КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Томаса Гоббса
Все обезьяны живут на деревьях. __________________________________________________ Гориллы, шимпанзе, орангутанги - обезьяны. Гориллы, шимпанзе, орангутанги живут на деревьях. Теория индукции. Всякое человеческое восприятие, по Бэкону, свидетельствует о каком-то событии, происходящем во внешнем мире. Задача познания - не предвосхищать события, а систематизировать их. В этом отношении теории и общие понятия играют, по Бэкону, ту же роль, что и систематические каталоги в библиотеках: с их помощью человеку легче ориентироваться в море накопленных знаний. В качестве универсального метода обобщения знаний о мире, данных нам в ощущениях, Бэкон рассматривал умозаключение от частного к общему или индукцию.
Пример индуктивного умозаключения:
1.1.6. Заключение. Философия Бэкона оказала существенное влияние на дальнейшее развитие философской мысли. Д. Дьюи - американский философ-прагматист - рассматривает Бэкона как одного из родоначальников прагматизма, связавшего воедино понятия знания и пользы.
Т. Гоббс (1588 - 1679) - представитель английской философии.
1.2.1. Сенсуализм Гоббса. Гоббс считал, что «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения». Он отвергал существование врожденных идей, присутствующих в человеке изначально, с момента рождения.
1.2.2. Номинализм Гоббса. Слова, по Гоббсу, представляют собой произвольные метки вещей. Всякая вещь, в принципе, может быть обозначена различными словами и даже несколькими различными словами сразу. Например, одно и то же животное мы именуем гиппопотамом и бегемотом, а о другом животном мы можем сказать, что это медведь, хищник, млекопитающее, теплокровное. Именно произвольность наименований приводит, по Гоббсу, к возникновению множества языков. Абстрактные понятия (белое, высокое, твердое и т.д.), которые невозможно сопоставлять с вещами непосредственно, Гоббс считал именами имен. Они присваиваются именам произвольно, подобно тому, как сами имена присваиваются вещам. Однако, в отличие от имен вещей, реальность которых обуславливается реальностью вещей, данных нам в ощущениях, реальность абстрактных понятий, по Гоббсу, чисто условна и обусловлена исключительно соглашением между людьми о порядке словоупотребления.
1.2.3. Учение о пространстве и времени. По Гоббсу в окружающем нас мире нет ничего, принципиально отличного от материи. Гоббс отрицал существование пустоты и пустого пространства как вместилища тел. Пространство, по Гоббсу, - это всегда конкретная протяженность конкретных тел. Аналогично время - это «образ движения» тел. Оно «существует не в самих вещах, а только в мышлении».
1.2.4. Учение о государстве и праве. Государство, по Гоббсу, есть составное тело. До возникновения государства человек руководствовался в своем поведении исключительно желаниями и страстями, не брезгуя никакими средствами для улучшения своего положения. Люди жили по принципу «человек человеку - волк», что в конце концов должно было привести к самоистреблению людей. Осознав эту опасность, люди перешли из естественного состояния в гражданское, учредив государство посредством общественного договора. Государство призвано ограничивать свободу людей, спасая их, тем самым, друг от друга. При этом гражданское строительство должно осуществляться в соответствии с «золотым правилом»: «Не делай другому того, чего себе не желаешь».
1.2.5. Заключение. Учение Гоббса о государстве оказало существенное влияние на последующие поколения социальных философов. Его методология рассматривается как один из источников современного позитивизма.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |