобразования информации может быть представлена тремя уровнями: физическим; логическим; прикладным.

На физическом уровне рассматриваются технические средства информатики: компьютеры с их базовым программным обеспечением и средства передачи данных (средства связи). Этот уровень студенты ВУЗов изучают в курсе «Информатика».

На логическом уровне представления информации производится формализация информационных процессов, позволяющая их объединить в информационную технологию, выступающую в виде сложной системы, подсистемами которой являются основные информационные процессы, реализуемые с помощью процедур и операций. Фактически логический уровень является теоретической основой информатики.

На прикладном уровне изучаются вопросы практического применения теории информационной технологии в конкретных областях человеческой деятельности в виде специализированных информационных систем.

Логический и прикладной уровни информатики изучаются студентами экономических специальностей в дисциплинах «Автоматизированные информационные технологии в экономике», «Информационные системы в экономике», «Информационные технологии в управлении». Для того, чтобы студенты смогли осмыслить прикладной аспект базовой и конкретных информационных технологий, эта дисциплина преподаётся на 2-5 курсах, когдаужеизучены или изучаются теоретические основы профилирующих экономических дисциплин.

Актуальностью изучения теории и практики автоматизированных информационных технологий и систем в управленческой деятельности объясняется включение дисциплин «Автоматизированные информационные технологии в экономике», «Информационные системы в экономике» в Государственные стандарты высшего профессионального образования по экономическим специальностям.

Цель учебных дисциплин - дать студентам, обучающимся по экономическим специальностям, знания в области прикладной информатики, информатизации и методов решения задач управления в среде автоматизированных информационных технологий и систем.

Предлагаемое учебное пособие написано в соответствии требованиями государственных стандартов специальностей экономического профиля по дисциплинам «Автоматизированные информационные технологии в экономике», «Информационные системы в экономике», «Информационные технологии в управлении», «Информационные технологии», состоит из трех частей, имеющих определенную самостоятельность и логическую последовательную связь, и подразделяетсяна 24 темы.

Первая часть посвящена методическим вопросам создания и функционирования систем и новых технологий управленческой деятельности. Рассматриваются предпосылки создания и условия реализации автоматизированных информационных технологий применительно к процедурам управления.

Вторая часть содержит описание структур экономических информационных систем, виды обеспечения информационных систем, особенности проектирования информационных систем, стадии и этапы внедрения информационных технологий и систем на предприятиях, защиты экономической информации.

Третья часть пособия содержит описание автоматизированных информационных технологий и систем, используемых для решения конкретных функциональных задач в различных органах управления финансово-экономических учреждений, промышленных предприятий, организаций производственной и непроизводственной сфер. В 3-й части также обсуждаются вопросы применения интегрированных автоматизированных информационных технологий и систем профессионального назначения.

Лекционный курс дополняется лабораторными работами, включающими получение навыков решения профессиональных офисных задач, специальных задач с использованием различных типов профессиональных информационных систем: юридических, маркетинговых, анализа деятельности предприятий и управления ими, бухгалтерских, бизнес-планирования и др.

 


Мы находимся в начале нового тысячелетия, и нынешним студентам выпала честь работать в новом веке. Развитие производства невозможно без информации, которая последние десятилетия уходящего века была окончательно признана ресурсом развития человеческого общества. Впечатляющие успехи в этот же период достигнуты человечеством в информационных технологиях. Это компьютеры и компьютерные системы, локальные и глобальные сети, всемирная сеть Internet, мультимедийные технологии и т.д.

По мере развития научно-технического прогресса усложняются технологии производства продукции и выпускаемые изделия, расширяется ассортимент, возрастает наукоемкость продукции, повышается жизненный уровень населения, его потребности. Это приводит к усложнению взаимоотношений человека и природы, истощению ресурсов Земли, к экологическим проблемам.

В результате усложняются процессы управления экономикой, возникает необходимость управления самим научно-техническим прогрессом.

Информатика проникла во все сферы деятельности человека. Сейчас трудно представить рабочее место экономиста предприятия, банкира, менеджера без персонального компьютера, но возможности этого универсального инструмента должны быть использованы специалистом в полной мере. Не случайно уже сейчас одним из требований при приеме экономиста на работу является умение работать на компьютере и знание профессиональных информационных систем. Компьютер становится основным инструментом экономиста любой специализации: финансиста, бухгалтера, плановика, аналитика, менеджера и т.д. Изучение автоматизированных информационных технологий и систем вооружает специалиста знаниями по эффективному использованию компьютера в управлении экономическими процессами. Современные информационные технологии и системы позволяют оперативно и оптимальным образом управлять предприятием.

