КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, виды и принципы реабилитации инвалидов
Тема 5. Организация работы учреждения МСЭ по реабилитация инвалидов Контрольные вопросы и задания.
1. Понятие, виды и принципы реабилитации инвалидов 2. Индивидуальная программа реабилитации 3. Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Реабилитация (лат. rehabilitation, то re – вновь, опять, снова + habilitas (habilitatis) – пригодность, способность; англ. rehabilitation) – в широком смысле восстановление возможностей, здоровья и т.п. Понятие реабилитации инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Целью реабилитации инвалидов является устранение или максимально полная компенсация ограничений жизнедеятельности. Реабилитация инвалидов проводится в соответствии с реабилитационными программами - базовыми и индивидуальными. Программы определяют содержание, объем, сроки и уровень проводимых реабилитационных мероприятий. Основными видами реабилитационных программ являются медицинские, профессиональные, социальные. Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется для восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей человека. Она включает в себя восстановительную терапию, хирургию, протезирование и ортезирование. Профессиональная реабилитация - система и процесс восстановления конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. Она включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессионально-производственную адаптацию, рациональное трудовое устройство. Социальная реабилитация - система и процесс восстановления способностей к самостоятельной и семейно-бытовой деятельности. Она включает в себя социально-средовую ориентацию, социально-бытовое образование, социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство. В последнее время здоровье детей-инвалидов и взрослых инвалидов с детства в Российской Федерации представляет серьезную медико-социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, изменением возрастной структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Повышение уровня детской инвалидности за последнее время связывается с недостаточным уровнем ранней диагностики тяжелых инвалидизирующих заболеваний, расширением медицинских показаний, при которых ребенок признается инвалидом. Серьезными негативными факторами, негативно влияющими на конечный результат комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и инвалидов с детства, в настоящее время признаются: Ø недостаток квалифицированных кадров и отсутствие общепринятых методик в комплексной реабилитации; Ø недостаточное внимание медицинских работников к психолого-педагогическим и социальным аспектам реабилитации; Ø отсутствие государственной статистики инвалидов с детства, перешедших во взрослые возрастные группы; Ø несовершенство стандартов реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства с учетом современных реабилитационных технологий. Важной проблемой в системе реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства является обеспечение материально-технической базы учреждений для осуществления ранней диагностики и оказания своевременной реабилитационной помощи. В центрах реабилитации проводятся диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия пациентам, имеющим стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами. В России существует развитая система реабилитационных центров. Такие центры призваны сопровождать развитие детей с отклонениями в развитии путем разработки и реализации индивидуальных программ развития. Родители в реабилитационных центрах могут получить знания и умения по вопросам воспитания и обучения ребенка, профилактики и коррекции отклонения в его развитии. Пример: С 1992 года в Санкт-Петербурге действует Центр реабилитации для детей до 3 лет с глубокими нарушениями зрения или комплексным нарушением развития. В Москве также имеется консультативно-профилактический Центр по реабилитации слепых и слабослышащих детей. В центрах, как правило, формируются консультативные и стационарные группы. Пример: Во многих субъектах РФ функционируют центры "Детский сад - начальная школа". Наряду с решением задач дошкольного образования такие центры реализуют задачи школьного образования (начальной школы). Пример: При Министерстве образования РФ создан Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с отклонениями в развитии, целью работы которого являются создание и внедрение государственной системы раннего вмешательства, разработка научно-методических проектов. Приоритет в разработке комплексных программ раннего вмешательства в развитие детей с нарушенным слухом имеет Институт коррекционной педагогики РАН (Москва). В целях осуществления комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства в Российской Федерации созданы: Ø базовые федеральные центры комплексной реабилитации системы здравоохранения в федеральных административных округах для детей-инвалидов и инвалидов с детства от рождения, в том числе самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих, с отделениями для постоянного проживания; региональные (межрегиональные) организационно-методические реабилитационные центры; Ø отделения реабилитации для детей-инвалидов и инвалидов с детства, самостоятельно передвигающихся и себя обслуживающих, в многопрофильных больницах; Ø центры восстановительной медицины и реабилитации в регионах; Ø специализированные пансионаты в федеральных округах для самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих, инвалидов с детства независимо от возраста, предназначенные для постоянного их проживания, проведения им комплексной реабилитации; Ø санаторно-курортные учреждения. Работа в центрах комплексной реабилитация детей-инвалидов и инвалидов с детства проводится независимо от возраста, включая речевую терапию, сенсорную стимуляцию. В структуре учреждений, осуществляющих медико-социальную и психологическую реабилитацию детей-инвалидов на региональном и местном уровне, предусмотрены: Ø патронажная служба - патронажные работники (врачи, сестры, социальные работники), прошедшие специальную подготовку, осуществляющие помощь детям в районе (области) на всех этапах. Патронажная служба также должна быть организована при реабилитационных центрах, задачей которых является проведение минимальных диагностических и реабилитационных мероприятий в домашних условиях; Ø школа для родителей - для семей детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста при центрах и в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях организуются школы для родителей, целью которых является обучение семей навыкам реабилитационной помощи в домашних условиях. Врачи и методисты школ проводят занятия по обучающей программе с детьми и их родителями в зависимости от возраста инвалида; Ø дневной стационар - является связующим звеном между реабилитацией больного в стационаре и в домашних условиях, что позволяет реализовать основные принципы реабилитации - перенос центра тяжести реабилитационного процесса в семью. Положительным аспектом деятельности дневного стационара является привлечение родителей к процессу реабилитации и их обучение возможным методикам, чтобы затем полученные знания постоянно отрабатывались в домашних условиях. Таким образом, с помощью дневного стационара решается одна из основных задач реабилитации инвалидов - обеспечение активной реабилитации в семье инвалидов с детства. На базе дневного стационара центров для ранней диагностики отклонений развития у детей с целью профилактики инвалидности создаются реабилитационные центры, отделения, кабинеты (например, логопедические кабинеты для детей, имеющих отклонения речевого развития). Школы адаптивной физической культуры как одно из звеньев службы реабилитации проводят оздоровительно-развивающие, коррекционные, компенсаторные и профилактические занятия как по отношению к основному дефекту, так и сопутствующему заболеванию, а также по отношению к вторичным нарушениям, обусловленным основным дефектом. При стационарных учреждениях различной ведомственной подчиненности создаются попечительские (общественные) советы родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста. Основными участниками системы реабилитации инвалидов являются органы социальной защиты, здравоохранения, службы занятости, общественные организации инвалидов и предприятия и организации, использующие труд инвалидов. Органы социальной защиты, действуя в соответствии с законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов": Ø выдают трудовые рекомендации и рекомендации на проведение профессиональной реабилитации; Ø осуществляют комплекс мер по социально-средовой реабилитации; Ø проводят коррекционные мероприятия (памяти, двигательных функций, психоустановок и т.д.); Ø подготавливают заказы на производство протезов и приспособлений; Ø обеспечивают наблюдение за пребыванием инвалидов на профреабилитации; Ø ведут учет инвалидов, нуждающихся в реабилитации. Органы образования, действуя на основании Закона РФ "Об образовании": Ø осуществляют профессиональное обучение инвалидов на базе специализированных учебных заведений и учебных заведений общего назначения с выделением учебных мест к использованию инвалидами в зависимости от их заболевания; Ø оказывают методическую помощь в профессиональной реабилитации и содействии занятости инвалидов; Ø выполняют его заказы на основании заключения договоров. Органы службы занятости, действуя в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации": Ø осуществляют функции по изучению и прогнозированию рынка труда, профориентации, профподготовке и трудоустройству инвалидов, зарегистрированных в центрах занятости как безработные; Ø нуждающихся в реабилитации инвалидов направляют в центр профессиональной реабилитации инвалидов. По данным Росстата, в России работа есть только у 10-18% инвалидов, способных и желающих работать. Согласно данным службы занятости, в 2007 году хотели устроиться на работу 256 000 инвалидов, а нашли ее только 87 000 человек. Однако повышение внимания к проблемам инвалидов дает надежду на то, что ситуация постепенно изменится. Пример: В Санкт-Петербурге успешно работает Главное управление Центра занятости населения города Санкт-Петербурга, которое на основе сведений, поступивших от работодателей, формирует банк вакансий рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, а также выдает инвалидам направление в организации для трудоустройства на квотируемые рабочие места в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. В частности, Закон от 21 мая 2003 года "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге" регулирует отношения по установлению квоты для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге. Для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов - 2,5% к среднесписочной численности работников. Для реализации указанного выше Закона принято Положение о порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге, утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 сентября 2007 года N 122. Положение определяет механизм установления квоты для приема на работу инвалидов. На квотируемые рабочие места принимаются инвалиды, имеющие направления ГУ ЦЗН, а также инвалиды, лично обратившиеся к работодателю. Информация о приеме на работу инвалидов на квотируемые рабочие места в трехдневный срок после заключения трудового договора с инвалидом направляется работодателем в ГУ ЦЗН. Квота считается выполненной, если на все выделенные и созданные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. В случае ликвидации рабочих мест, созданных в рамках квоты, работодатель в семидневный срок после принятия решения о такой ликвидации уведомляет, об этом ГУ ЦЗН. Организации, которым установлена квота, ежемесячно представляют в ГУ ЦЗН информацию о квотируемых рабочих местах. Информация представляется в двух экземплярах не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме, утвержденной Комитетом по занятости населения Санкт-Петербурга. Дополнительные гарантии занятости инвалидов обеспечиваются специальными мероприятиями, повышающими конкурентоспособность инвалидов на рынке труда. В частности, службами занятости проводятся круглые столы, ярмарки вакансий, ярмарки ремесел для инвалидов, дни открытых дверей, семинары по вопросам трудоустройства инвалидов для работодателей, собрания граждан по вопросу организации самозанятости. Пример: Среди негосударственных структур можно отметить негосударственное учреждение "Институт раннего вмешательства" (Санкт-Петербург), который успешно реализует задачи предоставления диагностической и консультативной помощи детям до 3 лет, имеющим глубокие и сочетанные нарушения в развитии, а также их родителям. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт также являются основными направлениями реабилитации инвалидов. В целом, развитие физической культуры и спорта инвалидов направлено на повышение их двигательной активности и является непременным условием реабилитации и социальной адаптации инвалидов. Организация занятий физической культурой и спортом в системе непрерывной реабилитации инвалидов, в том числе детей с отклонениями в физическом развитии, профессиональная подготовка социальных работников, работников физкультурно-спортивных организаций, методическое, медицинское обеспечение и врачебный контроль осуществляются образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социальной защиты и организациями физической культуры и спорта. В целях государственной поддержки активного образа жизни и стимулирования занятий физической культурой и спортом инвалидов, участвующих в параолимпийском и сурдоолимпийском движении, учреждается стипендия Президента Российской Федерации спортсменам-инвалидам - членам сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта и их тренерам в размере 15 000 руб., которая выплачивается ежемесячно. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает: Ø использование инвалидами технических средств реабилитации; Ø создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации; Ø обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |