Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иконографические

Письменные

Ненаучные

Качественно-количественные:

1)-качественная документация (иногда называют вербальными) - анализ, оценка, прогноз.

2)-количественная документация (=статистическая документация) – вся статистическая отчетность (перепись населения, выборочные опросы и т.д) и т.д.

В зависимости от формы фиксации инфы:

-1а)-рукописные

-1б)-печатные

-кино / фото / видео документы / произведения искусства (гравюры, эмблемы и т.д.)

Аспекты анализа:

· - можем анализировать как документы прежних эпох, которые позволяют анализировать различные стороны жизни в различный период времени

· -как документация по изобразительному искусству, когда само искусство анализируется как явление эпохи и отсюда изучать жанр, стилистику и т.п.

· -можно изучать документы, с целью сделать выводы о личности их авторов

· -с целью выяснить их целевую задачу и функции

· т.к. через такие документы воздействуют на создание, мы можем изучать методы воздействия

3)-Фонетические документы – радио, магнитные и иные носители.

4)-…

 

Надежность и достоверность документов

 

Надежность документа – степень объективности инфы. Это то, насколько она отвечает объективной подаче фактов. Источник инфы здесь – реальный объект.

Достоверность документа - степень эффективности изучения анализа инфы и источник достоверности, методы социологического анализа (!!!) – достоверность обеспечивают социологии тем, насколько правильно выберут документ.

 

Степени формы использования официальных и личных документов и их место в социологическом исследовании

Документы используются в совокупности с другими социологическими данными (иногда отдельно), могут помочь в процессе разработки и формулирования гипотез, уточнения целей и задач исследования.

Существенная роль принадлежит официальным и неофициальным документам, в процессе проверки гипотез.

Чем больше гипотезу подтверждают, тем больше оснований считать гипотезу истинной.

Для углубления знаний об исследуемом процессе, при этом не только об объективных его основах, но и о представлениях участников этого процесса о событиях, явлениях.

Документы официальные и личные могут быть фундаментом, когда других источников либо нет вообще, либо они явно недостаточны и являются индуктивной основой для теоретических выводов.

Специфика работы с документами

Методы анализа документов можно разделить на две группы ( МАД):

1- Традиционные - качественный анализ = изучение документов

a. – в основе имеют понимание сути содержания, состояния, структуры

2- Формализованные – количественный анализ = контент-анализ (К-А)

a. – счет

 

 

КАЧЕСТВЕННЫЙ анализ документов – начало работы с документами.

Здесь особое внимание концентрируется на методических правилах работы с документами.

Выделяет 4 аспекта методических правил (Клакхал / Энджел):

1-. критика со стороны:

a. –степень достоверности документа (копия – подлинник, первичная инфа – вторичная и т.д.)

b. –авторство

c. –дата создания документа

d. –теоретическое и семантическое значение

2-. критика изнутри (проверяем достоверность сообщаемых документов фактом) +++!!! решить проблему Личное Выравнивание – способность и желание автора сказать правду

3-. синтез:

a. –должны установить причинно-следственные связи, выяснить мотивы, ценностные ориентации и установки автора документа

4-. прогнозы и рекомендации

 

Анализ может происходить не только в 4 –х аспектах но и в Два этапа:

1-осуществление внешнего анализа (дает характеристику внешних особенностей документа) – особенности стиля, языка, времени, места создания, характера среды, в которой документ писался, социальную принадлежность и культурный уровень автора. +++ мы можем выявить и оценить проблему тенденциозности (найти содержащиеся ошибки и искажения). Тенденциозность базируется на мотивации ===> изучение мотивов написания.

· - Тенденциозность снижается, когда истина автору безразлична.

· -когда сообщение может быть пагубно для автора

· -повышает правдивость, когда сообщаемый факт легко проверяется

· -когда сообщаемая информация противоречит имеющимся представлениям и достаточно обоснована

2-осуществление внутреннего анализа: -

1)-определение места документа в системе социальной документации. Здесь необходимо выявление социальных факторов, обстоятельств, причин, которые обусловили, сровоцировали появление документов

2)-должны уяснить связи и зависимости между итзменениями в сознании и поведении людей и вызвавшими их документами.

3)- мы должны установить степень социальной эффективности … и соответствия этому документа условия..??? – когда документ!!!, который теоретически должен, например, улаживать конфликт, его наоборот раздувает

4)-мероприятия по пересмотру, утверждению или созданию нового документа.

 

К правилам работы с документами ТРАДИЦИОННОГО анализа относятся:

1) -в документальной информации должны различать описание и оценку событий

2) –необходимо выяснять целевую установку создания документа

3) –как получена информация (первичная или вторичная)

4) –мы должны проверить подлинность информации и самого документа

Вопрос: «Как проверить подлинность информации?»

3 способа:

1)-Обычный – знакомимся с содержанием документа и высматриваем отдельные нюансы по форме или содержанию документа (что-то может показаться сомнительным, нетипичным, алогичным, тенденциозным)

2)-Классический (=традиционный) – изучая документы, всегда выдивгают гипотезы, на основании которых определяем логику документа, его стройность, последовательность информации, ссылки, логическая точность, связность и т.д.

3)-Интенсивный способ – включает проведение как Качественного (традиционного), так и Контент-анализа

 

ТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД – включает все многогобращие умственных операций, которые направлены на интерпретацию содержания документа, в соответствии с целями исследования. Чаще всего цели образения к содержанию, не совпадают с целями, которые преследовал автор (создатель) документа.

===>нужно выбирать лишь то, что пригодно для социологического исследования, связано с проблемой и то, из каких источников можем получить недостающую инфу.

Адаптация содержания документа к исследовательской задаче. Основан на интуитивном прочтение документа, логическом обосновании сделанных выводов и заключения. Типичные примеры анализа текстовых источников – изучение социологами всевозможных научных рабт по проблеме исследования.

 

Главное ограничение использования традиционных методов анализа документов – возможность субъективных влияний исследователей на результаты анализа. Возможность влияния сложившихся стереотипов и стереотипных представлений о проблеме и предмете анализа.

 

Этот недостаток отчасти компенсируется Формализованным методом – статистическое исследование числа строк, частотность упоминания терминов, регионов, слов, частотность публикаций и т.д.

 

Итого – традиционный метод – задействуем логику и даже интуицию ---- но отсюда субъективизм.

 

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (К-А)

-качественно-количественный

- это метод изучения Сообщений, в различных сферах социальной коммуникации, и зафиксированных в форме письменного текста.

Сущность этого метода состоит в том,чтобы найти такие свойства. Признаки, черты текста, которые бы отражали существенные стороны его содержания. С помощью К-А выявляется частота характеристик текста, которая позволяет исследователю делать определенные выводы относительно коммуникатора (создатель сообщения) или возможных реакций реципиентов. К-А – это анализ содержания массовых совокупностей текстов, с использованием формализованного наблюдения. Т.е. имеются, в отличие от традиционного анализа, стандартизованные правила поиска, учета и подсчета количественных показателей и изучаемых характеристик текста, и статистических процедур в социологических целях

 

КА может применяться как самостоятельный метод исследования (основной метод), в комплексе с иными методами (параллельный), контроль (вспомогательный)

 

Принципы КА:

· - научная строгость исследования

· -восхождение от текста к внетекстовой реальности

 

Применение КА:

· -высокая степень точности и объективности (????????)

· -при наличии обширного и несистематизированного материала позволяет систематизировать

· -когда харктеризуется частотой применения и когда текстовой материал нельзя интерпретировать без частоты появления ч-л

· -для выяснения насколько содержание текстов связано с интересами и ценностными ориентациями к-л групп

· -для изучения изменений для соц регуляции в связи с объективными изменениями в обществе

· -для выяснения направленности деятельности каналов (источника) документов

 

Система индикаторов применения КА:

Лаурестин (разработал схему)

Рассматриваемый аспект процесса массовой коммуникации Задачи КА Объект анализа Предмет анализа
1)-отображение объективных событий и явлений 1А)-реконструкция события и явления 1Б)-установить закономерности отображения к-л событий в СМИ 1А)-денотативное содержание сообщений (ДЕНОТАТ –истина) 1Б)-тематическая структура и семантическое значение сообщения 1А)-объективные характеристики внетекстовой реальности и средств общения 1Б)-это картина мира создаваемая СМИ
2)-выражение целей и характеристик Sкта-производителя информации 2)-выявление социальных задач коммуникативных намерений и пропагандистских целей деятельности коммуникатора 2)-функциональные характеристики сообщений: =>соотношение познавательных, ценностных и нормативных элементов в содержании сообщений   2)-субъект-произволитель инфы и институт СМИ, а также социальные функции сообщений
3)-удовлетворение коммуникативных потребностей S 3)-выявление возможности сообщений, и удовлетворения информационных потребностей аудитории 3)-информационые качества сообщения 3)-сообщение характеристик сообщений информационных потребностей аудитории и ифонрмационных функций сообщения
4)- Взаимодействие соц S-ов Прогнозирование или объяснение коммуникативную эффективность воздействия Язык сообщений, структура текста, пропагандистские приемы -Соответствие коммуникативных средств целям воздействия и коммуникативному опыту аудитории -потенциальные эффекты коммуникации (то, о чем автор не думает при закладывании сообщения)

 

ЦЕЛЬ К-А:

· 1- узнать что было до текста

· 2- узнать что попало в текст

· 3- узнать что будет существовать после текста (возможное восприятие адресатом)

 

Принципы К-А

· 1-систематичность – реализуется, если все содержание будет проанализировано по единой методике (недопускается частичный анализ, произвольное исключение из поля зрения тех или иных текстов) НАПРИМЕР – исследователь не имеет право игнорировать материалы, не подтверждающие его гипотезы. Предполагает соблюдение всех правил отбора элементов выборочной совокупности

· 2-обобщенность – состоит в том, чтобы получить из текста информацию о внетекстовой реальности – авторе, истории и т.д. +++ учет только манифестируемого значения (значения, которое предполагается) +++ коммуникативность (то, что позволяет перевести текст)

· 3-объективность (достигается при условии соблюдения алгоритмизированного (осуществляемого по определенным правилам) перевода текстовой инфы в количественные показатели) ===> для этого необходимо четко выделить категории и единицы анализа + наибольшая объективность – при компьютерном К-А (первый – Стоун (?) – элементы содержания по неким критериям (60-е гг)) +++ контроль

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Позволяют восстановить к-л явление | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.