КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия признания гражданина инвалидом
Общие положения В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро. Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала. Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.
Медико-социальной экспертизы - это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица. Названные критерии разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти - Минздравсоцразвития России. До момента принятия нормативного правового акта Минздравсоцразвития России действует Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом". Согласно указанному постановлению признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 2 Правил признания лица инвалидом). В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид". Условиями признания гражданина инвалидом являются: Ø нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; Ø ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); Ø необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет. Причинами инвалидности могут являться: Ø общее заболевание; Ø трудовое увечье; Ø профессиональное заболевание; Ø инвалидность с детства; Ø инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период ВОВ; Ø военная травма или заболевание, полученные в период военной службы; Ø инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска; Ø другие причины, установленные законодательством Российской Федерации. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 года N 535 утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Классификации определяют нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Они зависят от степени выраженности нарушений здоровья. Критерии определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид"). При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности: 1-я степень - незначительные нарушения; 2-я степень - умеренные нарушения; 3-я степень - выраженные нарушения; 4-я степень - значительно выраженные нарушения. При классификации основных категорий жизнедеятельности человека учитывается то, что к основным категориям жизнедеятельности человека относятся следующие способности: 1. к самообслуживанию; 2. самостоятельному передвижению; 3. ориентации; 4. общению; 5. контролю своего поведения; 6. обучению; 7. трудовой деятельности. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются три степени их выраженности: 1) способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены: 1-я степень характеризует способность инвалида к самообслуживанию при более длительных затратах времени, чем это занимает у здорового человека, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств. Например, эпилептики способны к выполнению повседневных бытовых задач, таких как закупка продуктов питания; способны справляться с физиологическим потребностями, такими как прием, пищи, одевание, раздевание, личная гигиена, могут пользоваться обычными бытовыми предметами; 2-я степень характеризует способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств, например, если лицо, имеющее паралич нижних конечностей, может перемещаться с использованием инвалидной коляски; 3-я степень характеризует неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полную зависимость от других лиц. Например, инвалидом третьей степени является лицо, которое полностью не способно справляться с основными физиологическими потребностями, скажем, вследствие травматического поражения спинного мозга; 2) способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом: 1-я степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 2-я степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 3-я степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц; 3) способность к ориентации - способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения: 1-я степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств; 2-я степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 3-я степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц; 4) способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации: 1-я степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; 2-я степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 3-я степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц; 5) способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм: 1-я степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции; 2-я степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц; 3-я степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц; 6) способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми): 1-я степень - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий; 2-я степень - способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий; 3-я степень - неспособность к обучению; 7) способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы: 1-я степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации; 2-я степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц; 3-я степень - неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности. Оценивая способности к трудовой деятельности, ни органы экспертизы, ни другие государственные органы не берут на себя обязанности и не гарантируют инвалиду создание таких условий, при которых его совокупный доход был бы не ниже прежнего. При этом согласно п. 6 правила 8 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов "материальную помощь инвалидам следует оказывать до тех пор, пока сохраняется состояние инвалидности, причем таким образом, чтобы инвалиды стремились найти работу. Такую помощь следует сокращать или прекращать только после того, как инвалид начинает получать адекватный и гарантированный доход". Приведенные выше критерии не являются абсолютными и имеют оценочный характер. Они опираются на экспертную и врачебную практику, научные знания и теории. Эксперты учреждений медико-социальной экспертизы при определении различных способностей инвалида опираются, в том числе на возможность его взаимодействия с другими людьми в трудовых отношениях. Однако приведенные выше характеристики большей частью носят философско-декларативный характер, отсутствуют методические экспертные материалы, доступные для публичного ознакомления. Это наводит на мысль о том, что в своей практической деятельности эксперты руководствуются исключительно собственным пониманием проведения освидетельствования. Например, инвалид любой степени ограничения трудовых способностей в принципе может писать прозу или стихи. На этом основании человек может быть признан абсолютно трудоспособным и, соответственно, лишенным права на получение пенсии и иных денежных выплат. Естественно, в реальной действительности это происходит редко, однако показывает слабые "места" экспертных оценок. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека. В качестве критерия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности учитывается способность лица к трудовой деятельности, которая включает в себя: Ø способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда (например, способность токаря, имеющего инвалидность, вытачивать на производственном станке детали); Ø способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы (например, способность инвалида, бухгалтера по специальности, работать на компьютере и отвечать на телефонные звонки); Ø способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях (в том числе участвовать в собраниях трудового коллектива, выступать на рабочих совещаниях и т.п.); Ø способность к мотивации труда; Ø способность соблюдать рабочий график; Ø способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности). Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков. Критерием установления 1-й степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда. По медицинским показаниям такие инвалиды выполняют работу в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса. В связи с невозможностью в обычных условиях труда продолжать работу по основной профессии (токари, столяры, каменщики, слесари и т.п.) ранее работавшие граждане, получившие инвалидность, могут быть переведены на другую работу более низкой квалификации. Критерием установления 2-й степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц. Вторая степень инвалидности означает, что инвалид, скорее всего, может работать только на предприятиях со специально созданными условиями труда. Например, инвалид по зрению может выполнять работу секретаря при условии оснащения персонального компьютера специальным программным обеспечением. Такие инвалиды могут справляться с обязанностями вахтера, гардеробщика, уборщика, консультанта и т.