Важнейшим фактором повышения эффективности производства в любой отрасли экономики является улучшение управления.

Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накапливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и других технических средств. Методы и средства информатики реализуются в виде автоматизированных информационных технологий (АИТ) или информационных систем (ИС).

В мире наступил такой период, когда производственный потенциал и научный уровень общества определяется суммарной мощностью ЭВМ и технологическим совершенством переработки с их помощью информации.

Вооружить человека принципиально новыми орудиями производства и технологиями, усиливающими его возможности по обработке информации - важнейшая технико-экономическая задача, которая требует ускоренного развития индустрии информатики. При этом возникают новые, еще не устоявшиеся в научной литературе понятия: «информационная экономика», «информационные ресурсы» и т. д.

Национальные «информационные ресурсы» - это новая экономическая категория. Информация становится таким же ресурсом, как материал и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: Кто им владеет? Кто в нем заинтересован? Насколько он доступен? Возможно ли его коммерческое использование?

В течение всей предшествующей XX веку истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводственных затрат. В конце XX века впервые в истории человечества основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация. Возникли тенденции неуклонного перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу, что является сейчас наиболее заметным симптомом, который получил название «информационный кризис».

В настоящее время можно указать на два различных фактора, убедительно свидетельствующих о начале перехода промышленно развитых стран на качественно новый этап технологического развития, который принято называть веком информации и новых информационных технологий:

1) время удвоения объема накопленных научных знаний составляет 2-3 года (в 1900 - 50 лет, 1950 -10 лет, 1970 - 5 лет);

2) материальные затраты на хранение, передачу и переработку информации превышают аналогичные расходы на энергетику.

По данным ЮНЕСКО, в настоящее время уже более половины всего занятого населения наиболее индустриально развитых стран принимают участие в процессе производства и распространения информации.

Как известно, большая часть усилий людей, занятых в информационном секторе, имеет своей целью управление людьми и машинами в ходе трудового процесса, однако усложнение трудового процесса вызывает трудности управления при обработке информации вручную.

Какими инструментами была вооружена до последнего времени основная часть людей, занятых в информационной сфере? - Телефоны, пишущая машинка, ЭВМ - вот и все. Поэтому количество людей в информационной сфере увеличивалось, а это снижало производительность труда в целом по стране.

Развитие общества характеризуется также возрастанием роли информации в процессе управления. В частности академик В.М. Глушков ввел понятие «информационных барьеров». Первый информационный барьер был достигнут в тот период, когда экономические связи полностью замыкались в рамках ограниченных коллективов (род, семья, племя), и сложность управления этим коллективом стала превосходить способности одного человека, определяемые пропускной способностью человека как системы управления (2-4 бит/с). Он был преодолен путем отделения функций системы управления (СУ) от функций объекта управления (ОУ) и перехода к иерархическому принципу управления. В соответствии с этим принципом СУ включает лицо, принимающее решение(ЛПР), и группу подчиненных управленцев - должностных лиц, отвечающих за отдельные функции ОУ. Это произошло многие тысячелетия тому назад и вызвало соответствующие изменения в технологии управления, которые состояла в изобретении двух механизмов управления экономикой: первый механизм - создание иерархических систем управления (при котором руководитель заводит себе помощников, а те, в свою очередь, распределяют функции между своими подчиненными); второй механизм - введение правил взаимоотношения между людьми и социальными коллективами: предприятиями, регионами, государствами и т.д. (эти функции первоначально выполняла религия, а в последующем - законодательная система). Одним из наиболее действенных способов реализации этого механизма являются экономические регуляторы, основанные на введении рыночных товарно-денежных отношений.

Второй информационный барьер связан с ограниченной способностью к переработке информации у всего населения страны - сложность задач управления экономикой растет быстрее числа занятых в ней людей.

Теоретические исследования о тенденциях роста численности управленческого персонала подтверждались и статистикой. Например, в США в начале нынешнего столетия на одного конторского работника приходилось 40 рабочих: в 1940 г. - 10; в 1958 г. - 6; а в 1965 - всего лишь 1 рабочий. Отечественная статистика аналогично констатировала рост численности управленческого персонала до 40 и более процентов от общей численности работников предприятия.

Иными словами, возникла ситуация, когда как бы каждым рабочим командует управленческий работник. На самом деле ситуация гораздо сложнее: система организационного управления занимается не только непосредственно организацией производства, но и его технической подготовкой, материальным, финансовым, кадровым и т. п. обеспечением, развитием предприятия и т. д. По мере укрупнения предприятий, более частого обновления номенклатуры выпускаемой ими продукции и технологий растет потребность в обслуживающих видах деятельности, а, следовательно, и численность управленческого персонала, что и приводит к парадоксальному результату.

Аналогичная ситуация наблюдалась и с ростом численности управленческого персонала регионов, страны. При этом возник особый класс управленческих работников - номенклатура, а эффективность управления повысить не удавалось.

Для преодоления второго информационного барьера имеется принципиально другой путь: автоматизация всех информационных процессов, телекоммуникации и сетевые технологии, Интернет. Объектом автоматизации являются функции, задачи и процессы, происходящие в системах управления. Без знания основ управления говорить об автоматизации нет смысла.

Для решения этой проблемы в 60-е годы началась разработка автоматизированных систем управления - АСУ, но в дальнейшем стало ясно, что для оптимального управления различными процессами необходимы более радикальные изменения в управлении, учет закономерностей функционирования и развития сложных систем с активными элементами.

Задача совершенствования управления системами ставится как задача оптимального синтеза систем с управлением: при заданных системе и множестве внешних воздействий построить систему управления, обеспечивающую требуемое поведение системы, удовлетворяющей критериям качества управления.

Для сложных систем, с которыми приходится иметь дело на практике, применение классического экспериментального метода исследования ограничено его высокой стоимостью, а в ряде случаев (экология, макроэкономика и др.) натурные эксперименты становятся либо вовсе невозможными, либо, по крайней мере, чересчур рискованными. Поэтому в качестве основного метода исследования сложных систем используют метод компьютерного эксперимента - универсальный метод познания, основанный на использовании системных имитационных моделей.

Информационные технологии и системы, являясь основным инструментом повышения обоснованности управленческих решений, представляют собой сложные программно-аппаратные и телекоммуникационные комплексы, выступают в качестве самостоятельного объекта исследований. Вопросы архитектуры таких систем и организации управления информационным процессом представляют одно из главных направлений рассматриваемой области знаний.

Информационные технологии и информационные системы призваны помочь в решении информационных, логических и расчетных задач. Теоретические основы информационного, лингвистического, математического, программного и других видов обеспечения распределенной обработки информации, построения баз данных, баз знаний, аналитических и других систем определяют потенциальные возможности и ограничения информационных систем в целом. Методы информатики - это «мост» между теорией и практикой построения прикладных корпоративных систем, функционирующих в органах управления.

Важнейшей составляющей управленческой информации является экономическая информация, представляющая собой совокупность различных сведений экономического характера, которые можно фиксировать, передавать, обрабатывать, хранить и использовать в процессе планирования, учета, контроля, анализа на всех уровнях управления различными экономическими структурами.

Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени.

Использование современных информационных технологий и систем в сфере управления обеспечивает повышение качества экономической информации, ее точности, объективности, оперативности и, как следствие этого, возможности принятия своевременных управленческих решений.

Автоматизированная обработка экономической информации с использованием средств связи и оргтехники, профессиональных информационных систем вооружает администрацию и непосредственных исполнителей точными сведениями об объеме работы, проделанной за любой отрезок времени, об использовании трудовых и материальных ресурсов, и себестоимости и трудоемкости отдельных видов продукции и другие экономические сведения.

На основе этих данных осуществляются расчеты экономической эффективности производства, его отдельных отраслей и видов продукции, контролируется ход производства.

Значение дальнейшей автоматизации управленческого труда определяется и тем, что они служат средством сокращения и удешевления аппарата управления.

Дальнейшая автоматизация управленческого труда служит средством сокращения и удешевления аппарата управления.

Использование современных информационных технологий в сфере управления организациями обеспечивает повышение качества экономической информации, ее точности, объективности, оперативности и, как следствие, возможности принятия своевременных управленческих решений.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекционный материл по дисциплине | Достоверность и полнота; • ценность и актуальность; • ясность и понятность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.