Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод наблюдения




Й пример

Й пример

Й пример

Й пример

Й пример

Исследования по реальной и желаемой модели ТВ по некоторым каналам. Цель – изучить ТВ предпочтения, которые представлялись актуальными.

Исследование – описательное, прикладное, разовое, выборочное.

Вопрос – люди неоднозначно воспринмало ТВ русское и бел. Отмечалась низкая популярность Бел ТВ среди молодежи. Констатация – проигрыш бел-каналов.

Проводилось социолог исследования, здесь мы выделяли модели предпочтений. Не брался Интернет (только ТВ).

Гносеолог пр – фиксировали противоречие между знанием о аналичи негат взгляда

Отсутствие инфы о том, что люди хотят видеть.

 

Предметная сторона – активно работало МинОбр и др.

В качестве объекта – программа ТВ по каналам. Единица анализа – канал, рубрика. Единица счета – телепередачи, время выхода в эфир.

Для достижения цели – степень доверия к каналам, попытка рейтинга передач, конструирование моделей и т.д.

Получилось – основные понятия подвергались интерпретации (категория «предпочтение», «информац предпочтение», «телеканал», «телепередача» и т.д.). После – операционализация.

Каналы:

-гос / не гос, науч поп/эротические и т.д., предпочтения по полу, образованию, возрасту, тематической направленности, факторы выбора телеканалов, дифференциация ценностных ориентаций.

 

ГС здесь – программа ТВпередач за неделю. Использовали метод К-А. Далее – регистрация признаков по выделенным категориям.

 

Проблема ВИЧ/СПИД

Изучали осведение проблемы в СМИ. Метод К-А.

Выбрали 10 газет: 3 – центральные ежедневные, еженедельная газета, 3 областные (Гомель, Брест, Витебск – вспышки заболеваний), 3 районные газеты (Светлогорск, Лида и Молодечно – т.к. большие вспышки заболеваний).

Сроки – 1 декабря – день борьбы со СПИД, 31 мая – день памяти умерших от СПИД. ===> ограничены тем, чтобы попали материалы к обеим датам.

В течение года.

Категории анализа – Газета, дата (ибо к датам – всплеск), автор (ФИО – анализ того, кто он – эксперт, журналист, психолог и т.д.), расположение статей (на первой полосе, на последней, анонс-без и т.д.), жанр статьи (выстапли: анализ, интервью), приурочение статьи (к дате. Событию) ----- все это пока количественные категории.

----------качественные категории ---------- кто в центре повествования (врач, больной и т.д.), фигурирование конкретных организаций и фондов, есть ли статистика и откуда взята, вопросы пропаганды здорового образа жизни.

Строится таблица – регистрируем наличие/отсутствие признаков. В этом исследовании – отдельный столбец – замечания. Эти замечания писали кодировщики (те, кто работал на контенте). На замечаниях записывали ключевые фразы.

 

Женщины и насилие

Газеты – по выборке – национальные и локальные.

Анализ показал за год, что по проблеме мало пищут, или инфу искажают. Нет адекватного понимания проблемы.

 

Анализ через К-А рекламы

Конструирование образа женщины.

Задача – проанализировать сексистские шаблоны.

 

Традиционные стериотипы по рекламе – мать-женщина-жена и др роли.

 

ЛИНГВОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

 

=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=

 

ДЗ – посмотреть типы классификации документов (!!!)

--------------------гендерные стереотипы мужчин в рекламе

--------------------Выбрать тему (!) – не только газеты-материалы но и разбивку на категории и единицы. Для начала – простые формы К-А. След вторник. – Материалы тащит сюда (СКАЧАТЬ ПРОГУ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ из Inet). До 3-х человек.

 

Газета – 20 последних номеров.

Продумывать тему.

 

Манаев – КОНТЕНТ-АНАЛИЗ.

Доцент – Ефимова Надежда Викторовна – самые яркие и классические именно социологические исследования.

 

Контент-анализ может быть применен…

 

!-«Белорусское предпринимательство: … реальность» - Социология №2, 2001 – Ефимова (!!!) – посмотри.

!-Почепцов «Теория коммуникации» - М.: 2000 (см 4 главу)

!-сборник статей – «Методология исследования политического дискурса»: Актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов, под общей редакцией Ухвановой-Шмыговой (Минск, БГУ) – выпуск 1, 2.


 

- общенаучный метод (используется и в других науках).

 

Наблюдение (в социологии) - это НЕ наблюдательность – отличия:

· -осуществляется по специально разработанной программе: тут указано где, когда,за кем и за чем ведется наблюдение + сколько это будет продолжаться

· -проводится с определенной целью, характеризуется направленностью на достижение к-л цели

· -систематично

· -предполагает обязательную фиксацию результатов наблюдения в спецдокументах

· -предполагает наличие элементов контроля (мы фиксируем результат и думаем – а как проверить, что мы правильно: увидели, записали и т.д.)