п. Критерием установления 3-й степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности. Третья степень инвалидности назначается самым тяжелым больным. Инвалид, имеющий третью степень ограничения трудовой способности, зачастую просто неспособен к трудовой деятельности. Такие инвалиды могут работать только на специально созданных предприятиях для инвалидов (мастерских, трудовых центрах) и выполнять монотонную работу, не требующую серьезных физических и умственных затрат. Критерием для определения I группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: Ø способности к самообслуживанию 3-й степени (например, эпилептик, в отличие от инвалида, имеющего паралич конечностей, способен удовлетворить все основные жизненные потребности); Ø способности к передвижению 3-й степени (например, полностью парализованный инвалид и инвалид с частичными нарушениями функций спинного мозга); Ø способности к ориентации 3-й степени (например, слабослышащий и слепой); Ø способности к общению 3-й степени (например, инвалид, больной шизофренией, и глухой); Ø способности контролировать свое поведение 3-й степени. Критерием для установления II группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: Ø способности к самообслуживанию 2-й степени; Ø способности к передвижению 2-й степени; Ø способности к ориентации 2-й степени; Ø способности к общению 2-й степени; Ø способности контролировать свое поведение 2-й степени; Ø способности к обучению 3-й, 2-й степеней; Ø способности к трудовой деятельности 3-й, 2-й степеней. Критерием для определения III группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1-й степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: Ø способности к самообслуживанию 1-й степени; Ø способности к передвижению 1-й степени; Ø способности к ориентации 1-й степени; Ø способности к общению 1-й степени; Ø способности контролировать свое поведение 1-й степени; Ø способности к обучению 1-й степени. Численность инвалидов вследствие поражения нервной системы в России достигает полутора миллионов человек, из них значительную часть составляют инвалиды вследствие травм спинного мозга. В профессиональной реабилитации и трудоустройстве нуждается большое число (36,7%) таких инвалидов. Наибольшая потребность (32,3%) инвалидов выявлена в рациональном трудовом устройстве, в меньшей степени - в профессиональной ориентации (10,7%) и профессиональном образовании (10,5%). Такие потребности обусловливаются особенностями поражения нервной системы и социально-психологическими факторами. Для инвалидов вследствие травм спинного мозга должно быть предусмотрено трудоустройство по своей специальности с уменьшенным объемом деятельности или по другой специальности, но с использованием профессиональных навыков. В основном инвалиды подлежат трудоустройству на предприятиях со специально созданными условиями труда инвалидов или на предприятиях, применяющих труд инвалидов (на швейных предприятиях, предприятиях по изготовлению простых предметов бытового применения, например деревянных прищепок, разделочных досок, ручек и т.п.). Также широко используется надомная и индивидуальная трудовая деятельность. Категория "ребенок-инвалид" определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты. Инвалид проходит медико-социальную экспертизу в учреждении по месту его жительства, а в некоторых случаях - по месту его прикрепления к лечебно-профилактическому учреждению. При этом сама экспертиза проводится в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя. Состав специалистов учреждения, проводящих медико-социальную экспертизу, определяется руководителем учреждения, проводящего экспертизу. Инвалид (его законный представитель) имеет право привлекать любого специалиста за счет собственных средств для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса. Инвалид должен быть в доступной для него форме ознакомлен с порядком и условиями проведения медико-социальной экспертизы. Направление на медико-социальную экспертизу может быть выдано инвалиду: Ø учреждением здравоохранения (организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь); Ø органом социальной защиты населения (лицу без определенного места жительства); Ø органом, осуществляющим пенсионное обеспечение. Гражданин направляется учреждением здравоохранения на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Орган социальной защиты населения или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, может направлять на медико-социальную экспертизу лицо, имеющее признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающееся в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами. Форма направления учреждения здравоохранения на медико-социальную экспертизу утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2007 года N 77. В форме указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. Медико-социальная экспертиза лица является бесплатной. Медицинские услуги, необходимые для проведения медико-социальной экспертизы, включены в базовую программу обязательного медицинского страхования граждан РФ. Гражданин (его законный представитель) составляют письменное заявление на проведение медико-социальной экспертизы. Заявление подается на имя руководителя учреждения. К заявлению прилагаются: Ø направление; Ø медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья. Датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами. Специалисты учреждения, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают представленные сведения, анализируют клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные, проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности. Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу, или его законному представителю руководителем учреждения в присутствии всех специалистов, принимающих это решение. Гражданин или его законный представитель вправе задать вопросы для получения разъяснений специалистов, принимающих экспертное решение. Когда состав специалистов учреждения затрудняется принять экспертное решение, акт освидетельствования лица может быть направлен для принятия решения в главное бюро медико-социальной экспертизы. В сложных случаях, когда требуется применение сложных видов экспертно-реабилитационной диагностики или специальных методов обследования, составляется программа дополнительного освидетельствования. Она утверждается руководителем учреждения и доводится до сведения заявителя в доступной для него форме. Такая программа может предусматривать: Ø проведение дополнительного обследования в лечебно-профилактическом, реабилитационном или другом учреждении; Ø получение заключения главного бюро медико-социальной экспертизы; Ø запрос необходимых сведений; Ø проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения лица; Ø другие меры. В настоящее время действует разъяснение Минтруда РФ от 15 апреля 2003 года N 17 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности". Согласно данному нормативному акту федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством РФ: Ø общее заболевание; Ø инвалид с детства; Ø профессиональное заболевание; Ø трудовое увечье; Ø военная травма; Ø заболевание, полученное в период военной службы; Ø заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; Ø заболевание радиационно обусловленное, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; Ø заболевание, связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС; Ø заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС; Ø заболевание, связанное с аварией на ПО "Маяк"; Ø заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с аварией на ПО "Маяк"; Ø заболевание, связанное с последствиями радиационных воздействий; Ø заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. В частности, такая причина инвалидности, как "общее заболевание", определяется, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы. Причина инвалидности с формулировкой "инвалид с детства" определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет. Указанная причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности. Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |