Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные подходы к управлению




Рис. 1. 5. Функциональный подход А. Файоля

 

меняющейся внешней среды;

· использование в управлении теории систем, т.е. рассмотрение организации в ее единстве составных частей, неразрывно связанных с внешним миром;

· использование ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть нечто иное, как ответные действия на различные внешние факторы;

· признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед отдельными людьми, которые работают в организации.

К основным подходам в современном менеджменте относят: системный, процессный и ситуационный подходы.


 

Рис. 1.6. Современные подходы к менеджменту

Системный подход к управлению начали использовать в конце 50-х годов XX века. Особая роль в развитии системного подхода принадлежит – Ч. Бернарду, Н. Винеру, Р. Джонсону, Ф. Касту и Р. Янгу.

В соответствии с этим подходом организация рассматривается как система – некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Организация является сложной (испытывающейся под воздействием внутренних факторов), открытой (находящейся под воздействием внешних факторов), социотехнической (люди – техника) системой. Все подсистемы (элементы) взаимосвязаны как по вертикали, так и по горизонтали.

Системный подход – это не набор каких-либо принципов или правил для менеджеров, а способ мышления по отношению к управлению, к организации.

Ситуационный подход к управлению разработан в конце 60-х и является продолжением системного подхода к управлению. При этом рассматривается ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию в то или иное конкретное время.

Ситуационный подход предполагает, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут существенно различаться. Поэтому осуществляя необходимые управленческие действия, менеджеры должны исходить из ситуации, в которой они функционируют.

С точки зрения ситуационного подхода менеджерам рекомендуется:

· Управленческий персонал должны уметь анализировать ситуацию в

зависимости от факторов, которые в тот или оной момент влияют на организацию (какие из них главные и второстепенные, что может

произойти при изменении одного или нескольких из них).

· Необходимо выбрать соответствующий вариант действий, который в наибольшей степени будет соответствовать сложившейся ситуации.

· При необходимости в организации должны быть предусмотрены

· возможности для ее изменений и приспособления к возникающим

ситуациям.

· Управление должно привести к соответствующим изменениям,

позволяющим приспособиться к сложившейся ситуации.

К основным ситуационным теориям относятся теории адаптации, теория глобальной стратегии и т.д.

Процессный подход к управлению впервые предложили представители

школы административного управления, в частности А. Файоль, которые пытались описать функции менеджеров как независящие друг от друга. Однако процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. В соответствии с эти подходом – процесс, представляет собой взаимосвязанные действия (функции управления). В свою очередь, каждая функция управления представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных действий.

Таким образом, процесс управления есть сумма всех функций: планирования,

организации, мотивации и контроля.

 

IV. Особенности развития современного менеджмента необходимо

рассматривать исходя из уровней экономического развития различных государств.

В настоящее время выделяют три уровня развития и эффективности современного менеджмента.

Первый уровень, самый высокий, это менеджмент индустриально

развитых стран (например, большой семерки). Менеджмент в этих странах в основном придерживается цивилизованных принципов, стилей и методов, технология его универсальна и демократична, а результаты эффективны.

Основная направленность менеджмента – стремление к инновациям, прогрессу, развитию духовности, культуры, высокому уровню жизни и реальное обеспечение этих направлений.

Второй уровень – это страны стабильного развития. Стратегия менеджмента

в этих странах направлена на достижение уровня индустриально развитых стран, “догнать и перегнать их” (например, Южная Корее, Таиланд, и др.).

Третий уровень – страны переходного периода. Стратегия менеджмента –

выйти из политического и экономического кризисов, сформировать рыночную

социально – направленную экономику, обеспечить стабильность развития и

улучшения жизни общества. Особенности менеджмента в развитых странах:

· Основная опора на частную собственность и управление ею, авторитет предпринимательства и цивилизованного бизнеса.

· Ведущие методы, формы и средства управления в менеджменте – экономические и социально-психологические.

· Ориентация в системе управления на демократические ценности и их реализацию.

Пять демократических свобод:

- экономическая свобода (свобода цен, тарифов, использования ресурсов и т.д.);

- свобода жизнедеятельности человека;

- свобода распоряжения прибылью;

- свобода собственности, предпринимательства и бизнеса;

- политическая свобода, свобода вероисповедания.

 

· Менеджмент построен на системном, комплексном управлении

организацией с учетом всех факторов: политических, экономических, социальных, рыночных, финансовых и т.д.

· В управлении участвует практически весь персонал организации,

независимо от того, собственник это или наемный работник,

развита «производственная» демократия.

· Экономика формирует политику и прогресс страны.

 

Особенности современного менеджмента в США, Японии и ФРГ.

США:

1. Основные ценности – неприкосновенность частной собственности и свобода личности.

2. В менеджменте ставка делается на личность конкретного человека.

3. Стратегия развития США и американского менеджмента ориентированна на использование интеллектуальных ресурсов.

4. В развитии менеджмента сделана ставка на свободу предпринимательства и развитие частной собственности (к примеру, сегодня 85% собственности в

США – частная и лишь 15% -государственная).

 

Япония:

 

Япония – это страна, которой, как никакой другой, удалось использовать

свои обычаи, нравы. Традиции нации, соединение их вместе в систему

современного менеджмента, позволило получить значимый результат.

Традиционный национальный подход в управлении, основанный на японском менталитете, здесь «вмонтирован» в современный менеджмент.

Специфические особенности современного японского менеджмента определяются в следующем:

· В менеджменте Японии социальной группе, коллективу уделяется гораздо большее внимание, чем индивиду. Подчинение и содружество важнее индивидуализма.

· Получив после 2 мировой войны большие ссуды на восстановление страны, японцы направили его в приоритетные виды производственной деятельности: развитие промышленности, технологии науки. Это позволило Японии сделать прорыв на уровень индустриально развитых стран.

· В связи с ограниченностью природных ресурсов, Япония сделала ставку на развитие науки и наукоемких технологий.

· В Японии нет системы профессиональной подготовки управленческих кадров. Подготовка их ведется в центрах при крупных организация.

 

Таблица 1.2.

Сравнительная характеристика моделей менеджмента

США и Японии

 

Менеджмент США Менеджмент Японии
1. Менеджеров готовят, учат 1. Менеджеров готовят внутри хозяйственных организаций
2.Ориентация в менеджменте на отдельную личность 2. Ориентация на группу
3. Индивидуальный характер принятия решения   3. Решения принимаются коллективно- согласованное решение
Индивидуальная ответственность 4. Коллективная ответственность (бригада, цех, участок)
5. Оплата по индивидуальным результатам работы   4. Оплата труда по результатам работы группы и служебному стажу
Четко формализованная процедура контроля 6. Контроль неформальный (коллективная оценка), преимущественно технологический
5. Четкое описание заданий (строгая технология)   7. Нечеткое (общее), задание дается в общей форме – развивает инициативу
8. Акцент на эффективность и результаты 8. Акцент на координацию и сотрудничество
9. Быстрая оценка результатов труда и ускоренное продвижение по службе 9.Оценка работы сотрудника и служебный рост регламентированы
10. Деловая карьера обуславливается личными результатами 10.Продвижение по службе в зависимости от старшинства и стажа работы
11. Профессионализм и инициативность – главные качества руководителя, менеджера 11.Умение осуществлять координацию действий (развивать творчество, нововведения), групповая динамика
12. Повышенное внимание к текущим результатам 12. Долгосрочная ориентация
13. Специальные программы по повышению валификации работников с отрывом от производства 13. Как правило без отрыва от производства
14. Формальные отношения к подчиненным (это заложено в законе, определены четкие права, обязанности) 1. Ставка на неформальное отношения (руководитель и подчиненный по социальной позиции одинаковы, все делают вместе – развиваются коллективистские черты и свойства)
15. Найм на работу под конкретный проект, цель, задачу – на короткий период 15. Долгосрочная занятость – по жизненный найм

 

Германия:

 

1. После второй мировой войны весь капитал, полученный от других стран,

в частности от США, был направлен на развитие предпринимательской деятельности, что позволило быстро восстановить экономику страны.

2. Германия долгое время была разделена на две части – ГДР и ФРГ.

Эти две страны развивались в духе соперничества, которое способствовало

более эффективному развитию ФРГ. В менеджменте ФРГ отразились особенности этого процесса.

3. В предпринимательстве, бизнесе в Германии высока экономическая культура

менеджмента:

- умение работать на базе учета макро- и микроэкономики,

их взаимосвязи;

- перед принятием решения всегда выполняется финансово-

экономическое обоснование с учетом микро- и макроэкономики,

внешней среды бизнеса.

4. Характерной чертой в предпринимательстве и бизнесе ФРГ является

исключительная пунктуальность, порядочность, трудолюбие, надежность, но на

уровне правил конкуренции.

 

Общий европейский рынок

 

Страны Европейского сообщества создали интеграцию в образе Общего рынка и Европейского союза с единым законодательством и единой политикой в

сфере производства и рыночных отношений, которые базируются на следующих

критериях:

- свободный торговый обмен;

- свобода передвижения граждан и капиталов;

- свобода выбора места жительства;

- свобода предоставления услуг;

- свободный платежный оборот.

Эти пять критериев, составляющие основу политики европейских стран, заложены также и в технологию менеджмента и практику управления.

 

V. К основным тенденциям развития менеджмента в XXI веке относятся:

1. Всемерное развитие, опора и ставка на экономическую культуру

управления, предпринимательства и бизнеса.

Развитие экономической культуры предполагает:

- все финансово-экономические программы и планы должны базироваться на стратегии организации и стратегическом менеджменте;

- использование тщательно подготовленных финансово-экономических

расчетов, обоснований и прогнозов;

- широкое применение экономических методов управления.

2. Развитие технологической культуры менеджмента имеет два направления:

- развитие технологии управления;

- совершенствование технологии процесса деятельности.

3. Развитие и опора в менеджменте на инновационную культуру управления.

4. Всемерное развитие и опора на этическую, духовную культуру управления.

Радикальное изменение парадигмы управления – системы взглядов на управление – во второй половине ХХ века связано с развитием рыночно-предпринимательских экономических отношений (см. табл. 1.3.).

Таблица 1.3.

Основные положения старой и новой парадигмы управления

Старая парадигма Новая парадигма
1. Предприятие - «закрытая» система, цели, задачи, и условия деятельности которые достаточно стабильны   1. Предприятие – «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды
2. Рост масштабов производства и услуг 2. Ориентация на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей
3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента 3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям внешней среды
4. Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и производительность его труда 4. Главный источник прибавочной стоимости – люди, обладающие знаниями и условиями для реализации их потенциала
5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, нормах, стандартах исполнения 5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и стиль руководства  

 

В современных условиях получают развитие новые концепции управления, отражающие тенденции гуманизации и либерализации в процессе жизнедеятельности организаций. Сущность новых подходов отражающих концепцию «Management ohne Hierarie» - «Менеджмент без иерархии» представлена на рис. 1.7.

В производственной сфере получили развитие следующие концепции (см. табл. 1.4.).

Тенденции в менеджменте по всей вероятности предполагают качественно новый этап в его развитии.

В Украине пока менеджмент находится в стадии своего становления, но очевидно, что дальнейшее его развитие будет ориентироваться на мировые тенденции.

Менеджмент в нашей стране направлен на формирование нового подхода в области управления, управления в условиях рынка. Формирование нового менталитета в управлении и новой управленческой элиты позволит нашему государству преодолеть системный кризис экономики и кризис управления, обусловленный прошлой административно-командной системой управления. Творческое осмысление опыта и теории мирового менеджмента позволит отечественным менеджерам извлечь много полезного и направить свою деятельность в эффективное русло, с целью обеспечения развития ими управляемых организаций и экономики страны в целом.

 

 

Рис. 1.7. Цели концепции «Менеджмент без иерархии»

Таблица 1.4.

Современные концепции в развитии производственного менеджмента

Название концепции Сущность концепции
Just – in Time Production (JIT)   Философия менеджмента, нацеленная на устранение потерь в производстве и в смежных сферах деятельности. Изготовление подлежит только то количество, которое необходимо к заданному сроку
Total Quality Control (TQC)   Концепция гарантированного качества, предполагающая охват работников всех производственных звеньев для обеспечения наилучшего удовлетворения запросов потребителей
Total Productive Maintenance (TPM)   Концепция ориентирует на комплексное повышение эффективности производственной системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников организации
Lean Management Lean Production   Концепция предлагает философию «стройности». Ядро «стройного» предприятия образуют «центры прибыли», ориентированные на продукт и ответственность за экономический успех своего продукта
Бенчмаркинг   Концепция направлена на непрерывное совершенствование деятельности предприятия и повышение его конкурентноспособности путем ориентации на высшие достижения во всех функциональных областях. Она основывается на систематическом анализе и оценке деятельности предприятия в сравнении с достижениями главных конкурентов на рынках.
Реинжиниринг бизнес – процессов Концепция состоит в пересмотре традиционных основ построения организаций и их организационной культуры, радикальном перепроектировании их бизнес – процессов. Реинжениринг бизнеса означает «начать с нуля».

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем разница между понятиями «менеджмент» и «управление»?

2. Охарактеризуйте менеджмент как вид деятельности, процесс, категорию людей,

науку, искусство и структуру управления.

3. Какие основные школы управления оказали влияние на формирование науки «менеджмент»?

4. Назовите современные подходы в менеджменте.

5. Какие вы знаете этапы в развитии управленческой мысли?

6. В чем заключаются специфические особенности моделей современного менеджмента в индустриально развитых странах?

7. Охарактеризуйте основные тенденции развития в современном менеджменте?


 

Тема 2: «Теоретические основы менеджмента»

1. Содержание и механизм проявления законов управления.

2. Сущность и содержание принципов управления.

3. Методы управления.

 

Управление, как синтетическая наука, основывается на системе законов общенаучного познания (законы развития объективного мира), экономики

(закон равновесия, закон редкости, закон возрастающих затрат и убывающей доходности, закон неуклонного роста производительности труда, закон расширенного воспроизводства и т.д.). Важное место в управлении принадлежит общим закономерностям, открытым кибернетикой: законам обратной связи, закону антиэнтропийности процессов управления в самоорганизующихся системах, закону единства управления и информации и т.п. Управление опирается также на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением (см. рис. 2.1.).

Законы других наук

 

Рис. 2.1. Система законов в управлении.

Законы это объективно существующие, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Законы являются высшей степенью познания и имеют объективный характер, то есть они существуют независимо от сознания человека.


 
 
2. СВЯЗЬ МИРОВЫХ ПРОЦЕССОВ

 

 


Рис. 2.2. Понятие закона

Законы характеризуют (см. рис. 2.2.): единством процессов объективного мира; связь мировых процессов; взаимозависимость мировых процессов; цельность мирового процесса. Каждый менеджер должен знать и постоянно осознавать тот факт, его деятельность связана с действием законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлением законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидают неудачи или крах.

В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Это законы диалектики (см. рис. 2.3.):

· закон единства и борьбы противоположностей;

 

 

Рис. 2.3. Законы диалектики

 

· закон отрицания;

· закон перехода количественных изменений в качественные.

Понимание сути закона единства и борьбы противоположностей любым руководителем означает, что они осознают неизбежность в деятельности организации противоположностей и противоречий между прогрессивным и консервативным, между стабильностью (статикой) и динамикой управления, формальным и неформальным, надежностью и риском.

Смысл действия закона отрицания вполне определен: все находится в процессе постоянного развития, движения, обновления, поэтому должно быть развито профессиональная интуиция на все новое, прогрессивное, но и наиболее подходящие моменты внедрения нового и устранение устаревшего.

В управлении экономикой переход количественных изменений в качественные особенно остро ощутим. Уровни падения или подъема курса акций, процентных ставок, конъюнктуры местных и мировых рынков – это все узловые критические точки, требующие выработки качественно новых оперативных решений, даже целых стратегий поведения организаций Наука управления вскрывает и изучает законы, присущие только ей. Эти законы являются законами общественного развития в данной сфере, выступающими как во взаимодействии управляемой и управляющей систем, так и каждой из них в отдельности и проявляющимися в деятельности людей, в хозяйственной практике.

В системе законов управления выделяют группу общих (специфических) законов управления. Они отражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.

В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления).

К общим (специфическим) законам управления относят следующие:

· закон соответствия социального содержания управления, его целей, форм и методов отношениям и формам собственности, свойственных

данному способу производства;

· закон единства и целостности систем управления;

· закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;

· закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;

· закон соответствия потребляемого и располагаемого времени при решении задач управления;

· закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления;

· закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.

· закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления организационной системы экономической природе отношений между ее подсистемами и ее элементами;

· закон единства действий законов управления;

Закон соответствия социального содержания управления, его целей, форм и методов отношениям и формам собственности.

Управление производством или любой организацией имеет две стороны. С одной стороны, оно отражает объективный процесс руководства персоналом по производству потребительских стоимостей, с другой – производственные отношения в процессе создания стоимости. Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной потребностью производства, поскольку персонал в условиях своей деятельности должен вступать в отношения управления, подчиняться руководителю, его приказам и распоряжениям. Другая особенность, означает, что возникновение отношений управления обусловлено природой общественного производства, уровнем развития кооперации труда, то характер этих отношений определяется отношениями собственности, свойственные данной общественно-экономической формации.

Закон единства и целостности системы управления. Данный закон гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством. Она должна содержать все необходимые элементы, объективно соответствующие целям и задачам управления. Функциональная целостность означает, что система управления должна реализовывать все функции управления, необходимые для достижения целей системы.

Единство системы управления означает, что она образует собой единую систему, а не сумму частей, фрагментов, блоков. Это означает, что вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, единых интересов, что не означает унификацию, единообразие звеньев, уровней и подходов в управлении.

Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления. Суть его заключается в соответствии сферы управления требованиям характера деятельности. Закон гласит, что любая система управления независимо от степени сложности и места в общей системе управления представляет собой комплекс элементов, между которыми должна поддерживаться пропорциональность и оптимальная соотносительность. Организация рассматривается как система управления, состоящая из объекта и субъекта управления. Объект управления – это то на что оказывают управляющее воздействие (производственно-хозяйственные процессы), т.е. то чем управляют. Субъект управления – это то, что оказывает управляющее воздействие на объект управления (орган управления, управленческий аппарат), т.е. то, что управляет.

Соотносительность системы управления означает, что субъект и объект управления должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития. В частности, она предполагает установления и поддержание между ними оптимальных соотношений, в том числе по численности занятого персонала, технико-экономическому уровню и уровню технической оснащенности производства и другим характеристикам.

Закон зависимости эффективности решения и задач управления от объема использования информации. Закон определяет устойчивые связи и зависимости, которые объективно существуют в процессе управления между качеством выполнения задач управления и объемом информации.

Для решения каждой задачи управления органам управления требуется определенный объем информации.

Механизм действия закона показывает, что с увеличением объема поступающей информации эффективность принимаемого решения быстро растет. Однако после накопления определенного объема информации дальнейшее ее увеличение уже не приводит к существенному повышению эффективности. Поскольку дальнейшее увеличение объема информации приводит к возрастанию времени на принимаемое решение. Это связано с обилием сведений, требующих больших затрат на обработку, осмысление, сопоставление и анализ. Качество же принимаемых решений повышается менее интенсивно, поскольку оно уже приблизилось к наилучшему.

Знание механизма данного закона позволяет:

· рационально организовывать информационный поток, документооборот при построении информационных систем;

· обосновывать структуры информационного поля в автоматизированных системах управления;

· планировать мероприятия по повышению живучести, надежности и помехозащищенности средств и систем связи, сбора, обработки, передачи и отображения информации.

Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления. Этот закон отражает одно из важных требований к управлению – его оперативность.

Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления. Значимость всякого планируемого действия зависит от того, насколько оно соответствует поставленным целям, а показатели такого соответствия служат критерии эффективности. На одних уровнях управления для характеристики степени достижения цели может быть достаточно одного показателя. На более высоких уровнях управления потребуется несколько показателей или некоторая критериальная функция, зависящая от многих показателей. А в целом нужна система критериев эффективности, увязанная с «деревом целей».

Закон требует единства и соподчиненности используемых критериев эффективности, а для этого, во-первых, локальные критерии (критерии оценки частных мероприятий) должны быть подчинены, логически следовать из критериев, используемых на более высоких уровнях. Во-вторых, системе должны использоваться унифицированные критерии для оценки аналогичных мероприятий.

Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем. Этот закон отражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления. Совместимость должна обеспечивать стыковку технических средств в едином контуре управления по пропускной способности, формам входных и выходных сигналов и параметров, энергопотреблению, транспортной базе и другим характеристикам. Кроме того, совместимость предусматривает исключение взаимных помех при одновременной работе различных средств, используемых в системе управления. Особенно важны требования этого закона при автоматизации управления.

Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления организационной системы экономической природе отношений между ее подсистемами и ее элементами. Связи между субъектом и объектом управления могут быть прямые и обратные.

Прямые связи получают свое выражение в форме команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратные связи – это команды (управляющие воздействия) от объекта к субъекту управления, выражающие реакцию объекта на управляющее воздействие. Если в системе управления нет обратной связи или она не улавливается органом управления, то она в конечном счете может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

Закон единства действий законов управления. Суть закона в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая разноприложенных, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами.

Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления, как и законов развития объективного мира в целом.

Для того чтобы наиболее полно использовать действия законов, необходимо, с одной стороны, уметь, выделить действия каждого закона, а с другой стороны – выяснить механизм воздействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

 

II. Принципы – основополагающие положения (правила, нормы), которым следует неукоснительно в своей жизнедеятельности личность, персонал, организация или государство.

Принципы управления представляют собой основные правила, определяющие построение организаций, поведение субъекта и объекта в процессе управления, целесообразный характер взаимоотношений организации с окружающей средой.

Принципы управления являются результатом обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, норм и положений, которые в силу своих черт становятся общими для любых организаций.

Принципы объективны, носят закономерный характер, отражают закономерности развития отношений управления, связаны по цепочке: законы – закономерности – опыт управления – принципы. При этом следует учитывать, что одна закономерность (закон) может порождать множество принципов управления, и, наоборот, ряд закономерностей (законов) может концентрироваться в одном принципе управления.

Роль принципов в системах управления определяется тем, что, с одной стороны, принципы выступают как свод основных законов управления объектами разного рода, с другой стороны, они являются правилами управленческой деятельности. В системах управления все элементы тесно взаимодействуют и находятся во взаимовлиянии Принципы и их соблюдение оказывают существенное влияние на такие важные категории управления как стили управления и методы управления, а также посредством их влияния определяются те или иные способы и приемы управления, направленные на достижение результата (см. рис. 2.4).

Становление принципов как категории науки управления. Основоположники школы научного управления в начале XX века впервые предприняли попытку формирования правил эффективного управления, которые в соответствии с классической системой управления до настоящего времени не потеряли своей актуальности для менеджмента. Гаррингтон Эмерсон в своей работе «Двенадцать принципов

 

 
 

Рис. 2.4. Принципы управления в системе управления производительности» (1912 г.) сформулировал их следующим образом:

1. отчетливо поставленные идеалы или цели;

2. здравый смысл;

3. компетентная консультация;

4. дисциплина;

5. справедливое отношение к персоналу;

6. быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет;

7. диспетчеризация;

8. нормы и расписания;

9. нормализация условий;

10. нормирование операций;

11. писанные стандартные инструкции;

12. вознаграждение за производительность.

 

 

Рис. 2.6. Общие принципы управления

 

Основатель школы административного управления Анри Файоль создал доктрину административного управления, основные положения которой

изложил в своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.). В этой доктрине представлена система принципов управления (администрирования):

разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);

· власть (право давать команды и нести ответственность за результаты);

· дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);

· единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);

· единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);

· подчинение индивидуальных интересов общим;

· вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации

и стимулировать работу персонала);

· централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);

· скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);

· порядок (каждый должен знать свое место в организации);

· справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);

· стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);

· инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными);

· корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).

Принципы классической системы управления получили развития в

современных «школах управления» как основополагающие принципы менеджмента.

Важное значение в управлении имеют общие принципы управления, которые являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления – законами управления – и управленческой практикой. Общие принципы управления непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность (см. рис. 2.6).

Общие принципы управления это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности. К основным из них относятся следующие:

· принцип единства политики и экономики;

· научность;

· системность и комплексность;

· принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;

· принцип централизации и децентрализации;

· принцип пропорциональности в управлении;

· принцип единства распорядительства в управлении;

· принцип экономии времени;

· принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях;

· принцип делегирования полномочий;

· принцип обратной связи;

· принцип экономичности;

· принцип эффективности;

· принцип мотивации.

Принцип единства политики и экономики. Экономика является базисом любого государства и общества и подчиняется объективным экономическим законам и закономерностям. Их учет и разумное использование приводит к экономическому росту, а игнорирование или не учет проявляются в экономическом спаде или кризисе. Политика отражает надстройку любого государства и представляет собой концентрированное выражение экономики. Это означает, что при осуществлении хозяйственной деятельности общество не может не учитывать политических последствий тех или иных экономических мер на общественное развитие, на изменения в базисе и надстройке.

Научность. Этот принцип определяет, что управленческая деятельность, формирование, функционирование, и развитие систем управления должны базироваться на основании данных науки, т.е. объективных законах и закономерностях. Кроме этого, принцип научности предполагает использование имеющегося арсенала современных научных методов познания объектов управления, исследование реальных ситуаций, условий, в которых протекает жизнедеятельность этих объектов. Особенностью этого принципа также является применение в практической деятельности достижений теории и опытных данных научного управления объектами разного рода, т.ч. различной отраслевой принадлежности.

Системность и комплексность. Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение можно свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению.

Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств.

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений. Принцип единоначалия исходит из того, что у каждого подчиненного должен быть один непосредственный начальник, отдающий ему распоряжения, приказы, и отчитывается подчиненный только перед ним.

Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок и учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя организации.

Принцип централизации и децентрализации. Централизация это когда люди, власть, ответственность, структуры подчиняются одному центру, одному лицу или какому-либо органу управления. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках системы управления.

Децентрализация происходит в результате передачи части власти, полномочий и ответственности, а также права принятия решения в пределах своей

компетенции на более низкие уровни управления. В результате децентрализации происходит «рассредоточение» власти. Децентрализация способствует структурной гибкости и развитию адаптивных возможностей системы управления.

Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимном дополнении друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура управления, поскольку она потеряет свою целостность. С другой стороны не может существовать и система управления, лишенная полностью децентрализации, - с потерей автономности она свою структурность.

Принцип пропорциональности в управлении. Данный принцип находит свое отражение в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Ее суть заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления, к примеру, подсистемы производства, ведет к росту и усложнению субъекта управления (управляющей подсистемы).

Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен рядом показателей, таких как: соотношение численности управленческого персонала и рабочих; соотношение мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, математической, технической) потребностям функциональных подразделений) и т.д.

Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, централизацией и децентрализацией, что составляет круг важнейших задач управления.

Принцип единства распорядительства в управлении. Рациональная структура управления это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем.

Однозначность закрепления полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетенции и действует в соответствии с этими представлениями.

Принцип экономии времени. Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это прежде всего относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений.

Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях. Создание новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности, для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.

В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи между элементами структуры.

В процессе функционирования организации лишние элементы структуры «отмирают», а недостающие постепенно появляются, вместе с ними «отмирают» или появляются новые функции.

Принцип делегирования полномочий. Принцип делегирования полномочий состоит в передачи руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрироваться свои усилия на решении задач сложного управленческого уровня.

Принцип обратной связи. Обратная связь в системах управления – это особая форма устойчивой внутренней связи между субъектом и объектом управления, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления, а также имеет целью координацию

управленческих действий. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в субъекте управления нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её заданном состоянии.

Принцип экономичности. Это требование – правило управленческой деятельности, системы управления, определяющее: управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и оптимально сочетаться. Сопоставление различных вариантов результатов и затрат на управление дает ответ об его экономичности.

Принцип эффективности. Этот принцип – требование к управленческой деятельности обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления. Его количественная определенность может выражаться через показатели результативности деятельности объекта управления и дополняться соответствующими синтетическими показателями оценки самой управленческой работы.

Принцип мотивации. Этот принцип утверждает, что управление может быть высоко результативным только при справедливом стимулировании персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах – материальной и морально-психологической, причем они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей и определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности.

Принципы менеджмента. Менеджмент это рациональный способ управления деловыми организациями. Главное значение при этом уделяется применению ясных и четких методов сугубо прагматического характера в целях наиболее эффективного использования ресурсов и иных условий, а также возможностей видения бизнеса.

Поскольку менеджмент базируется на современной науки и теории управления людьми и делом, система его принципов включает в себя принципы классических школ управления, общие принципы управления и принципы, вырабатываемые современным развитием экономики.

К некоторым современным принципам менеджмента относят:

· ориентация на потребителя;

· ориентация на перспективу развития бизнеса, расширение сферы деятельности;

· обостренное чувство ответственности за дела организации;

· ориентация на конечные результаты деятельности;

· стремление к нововведениям;

· ориентация на лидеров;

· энтузиазм персонала;

· развитие всего лучшего, что есть в людях: умения, способности, желание делать оригинально, профессионально, эффективно, самостоятельно;

· опора на общечеловеческие ценности;

· высокие стандарты деятельности;

· опора объективные законы и реальности рыночных отношений;

· решение новых проблем новыми методами;

· возрастание роли неформальной организации.

· свобода и жесткость одновременно;

· постоянный поиск того, в чем можно добиться успеха;

· поступки должны быть решительными, но взвешенными;

· концентрация своей деятельности на приоритетных программах.

 

III. Метод – определенная, наиболее рациональная, заранее разработанная последовательность, выполнения определенных задач, работ, решений.

В системе менеджмента методы занимают особое положение, поскольку они имеют сугубо практическое применение. Именно с помощью методов менеджеры воздействуют на управляемые объекты для преобразования их из исходного состояние в желаемое.

Методы – это способы осуществления управленческой деятельности, которая представляет собой, с одной стороны процесс реализации функций управления, а с другой, процесс воздействия на персонал организации с целью активизации его работы и придания ей творческого, заинтересованного, активного характера.

Методы управления это способы осуществления управляющего воздействия и реализации целей управления.

По характеру действия различают экономические, организационно-административные, социально-психологические и количественные (см. рис. 2.7).

 

 
 

Рис. 2.7. Методы управления

 

Экономические методы управления основаны на действии экономических законов и воздействуют на имущественные интересы организаций и персонала. К ним относятся: хозяйственный расчет, экономический расчет, планирование, прогнозирование, экономический анализ, экономическое обоснование, экономическое стимулирование и т.д. Эти методы составляют основу экономического управления организациями.

Организационно-административные методы управления базируются на объективных законах организации совместной деятельности людей и управления ею, на естественной потребности людей взаимодействовать в определенном порядке. Такие методы делятся (см. рис. 2.8) на три группы:

· организационно – стабилизирующие – устанавливают долговременную связь в системах управления между людьми (концепция управления организацией, организационная структура управления, штаты, инструктирование, нормирование, регламентирование, контроль и надзор);

· организационно-распорядительные – обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и подразделений (данные методы реализуются в форме договоров, приказов, распоряжений, указаний, постановлений);

· организационно – дисциплинарные – предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности персонала за выполнение обязанностей; к ним относятся правила и нормы поведения работников и системы контроля за их поведением, а также разработка и применение поощрительных мер (за выполнение работниками установленных правил) и мер наказания (за выполнение работниками установленных правил).

 

 

Рис. 2.8. Состав организационно-административных методов

 

Социально-психологические методы управления составляют способы воздействия на поведение личности и коллектива; на состояние и настроение организации; активизации климата в организации на базе высокой нравственной культуры, глубокого уважения человека и коллектива. В менеджменте социально-психологические методы являются не только нравственной категорией управления, но и материальной, дающей прибыль или убыток, так как в хозяйственных организациях социально-психологические процессы, явления и действия просчитываются с точки зрения затрат и прибыли, получаемой от их применения. В основе этих методов лежат объективные законы социального развития и законы психологии. Данные методы управления делятся на две группы:

· социальные, к которым относятся социальное нормирование (правила внутреннего распорядка, внутрифирменного этикета и т.д.); социальное стимулирование коллективов и отдельных работников; социальное регулирование (договоры, взаимные обязательства, системы отбора, удовлетворение социальных потребностей) и др.;

· психологические – используются в целях гармонизации отношений между членами организации и установления наиболее благоприятного психологического климата; к ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения работников.

Количественные методы управления являются «продуктом» количественного подхода в управлении и направлены на повышение обоснованности принимаемых управленческих решений, а также широко используются в деятельности организаций по разработки программ и планов, при проведении маркетинговых исследований, финансово-экономической, учетной сфере. Данные методы основаны на математическом аппарате и логике. Благодаря им, создается возможность не только применять в исследованиях качественные оценки явлений и процессов, но и пользоваться количественными измерениями, обеспечивающими достоверность и объективность.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Назовите и раскройте сущность законов развития объективного мира?

2. В чем состоит специфика законов управления?

3. Охарактеризуйте становление принципов управления.

4. Дайте определение общим принципам управления.

5. Классификация принципов управления.

6. Что такое методы управления?

7. В чем сущность экономических методов?

8. Сущность и содержание организационно-административных методов управления.

9. Что представляют собой социально-психологические методы управления?

10. В чем взаимосвязь и отличие методов управления?

 

 


Тема 3: «Управление как система»

 

1. Сущность системного подхода к управлению.

2. Кибернетическая модель управления организацией.

3. Виды управления.

4. Типы управления.

 

 

I. Термин «система» в переводе с греческого означает целое, составленное из отдельных частей. В настоящее время существует достаточно большое количество определений «система». Наиболее общим определением «система» является «Система это целенаправленный комплекс взаимосвязанных элементов любой природы, образующих целое нового качества».

К основным общесистемным свойствам относятся целостность, иерархичность, эмерджентность и функциональность.

Целостность – это общесистемное свойство, заключающееся в том, что изменение любого компонента системы оказывает воздействие на все на все другие компоненты и к изменению системы в целом, и наоборот, любое изменение системы отзывается на всех ее компонентах.

Иерархичность системы состоит в том, что она может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, а каждый ее элемент, в свою очередь может являться системой более низкого уровня.

Эмерджентность определяет, что сумма свойств элементов не равна свойствам системы.

Функциональность предопределяет, что все элементы системы действуют и взаимодействуют в рамках своего функционального назначения.

Необходимым условием системного образования является:

· наличие как минимум двух элементов;

· наличие связи между элементами;

· наличие функции;

· наличие цели;

· наличие тектологической границы.

Элемент – это неделимая часть системы. Дальнейшее деление элементов приводит к разрушению его функциональных связей с другими элементами и получению свойств выделенной совокупности, неадекватной свойствам элемента как целого.

Связь - это то, что соединяет элементы и свойства системы в единое целое. Связи между элементами и подсистемами одного и того же уровня называются горизонтальными, а связи системы со всеми подсистемами соподчиненных иерархических уровней называются вертикальными.

Подсистема – выделенное по определенным правилам и признакам целенаправленное подмножество взаимосвязанных элементов любой природы.

Каждую подсистему можно разделить на более мелкие подсистемы. Система отличается от подсистемы только лишь правилом и признаками объединения элементов. Для системы правило является общим, а для подсистем – более индивидуальным. Исходя из этого, систему можно представить и как нечто целое, состоящее из подсистем, каждую из которых можно рассматривать относительно самостоятельно. Подсистемы, выделенные на одном горизонте, являются подсистемами одного уровня. Деление подсистем на подсистемы более низкого уровня называется иерархией и означает подчинение более низкого уровня системы более высокому.

Тектологические границы как область соприкосновения взаимодействия нескольких систем (элементов систем), являются контурами системы.

Цель системы – это «желаемое» состояние ее выходов, т.е. некоторое значение или подмножество значений функций системы. Цель может быть заданной извне или поставлена системой самой себе, в этом случае цель будет отражать внутренние потребности системы.

Функция системы задается из вне и показывает, какую роль данная система выполняет по отношению к более общей системе, в которую она включена составной частью, наряду с другими системами, выступающими для нее внешней средой. Любое изменение функции, производимое средой, вызывает смену механизма функционирования системы, а это приводит к изменению структуры системы и связей. Система существует пока она функционирует.

Структура системы представляет собой совокупность устойчивых связей и отношений элементов, конкретизированных по величине, направлению и назначению.

Множество систем, существующих в окружающем нас мире, можно классифицировать в зависимости от ряда признаков. Наиболее часто используются следующие подходы к классификации:

1. по взаимодействию с окружающей средой;

2. по степени сложности;

3. по возможности действия системы во времени;

4. по назначению объекта;

5. по формальным свойствам формальной системы.

По взаимодействию с окружающей средой системы подразделяются на закрытые и открытые.

По степени сложности различают простые и сложные. Простые системы характеризуются небольшим количеством внутренних и внешних связей.

По возможности действия системы во времени системы делятся статические и динамические. Статические системы характеризуются не изменчивостью, т.е. их параметры не зависят от времени. Динамические системы, в отличие от статических, изменчивы, т.е. их параметры связаны со временем.

По назначению объекта системы подразделяются на: организационные, энергетические, технические, управленческие и т.д.

По формальным свойствам формальной (например, математической) системы: линейные, нелинейные, непрерывные, дискретные и другие системы.

С позиции системного подхода управление рассматривается как многомерная система и предполагает выделение в системе:

- управляемой системы, являющейся объектом управления;

- управляющая система, субъект управления, является частью системы

управления, осуществляющей управленческое воздействие.

Взаимодействие и взаимосвязь элементов системы (подсистемы, субъекта, объекта) называется управленческими отношениями. Управленческие отношения представляют собой разновидность общественных отношений. Средством реализации управленческих отношений является управленческое решение.

Претворение в жизнь любого управленческого решения происходит посредством управленческого воздействия, отражающее различные формы влияния управляющей системы на управляемую систему с целью изменения способов ее функционирования.

 

II. Кибернетика изучает сложные, динамические системы, которые представляют собой множество подсистем и элементов, соединенных между собой цепью причинно-следственных взаимозависимостей. Каждая машина или живой организм является примером систем взаимосвязанных подсистем и элементов. Работа одних подсистем и элементов становится причиной действия других подсистем. Такая ситуация наблюдается в химии, биологии и социально-экономических процессах.

Кибернетика как наука занимается изучением систем произвольной формы, способных воспринимать и обрабатывать информацию, используя ее для управления и регулирования происходящих процессов.

Применение кибернетики в экономике и управлении служит познавательным целям, так и в хозяйственной практике. Познавательная цель достигается тем, что кибернетика позволяет по – новому рассматривать способы связей между подсистемами и элементами систем, способы построения и функционирования социально-экономических систем в целом и их частей.

Кибернетика, изучая процессы, происходящие в системах, выделяет: вход, выход, процесс или процессор, и обратная связь (см. рис. 3.1).

Организационные системы, как и большинство систем, представляют собой совокупность управляемой подсистемы (объект управления) и управляющей подсистемы (субъект управления). На входе организационные системы потребляют ресурсы (Х1, Х2,Х3,Х4,Х5,Х6,Х7). В процессе преобразования ресурсов организационные системы получают на выходе продукцию (У1) или услуги (У2), являющиеся результатом функционирования (У).

Под управлением, с позиции кибернетики, понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном параметре состояния или перевод ее в новое (боле желаемое, планируемое) состояние путем организации и реализации целенаправленных управляющих воздействий.

Важную роль в управлении имеет обратная связь. Обратная связь – сигнализирует о достигнутых результатах (посредством передаваемой информации) с целью изменения идущего процесса через корректировку управляющего воздействия. Обратные связи являются сложной системой причинной зависимости и заключаются в том, что результат предыдущего действия влияет на последующее течение процесса; причина испытывает на себе обратное влияние следствия. Если обратная связь усиливает результат первоначального воздействия причины, то она называется положительной, если ослабляет – отрицательной. Положительные обратные связи выводят систему из состояния устойчивости, отрицательные – способствуют его сохранению.

 

 

 

Основными ресурсами (см. рис. 3.1.), необходимыми для функционирования организационной системы, являются:

Х1 - предметы труда, т.е. сырье и полуфабрикаты, перерабатываемые в

процессе производства в конечный продукт;

Х2 - средства производства, т.е. технологическое оборудование,

производственные здания и сооружения, обеспечивающие переработку

предметов труда;

Х3 – земля с ее поверхностью, недрами, морями и т.д.;

Х4 - труд, т.е. умственная и физическая деятельность людей,

обеспечивающая выполнением необходимых производственных

операций и удовлетворение потребностей человека в труде –

источнике материальных благ;

Х5 - информация, необходимая для обеспечения функционирования

организации (информация о состоянии окружающей среды,

технологическая, техническая, экономическая информация и т.д.);

Х6 - энергетические ресурсы;

Х7 - финансовые ресурсы (финансовый капитал);

 

Х1 и Х2 в совокупности образуют вещественный капитал, являющийся объектом инвестирования финансового капитала, что позволяет осуществлять

расширенное воспроизводство.

Ресурс «земля» (Х3), обладает специфической особенностью, поскольку ее недра не возобновляемые, а также качество данного ресурса зависит от индустриальной деятельности общества, отрицательно влияющей на экологическое состояние окружающей с




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 5945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.399 сек.