Используется для:

· -репрезентации выводов

· -решения проблем

НО:

· -экономическая статистика

· -демография

--------------------под наблюдением часто понимают любую полевую процедуру. Эту процедуру противопоставляют косвенному получению данных из статистических источников

НО – в социологии – это именно метод сбора социологической инфы и первичных данных

 

В конкретном социологическом исследование – наблюдение – это направленное, систематическое, визуальтное восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования социальных явлений.

ИТОГО:

Социологическое наблюдение - научный метод сбора соц информации об изучаемом объекте, основанном на непосредственном восприятии и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых, с точки зрения целей исследования, а также на целенаправленной деятельности, в совокупности приемов (т.к.: обобщение, анализ, оценка) и таких элементов, как (т.к.) систематизация, контроль, цель.

 

 

ПРЕИМУЩЕСТВА / НЕДОСТАТКИ

---наблюдение почти никогда – основной метод сбора инфы --- иногда называют БЕСКОНТАКТНЫМ (неконт.) методом – что позволяет избежать искажение информации, вызванной тем, что респондент знает – он объект исследования --- отсутствует Проблема Понимания: ничего не спрашиваю, потому не надо думать – поняли меня или нет.

- применяется наряду с другими методами и служит узким целям

-будучи грамотно спланированным и проведенным, Н. – может адекватно изображать проблему.

Н. может использоваться:

· -когда инфа необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными методами (например, когда люди не хотят (не могут) достаточно полно и подробно описать последовательность своих действий).

· -в исследованиях, когда О не полностью описан (изучен) и необходимо уяснить проблемное поле и его предварительное формулирование, формулировка гипотез и их проверка

· -в описательных исследованиях

· ------------------------------

o -на начальном этапе исследования (описание ситуации)

· -экспериментальная ситуация

· -как ОСНОВНОЙ ПРИЕМ получения соц информации

·!!! – дает возможность исследователю получать инфомацию будучи включенным в процесс – можем получать и фиксировать динамику

·!!! – наблюдение селективно -!!! – дает возможность реагировать на одни и не принимать во внимание Другие. Это позволяет углубленно анализировать изучаемые ситуации и концентрировать на них внимание исследователя

Не может использоваться:

· -если человек рассматривает ситуацию как традиционную и не рефлексирует

· -если человек наоборот – крайне эмоционален

· - корректирующее воздействие наблюдателя – субъективность смотрящего в восприятии и оценке ----------- эффект может быть устранен. --- Потребовать написать на листке – левая часть – факт правая – отношения и восприятие

· -социологическое наблюдение – опирается на общую и специальную социологическую теорию – Теория личности

 

СТРУКТУРА:

· - О наблюдения

· - S наблюдения (наблюдатель)

o -условия наблюдения– документы наблюдения: программа, карточка, дневник, протокол наблюдения и т.п.

o – единицы и категории наблюдения выделяем на первом этапе (при составлении программы-схемы) – после операциониализации

o – условия наблюдения

§ -время

§ -место

§ -ситуация по поводу которой происходит наблюдение

o –понимание условий дает контекст ситуации ===> условия всегда регистрируются

· -цель - - - через проблему

· -элементы фиксации --- фиксируемые признаки

· - информация фиксации (то, что излагает исследователь посредством каких-либо знаковых форм и т.д.)

· - инструменты фиксации

· - восприятие O

· -оценка событий

· -анализ инфы

· -обобщение

 

 

Классификация видов наблюдения:

· -оперативное наблюдение (((((((КУПИТЬ ОСИ)))))) ---- по времени = длительности события

o –быстрая оценка события

o –вышла из социологии форумов (вышло из экспресс-форумов – оценка собраний)

o –наблюдатели располагаются по периметру и по диагоналям наблюдаемого объекта

§ -каждый наблюдатель может регистрировать либо одну единицу, либо несколько

§ -каждому наблюдателю – инструктаж по личной безопасности, выдаем удостоверение, инстуруктируем по методике проведения исследования и т.д.

· -в зависимости от элементов контроля при проведении наблюдения

o –контролируемое

§ -наблюдение повторно (но ситуация может измениться) ---- серия контрольных наблюдений

§ -одновременное наблюдение разными S и последующее сравнение результатов наблюдения

§ -влияет квалификация

§ --

o –неконтролируемое

· -по степени формализации

o –структурированное

o –не структурированное – заранее не определяет, какие элементы ситуации он будет наблюдать (с помощью этого вида наблюдения выделяют границы объекта, его элементы и определяют, какие элементы наиболее важны) + должна быть описана обстановка +++ выводы о том, что имеет большее внимание и дальнейшее сосредоточение на конкретных элементах

· -по регулярности проведения

o –систематическое

o –случайное

 

 

=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.